(«Del'Heroici Furori») - одно из основных философских произведений Дж Бруно, написано на ит. яз., впервые издано в 1585 в Лондоне; его полное название: «Рассуждение Ноланца о героическом энтузиазме, написанное для высокознаменитого синьора Филиппа Сиднея». Произведение имеет диалогическую форму, написано в стихах и прозе, прозаический текст является комментированием аллегорического смысла стихов. Оно состоит из краткого посвящения, в к-ром говорится, что речь пойдет о героической, божественной любви в отличие от земной любви к женщинам, двух частей, составляющих основной текст и расчленяющихся каждая на пять диалогов, и двух заключительных рассуждений, резюмирующих содержание этих частей.
В первой части описывается высшее благо, зовущий человека божественный свет, показывается, как этот свет проникает в человека, вызывая в нем внутреннюю борьбу, обрекая на противоречия и муки. Бруно рассматривает порядок и действие внутренней борьбы героического энтузиаста, систематизирует препятствия, с к-рыми он сталкивается. Особо анализируется роль воли и ума. Воля направляет человека к высшему благу, приказывает, начинает, проводит и заканчивает; она способна отражаться в самой сути и удваиваться, ей нравится хотеть то, чего она хочет, и не нравится то, чего она не хочет. Ум влечет за собой страсти, является источником неограниченного прогресса мыслей, к-рый может оказаться опасным и обернуться против самого себя, подобно тому, как борзые и гончие псы юного Актеона растерзали своего хозяина («О разум мой! Смотри, как схож я с ним: мои же мысли, на меня бросаясь, несут мне смерть, рвя в клочья и вгрызаясь» — сонет 18). Внутренняя противоречивость, принципиальная амбивалентность состояния героического энтузиазма не являются результатами ошибок или временными издержками, к-рые снимутся и окупятся в состоянии конечного покоя, они составляют суть и смысл его существования; есть время сеять, время — собирать, но это не относится к энтузиасту, к-рого «за мигом миг, за годом год любовь пытает, дыбит, ранит, жжет» (сонет 38). Во второй части исследуется состояние героического энтузиаста, описываются препятствия, к-рые он преодолевает, взлеты и падения на этом пути, в ней речь идет об источниках страсти к возвышенному, о любовной власти, о модусе способностей познания и стремления, раскрывается диалектика воли и разума, состоящая в том, что они взаимно формируют и оживляют друг друга: познание - страсть, и наоборот. Центральным здесь является четвертый диалог, где через аллегорию девяти слепых, каждый из к-рых слеп по особой причине (один - от природы, второй - от ревности, третий - от внезапного яркого света, четвертый - от слишком глубокого созерцания, пятый - от слезливости, несоответствия зрения объекту, шестой - от недостатка умственной пищи, седьмой - от жаркой страсти, восьмой - от величия объекта, девятый - из-за сознания того, что «Бога любят и почитают больше молчанием, чем словом», и им никогда не подняться выше сознания своей слепоты), раскрываются начала (основания), сдерживающие познание божественных дел. Завершается эта часть прозрением девяти слепцов, представляющих девять интеллектуальных сил, девять муз и девять сфер. При этом духовное развитие человека - не ровное движение от слепоты к зрячести, а круговорот, в силу к-рого «все поднимающееся вновь опустится», ибо противоположности тождественны. Эта книга являлась вызовом обществу, к-рое погрязло в лицемерии, фальши, стремлении к материальному насыщению; в к-ром если любовь и существует, то только в чувственном ее проявлении и в интересах продолжения рода. Всему этому Бруно противопоставляет героического энтузиаста, к-рый, прилагая всю силу своих разума и воли, стремится к божественному, возвышаясь над материальным, стремится к познанию истины, добра и красоты, т.е. к Богу, к-рый, согласно его пантеистической концепции мира, присутствует в каждом человеке. И в то же время героический энтузиаст обречен на муку, т.к. путь к высшему благу пролегает через земные страдания; божественное и земное, высокое и низкое, духовную радость и телесные блага нельзя отделять друг от друга; «так дорог мне костер, что жжет меня» (сонет 13), пишет Бруно; костер не перестает быть дорогим от того, что жжет, и не перестает жечь от того, что дорог. Но постижение божественного возможно только с помощью героической любви, объектом к-рой является высшее благо. Героическая любовь очищает человека, увеличивает его творческие способности, раскрывает истину. Это - исключительно динамическое, деятельное состояние, в к-ром самосовершенствование совпадает с познанием. Лит.: Bruno G. Dialoghi italiani. Dialoghi metafisici e dialoghi morali. Fircnze: Sansoni, 1958; Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Клев: Новый Акрополь, 1996.