ЭПИКУРЕИЗМ
Источник: Философский энциклопедический словарь
J. Brun. L’épicurisme. Paris, 1959; A. A. Long. Hellenistic Philosophy. London, 1974; M. Hossenfelder. Stoa, E. und Skepsis, 1985; H. Jones. The Epicurean Tradition. London, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Источник: Советский философский словарь
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
Источник: Словарь по этике
Источник: Философский словарь.
Цель жизни – достижение счастья, счастье – достижение удовольствия. Над входом в «сад», где находилась школа Эпикура, замкнутое содружество, была надпись, где удовольствие именовалось высшим благом. Человек стремится к удовольствиям различного рода. Есть удовольствия не естественные и не необходимые (жажда славы, стремление к власти, к богатству). Существуют удовольствия естественные, но не необходимые (изысканные яства, красивая одежда, роскошное жилище). Этих удовольствий следует избегать, ибо они вызывают в душе пагубное для человека волнение. Стремиться же надо только к естественным и необходимым удовольствиям (утоление голода, жажды, спасение от холода и непогоды). Такие ограниченные «удовольствия» избавляют человека от многих ненужных волнений, делают его независимым. Нужно также различать удовольствия активные и пассивные. Процесс еды – удовольствие активное, много ценнее пассивное удовольствие – успокоение после еды. Также и любовь как активное удовольствие надо предпочесть дружбе – пассивному наслаждению.
Вершина счастья для сторонников Э. – безмятежный покой (атараксия), отсутствие страдания. Счастье – это служение себе, самодостаточность индивида. Отказ от общественной жизни – важная особенность Э. «Живи незаметно» – лозунг этого философского течения. Отсутствие страданий тела и души как предел удовольствия достижимо с помощью разума. Философия как выражение разума становится «практической» философией. Главным оказывается вопрос «как жить?», как найти ту жизненную основу, которая поможет избежать страха – всеобщей формы человеческого страдания.
Неискоренимая двойственность Э. – выдвижение в нем на первый план человеческой субъективности и одновременно «умаление» человека – отразилась и на понимании предназначения философии. Без философии невозможно достичь счастья, однако философия всегда выходит за рамки этой «практической» задачи. Она сомневается, пробуждает в человеке неосуществимые желания. В этом случае необходимо отказаться от философии, ибо благоразумие и покой дороже.
Если слава, власть, любовь, политика, изысканные одежды и обильный стол перестали манить к себе человека, остается его страх перед неизбежностью смерти, перед природной необходимостью, перед наказанием за неправедную жизнь. Страх лишает его невозмутимости, ведет к страданию. Но и в этом случае философия помогает человеку справиться со своими страхами. Смерть, говорит философия, это всего лишь ничто. Пока ты жив, ее нет, когда же ты мертв, она для тебя уже не существует. Не стоит бояться и наказания богов. Боги не управляют миром, они – идеал для человека, а идеал – это абсолютное блаженство, покой. Ничто не может нарушить покоя богов, пребывающих в состоянии блаженства, поэтому контакт с миром людей для них исключен. Не надо бояться и превратностей судьбы, природной необходимости.
Эпикур и его последователи, обосновывая возможность избавления человека от этих «трех страхов», ссылались на атомистическую доктрину. Всё состоит из атомов, душа также материальна, следовательно, смертна. Поэтому стремление к бессмертию бессмысленно. Боги, также имеющие подобие тела, занимают особое, изолированное от людей междумировое пространство.
Возможность человека «уклониться» от оков необходимости Эпикур связывает с возможностью самих атомов отклоняться от прямолинейного движения. Свобода заложена в самих основаниях мира, но это свобода «ухода», отклонения, случайности. В этом пункте особенно ярко видна двойственность Э., как и эллинистической философии в целом. Стремление отстоять свою самостоятельность перед лицом необходимости, природы человек выражает с помощью тех же аргументов «от природы». С помощью свободы-случайности он готов обыграть природу-случайность. Хотя нити, связывающие человека с природой, социумом, ослабли, он всё же не решается окончательно их порвать. Хотя Э. внутренне близок скептицизму и стоицизму, он вызывал критику со стороны стоиков и скептиков, позже – Отцов церкви.
Источник: Краткий философский словарь.
Основанная Эпикуром школа (первоначально в Колофоне, в 310) после перенесения в 306 в Афины получила второе название по месту своего расположения — «Сад». В истории эпикурейской школы выделяют несколько этапов. Ранний, или Древний Сад (кон. 4 — нач. 3 в. до н. э.), связан с деятельностью самого Эпикура и его ближайших учеников Метродора из Лампсака, Полнена, Гермарха, Леонтея, Идоменея, Колота и др. К Среднему Саду (2 — сер. 1 в. до н. э.) относятся Филонид, Аполлодор Афинский, Зеноя из Силона, Деметрий из Лаконии, Диоген из Тарса. Поздний Сад — это римский эпикуреизм. Появление эпикуреизма в Риме было сопряжено с его вульгаризацией, повлекшей за собой гонения на первых эпикурейцев. Алкей и Филиск, явившись незваными в 155 до н. э., были изгнаны за проповедь распущенности (Aelian. ar. hist. 9.12). Гай Амафиний (2-я пол. 2 в. до н. э.) написал первый эпикурейский трактат на латинском языке, в котором примитивизировал этику Эпикура, сведя ее к удовлетворению потребностей тела (Cic. Tusc. disp. 2.37.8, 4.3.67). В сер. 1 в. до н. э. в Кампании возникли эпикурейские кружки: в Неаполе, возглавляемый греком Сироном, в Геркулануме — Филодемом из Гадары. Оба, и Филодем, и Сирон, были учениками Зенона из Сидона, и между их кружками существовали контакты. О связи Лукреция с ними ничего не известно. 1 в. до н. э. — «золотой век» римского эпикуреизма. Среди эпикурейцев были как интересующиеся греческой культурой поэты — Вергилий, Варий, так и известные аристократы, крупные политики, напр. Луций Кальпурний Пизон. Гай Кассий Лонгин, Гай Требаций Теста, Тит Помпоний Аттик. Аскетическая эпикурейская доктрина была смягчена и приспособлена к условиям жизни римских эпикурейцев. Необходимость участия в политической деятельности заставила их отказаться от одного из самых главных принципов классического эпикуреизма — невмешательства в общественные дела. С гибелью республики значение эпикуреизма падает и возрастает влияние на общественное сознание его оппонента — стоицизма. Однако и в императорскую эпоху эпикуреизм имеет большое количество приверженцев, среди которых, к примеру, Плотина, вдова императора Траяна. О популярности эпикуреизма во 2 в. пишет Плиний (Hist. Nat. 35.5). Эпикуреизм получает распространение в восточных провинциях. Об этом свидетельствуют сочинения Лукиана, грандиозный icyn Диогена из Эноанды, сведения о существовании эпикурейских школ в Вифинии (М. Азия), Апамее, Антиохии (Сирия), а также эпикурейские эпитафии.
Разнообразны формы рецепции эпикуреизма в европейской культуре: от христианизации до вульгарно-социологической интерпретации. Еще Арнобий начал переосмысление эпикуреизма, продолженное Исидором Севильским и, вероятно, представителями Шартрской школы, а затем мыслителями эпохи Возрождения (К. Раймонди, Л. Виллой, Дж. Ванини, Ф. Буонаккорзи, Э. Доле, Ф. Рабле, М. Монтенем и др.). В 17—18 вв. эпикуреизм получает широкое распространение во французской (П. Гассендч, Б. Фонтенель, М. Сен-Эвримон, С. де Бержерак, П. Бейль, Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Ma решаль, П. Гольбах} и английской (Ф. Бэкон, У. Чарлстон, Дж. Тоданд, Э. Коллинз) философских традициях. Источником первых сведений об эпикуреизме на Руси стала «Пчела» — византийский флорилегий, переведенный на русский язык в кон. 12 — нач. 13 в. История российского эпикуреизма тесно связана с развитием естествознания и материалистической философии в России.
Лит.: Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М., 1926; Маркс К. Тетради по эпикурейской философии.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 21—140; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М,, 1979; Шахнович М. М. Эпикур и история русского атеизма 18 — начала 20 в.— В сб.: Атеистические традиции русского народа. Л., 1982; Он же. Эпикур в Древней Руси.— В сб.: Русское православие и атеизм в отечественной истории. Л., 1988; Gtiiffi-ida Р. Lepicureisffl nella letteratura latina nel 1 secolo a. C., v. 1—2. Torino, 1940—48; Brun J. Lepicurisme. P., 1959; Paratore E. Lepicureismo e sua diffusione nel mondo latino. Roma, I960; Epicure et epicurisme. Actes de congres 8-me dAssociation G. Bude. P., 1969; Bollack ]., LaksA. (eds.) Etudes sur lepicurisme antique. Lille, 1976; Gigante M. Scetticismo et epicureismo. Napoli, 1981; Capasso i. Studi su Epieuro. La fortuna dellepicureistno:. Studi sullepicureismo Greco e Romano, v. 2, Rassegne bibliografiche. Napoli, 1982; FrisherD. The Sculpted Vford. Epicureanism and Philosophical Recruitment in Ancient Greece. N.Y., 1982; Cawwr C. Prosopography of Roman Epicureans: from the Second Century B. C. to the Second Century A. D. Fr./M., 1988; Ferguson J. Epicureanism under the Roman empire (rev. and supplem. by J. P. Hershbell), ANRW II 36, 4. 1990, p. 2257—2327; Gigante M. Das zehnte Buch des Diogenes Lacrtios: Epikur und der Epikureismus.— Ibid, 36, б, 1992, р. 4302-4307; Idem. Cinismo e Epicureismo. Napoli, 1992; Erler M. Epikur— Die Schule Epikuis — Lukrez,— GGP, Die Philosophie der Antike, Bd. 4: Die hellenistische Philosphie, hrsg. v. H. Flashar, Hbbd. l. Basel, 1994; Lepicureismo greco e romano. Atti del Congresso Internationale tenutosi a Napoli, 19—26 maggio, a cura di G. Ginnantoni e M. Gigante. Napoli, 1996.
M. M. Шахнович
Источник: Новая философская энциклопедия
В Саду философские занятия сочетались с дружеским общением: практиковавшиеся в нем нравы отличались скромностью; среди слушателей были рабы и женщины; в противовес Пифагору, Эпикур не считал, что духовная общность друзей должна дополняться общностью имущества, ибо это могло бы стать источником недоверия между ними. Основой эпикурейского союза была верность учению и почитание личности учителя; есть свидетельства, что Эпикур тренировал память учеников, заставляя их заучивать наизусть собственные сочинения, а в завещании он наставляет учеников, помимо ежегодных торжеств и жертвоприношений в день его рождения, ежемесячно собираться в память о нем и о его рано умершем друге Метродоре. Эпикурейская школа была беспримерной в истории по длительности существования и преданности необожествленному учителю; в рамках единой преемственной линии она просуществовала более 600 лет и окончательно исчезла в 4 в. н.э. Она получает распространение также в рим. мире; в сер. 2 в. до н.э. учение Эпикура было изложено на лат. яз. (Гай Анафиний). Эпикурейские философы упоминаются, в частности, в Новом Завете (Деян. 17:18).
В истории сохранились десятки имен последователей Эпикура, самый известный из них — рим. поэт Лукреций Кар (1 в. до н.э.). Эпикур завещал, чтобы «наследники блюли Сад вернейшим образом» (Диоген Лаэртский, Х,17). Одна из удивительных особенностей эпикурейской школы состоит в том, что она не знает крупных размежеваний, раздоров, как и значительных попыток развития учения. 2. Эпикур разделял философию на три части: канонику, физику, этику. Под каноникой понималось учение о принципах познания, «наука о критерии и начале в самих их основах», под физикой — «наука о возникновении и разрушении и о природе»; под этикой — «наука о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и предельной цели» (Диоген Лаэртский, Х,30). Э. как оригинальное философское учение характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, решительным отрицанием телеологии и бессмертия души, однако основной его доминантой является этика. Эпикур, наряду со стоиками, обозначил тот поворот в философии, когда в ней теоретические, собственно научные изыскания стали подчиняться практическим целям спасения личности от жизненных катастроф. 3. прежде всего связан с идеалом безмятежного покоя, обретаемого индивидом в процессе уклонения от мира; для обозначения этого состояния он использует понятие атараксии. Индивид зависит от мира двояко: непосредственно — из-за неудовлетворенности желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно — из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Вздорными являются страсти, к-рые выходят за рамки удовольствия, понимаемого: а) как отсутствие страданий, ибо человек чувствует боль, а без-болия не чувствует, что и делает это состояние приятным; б) приоритет душевных удовольствий над телесными, поскольку они более длительны, распространяются и на прошлое в форме воспоминаний и на будущее в форме надежд; в) готовность довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей. Только при таком отношении к наслаждениям последние становятся источником свободы, самодостаточности индивида, началом и концом счастливой жизни. Если страдания нейтрализуются культурой удовольствий, то страхи — культурой философского мышления. Философия освобождает человека от страхов перед богами, перед необходимостью, перед смертью, показывая, что они являются следствием невежества. Богов не следует бояться, т.к. божество, к-рое принято мыслить существом блаженным и бессмертным, замкнуто на самого себя, «не подвержено ни гневу, ни благоволению» (Диоген Лаэртский, X, 139); мнение, будто боги вмешиваются в человеческую жизнь, — ложный домысел толпы. Необходимости физиков не следует бояться, ибо она не является всепоглощающей, — иное происходит по случаю, «а иное зависит от нас». Наиболее развернуто Эпикур аргументирует необоснованность страха перед смертью: этот страх беспредметен, т.к. со смертью тела рассеивается также и душа, вследствие чего смерть не имеет к нам отношения; важна не продолжительность жизни, а ее качество, счастье — всегда одно и то же, независимо от того, сколько оно длится; путь к бессмертию лежит через бессмертные блага — свободу индивида, его безмятежность; жажда бессмертия сама становится источником страданий; смерти не следует бояться, но ее и не следует желать. Преодоление страха смерти, считает Эпикур, есть гарантия преодоления всех прочих страхов, ибо ничего в жизни не страшно тому, для кого «нет ничего страшного в не-жизни». Истинность философского знания проверяется критерием душевного покоя, поэтому изучение философии - больше, чем умственное занятие, оно есть пространство человеческой эвдемонии, образ жизни. Уклонение от мира предполагает также уклонение от других индивидов как его части.
С внешними обстоятельствами лучше всего справляется тот, кто делает «что можно, близким себе, а чего нельзя, то по крайней мере не враждебным, а где и это невозможно, там держится в стороне и отдаляется настолько, насколько это выгодно» (Диоген Лаэртский, Х,154). Эпикур разделяет межчеловеческие отношения на два уровня: социально-договорной и дружественный. Индивиды, поскольку они подвержены вздорным страстям и страхам, представляют опасность друг для друга. Но «кто знает пределы жизни, тот... вовсе не нуждается в действиях, влекущих за собой борьбу» (Диоген Лаэртский, Х,146). Отсюда первая задача нейтрализовать взаимную враждебность, что достигается посредством договора о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда; этой цели служат общественные представления и отношения справедливости. К социальным обязанностям эпикуреец подходит сугубо утилитарно и не выходит за рамки внешней лояльности; они образуют нижний порог поведения, подобно тому как элементарные природные потребности составляют нижний порог удовольствий. Иное дело — дружба, она имеет самоценное значение. Желая согласовать высокую оценку дружбы с идеалом самодовлеющего индивида, Эпикур подчеркивает, что у друзей полнота наслаждений является общей и дружба нужна прежде всего для философских размышлений, для того, чтобы совместно культивировать счастливую жизнь. Следует учесть, что счастье, согласно Эпикуру, бывает двух родов: «высочайшее, как у богов, настолько, что его уже нельзя умножить», и другое, к-рое «допускает и прибавление и убавление наслаждений» (Диоген Лаэртский, X, 121). Первое свойственно богам, второе - людям. Дружба играет незаменимую роль в ограниченных обстоятельствах человеческого счастья. Определяя счастье как атараксию, равное самому себе состояние безмятежного покоя, отсутствие телесных болей и душевных тревог, Э. подчеркивает тот момент, что индивид может найти опору в самом себе и что только на этом пути возможно устранить источники человеческих обид и несчастий - ненависть, зависть, презрение. Э. стал в последующей истории философии одним из основных теоретических источников при осмыслении атомистических идей и, в особенности, этического индивидуализма в вариантах гедонизма и эвдемонизма. После греко-рим. античности, когда интерес к нему поддерживался деятельностью школы, он получает широкое распространение в эпоху Возрождения (Лоренцо Валла, Ф.Рабле, К.Раймонди и др.), а также в 17-18 вв. во Франции (П.Гассенди, Ж.Ламетри, П.Гольбах, Б.Фонтенель и др.) и в Англии (Ф.Бэкон, Дж.Толанд и др.). 3. Э. закрепился в истории философии и культуры как определенная этико-нормативная традиция.
В истории философии он стал синонимом этического индивидуализма и эвдемонизма, он истолковывает добродетель гл.о. как средство по отношению к счастью и видит в ней продолжение природного стремления индивида к наслаждению и пользе. Как философски аргументированный образ жизни Э. противостоит и дополняет стоическую этику долга. За пределами философии Э. воспринимается по преимуществу как гедонизм, в обыденном сознании эпикуреец — это любитель чувственных наслаждений. Вульгаризация Э. началась при жизни самого Эпикура. Так, стоик Диотим распространял приписываемые Эпикуру подложные письма развратного содержания. Возражая своим критикам, Эпикур говорил, что под наслаждением как конечной целью жизни он никогда не понимал чувственное наслаждение. Многие мыслители (в т.ч. и из среды его стоических оппонентов, как, напр., Сенека) и в древности, и в Новое время поднимали голос против гедонистического искажения Э. Но это не смогло разрушить закрепившееся в общественном сознании представление об Э., в к-ром, видимо, есть рациональное зерно. Своеобразие Э. и в самом деле состоит не в идее нравственной автаркии личности (она была свойственна и стоикам, и скептикам школы Пиррона), а в том, что путь к ней лежит через культуру наслаждений. Лит.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [X]. М.: Мысль, 1986; Гусейнов А.А.. ИррлитцГ. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987; ГюйоЖ.М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями// ГюйоЖ.М. Собр. соч. Т. 2. СПб.: Изд-во т-ва «Знание», 1899; МаковеяьскийА.О. Древнефеческие атомисты. Баку: Изд-во АН Лзерб. ССР, 1946; Материалисты Древней Греции. М.: ГосПолитиздат, 1955; Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М.: Новая Москва, 1926; Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М.: Госполитиздат, 1959. А.А.Гусейнов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001