ЭПИКУРЕИЗМ, ЭПИКУРЕЙСТВО
ЭПИКУРЕИЗМ, ЭПИКУРЕЙСТВО
направление в др.-греч. и рим. философии, названное по имени его основателя Эпикура. Местом собраний эпикурейцев в Афинах был сад, принадлежавший основателю и завещанный им его шк., к-рая в древности нередко называлась «Сад Эпикура». Учение Эпикура о дружбе стало определяющей установкой для его последователей. Модные в эпоху эллинизма т.н. «аполлоновские кружки» были своеобразной заменой распадавшемуся полису. Сторонники Э. отличались благородством и веселым образом жизни. В Риме Э. стал популярным уже в середине II в. до н.э. Видными его представителями были Лукреций, Вергилий (в юности) и Гораций. Систематизатором Э. был поэт и философ Филодем из Гадары (I в. до н.э.). Во II в. н.э. произошло оживление Э. в Риме, что было реакцией на усилившуюся веру в откровение и склонность к мистицизму. В конце II в. житель г.Эноанды в Малой Азии Диоген велел выгравировать на стене одного портика основы Э. (т.н. «эпикурейское послание»). С IV в. началось снижение интереса к Э. Сущность идей Эпикура часто вульгаризировалась, излагалась в извращенной форме. Представление о том, что основой Э. явл. стремление лишь к чувственным наслаждениям, изнеженности и богатству, противоречит образу жизни самого Эпикура и большинства его единомышленников. В XVII в. традиция Э. была возрождена фр. философом П.Гассенди. Лит.: Богуславский А.С. Скептицизм в истории философии. М., 1987; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Кн. X; Боннар А. Эпикур и спасение людей // Боннар А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии / Пер. с фр. М., 1995. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь