ЭНТУЗИАЗМ
Энтузиазм
(ενθουσιασμός, εν в и θεός Бог). У Платона, Аристотеля и других древних греческих писателей энтузиазм означает такое душевное состояние, когда кто-либо чувствует себя проникнутым высшей силой и признает ее за божественную, так как она сообщает высшую степень и меру его внутренней жизни и деятельности, выступающую за обыкновенные пределы, свойственные внутренней природе человека.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
ЭНТУЗИАЗМ
состояние радостного возбуждения, которое греческие философы (в частности, Платон в диалоге «Ион») объясняли божественной одержимостью (по-гр. en-theos — быть в Боге), поднимающее и «переносящее» дух за пределы человеческих забот. Любопытно, что античность считала страстное рвение, сообщаемое энтузиазмом, благоприятным состоянием не только для музыканта, воина или жреца, но и для философа в его поиске истины.
Источник: Философский словарь
ЭНТУЗИАЗМ
от греч. entusiasmos наполненность Богом, экстаз) - воодушевление, страстное, восторженное увлечение идеей, идеалом; большой душевный подъем, выражающий стремление к более всеобщим и более высоким ценностям, особенно религиозным, этическим или эстетическим; напряжение сил под влиянием идеи, когда у человека "вырастают крылья"; это возбуждение сильнее, действеннее и длится дольше, чем возбуждение, вызванное обычным чувственным представлением (Кант).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭНТУЗИАЗМ
(Enthusiasmus; греч. — «наполненность богом, восторженность») — воодушевление, страстное, восторженное увлечение идеей, идеалом; большой душевный подъем, выражающий стремление к более всеобщим и более высоким ценностям, особенно религиозным, этическим или эстетическим; «напряжение сил под влиянием идей, когда у человека «вырастают крылья»; это возбуждение сильнее, действеннее и длится дольше, чем возбуждение, вызванное обычными чувственными представлениями» (Кант). С XIX в. обнаруживается нарастающее обесценение энтузиазма, и он, по-видцмому, еще имеет место лишь в идеологически организованных общностях.
A. Shaftesbury. A Letter Concerning Enthusiasm, 1707, dt. 1981; E. Fink. Vom Wesen des E., 1947; J. Pieper. Begeisterung und göttl. Wahnsinn, 1962.
A. Shaftesbury. A Letter Concerning Enthusiasm, 1707, dt. 1981; E. Fink. Vom Wesen des E., 1947; J. Pieper. Begeisterung und göttl. Wahnsinn, 1962.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Энтузиазм
«В переводе с греческого, – пишет Вольтер, – это слово означает “утробное волнение, внутреннее возбуждение”». Наши словари дают ему иное толкование, выводя из глагола «enthousiazein» – «быть вдохновленным божеством» (сам глагол образован от существительного «theos»). Итак, энтузиазм – это перенос божественного, или чего‑то, считающегося божественным, или просто похожим на божественное. Впрочем, не исключено, что Вольтер не так уж и заблуждался и роль утробы в появлении энтузиазма значительно больше роли божества.
В более широком смысле термин обозначает радостную или восхищенную восторженность. Это состояние сродни опьянению, но благородному и бодрящему, которое, тем не менее, разум должен научиться держать под контролем. Охваченного энтузиазмом человека подстерегает опасность утратить всякое критическое чувство, всякую независимость, проницательность и способность смотреть на вещи со стороны. В особенности это касается массового энтузиазма, лежащего в основе моды и фанатизма. «Партийный дух как ничто другое предрасполагает к энтузиазму, – отмечает Вольтер, – и нет ни одной фракции без своих одержимых».
В более широком смысле термин обозначает радостную или восхищенную восторженность. Это состояние сродни опьянению, но благородному и бодрящему, которое, тем не менее, разум должен научиться держать под контролем. Охваченного энтузиазмом человека подстерегает опасность утратить всякое критическое чувство, всякую независимость, проницательность и способность смотреть на вещи со стороны. В особенности это касается массового энтузиазма, лежащего в основе моды и фанатизма. «Партийный дух как ничто другое предрасполагает к энтузиазму, – отмечает Вольтер, – и нет ни одной фракции без своих одержимых».
Источник: Философский словарь.