учение об энергии. Основатель естественно-научного энергетизма - Роберт Майер (1814-1878). Философский энергетизм как мировоззрение сводит все существующее и происходящее к энергии, в т. ч. и материю, дух, которые в его понимании суть не что иное, как формы проявления энергии. Главный представитель этого энергетизма - Вильгельм Оствальд, построивший на этой основе обширную философию природы и культуры, вершиной которой является энергетический императив: "Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее!"
ЭНЕРГЕТИЗМ
ЭНЕРГЕТИЗМ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Энергетизм
(греч. energetikos – касающийся энергии) – доктрина, сформулированная немецким физиком, химиком и философом В. Оствальдом, утверждающая, что энергия является субстратом всех явлений, (как материальных, так и духовных) и поэтому все процессы следует интерпретировать как превращение одного вида энергии в другой вид. Энергетизм пытается объявить себя единственным и истинным философским монизмом. В. Оствальд утверждал, что это понятие необходимо приспособить к теории ценностей и теории развития цивилизации. Сторонники энергетизма утверждали, что с помощью этого понятия можно преодолеть противоречие между материей и духом, материализмом и идеализмом, хотя энергетизм был проявлением субъективно-идеалистических взглядов в рамках эмпириокритицизма (см. Эмпириокритицизм).
энергетизм
ЭНЕРГЕТИЗМ — натурфилософская концепция, выдвинутая в конце 19 в. В. Оствальдом и развивавшаяся Э. Махом и др. учеными, которые пытались объяснить и свести все явления природы к видоизменениям чистой энергии, лишенной материальной основы. Исходя из этого, Мах и его сторонники выступили против атомистической теории строения материи. Впоследствии под влиянием успехов атомизма сторонники Э. были вынуждены признать существование атомов, а идеи атомизма проникли в само учение об энергии, когда было открыто, что энергия может изменяться квантами, т.е. дискретными порциями. Рецидивы Э. возникали и впоследствии, хотя и не оформлялись в особую концепцию. Так, после открытия явления дефекта массы в ядерной физике, превращения электрона и позитрона в кванты поля в реакциях с элементарными частицами стали интерпретироваться как превращение материи в энергию и обратно, хотя в строгом смысле речь должна была идти о превращении элементарных частиц вещества в частицы, или в кванты, энергетического поля. Сходным образом истолковывался закон взаимосвязи массы и энергии и некоторые др. результаты физики. Эпистемологической основой Э. является противоречие между новыми результатами развития науки, в частности учения об энергии, и таким их истолкованием, при котором физические понятия отождествляются с философскими категориями. При этом материя и материальные процессы сводятся только к вещественной сфере, а энергия, как иного рода физическая реальность, исключается из нее. Г.И. Рузавин
ЭНЕРГЕТИЗМ
в общем смысле: учение об энергии. Следует различать ест.-науч. и филос. Э. В первом случае речь идет об одной из отраслей физики, получившей развитие в процессе формирования общей теории термодинамики; основателем физ. Э. явл. Р.Майер (1814—78). Центром физич. Э. явл. закон сохранения кол-ва и взаимоперехода форм энергии. Во втором случае Э. — это направление философии рубежа XIX—XX вв., утверждавшее энергию в кач-ве единой основы реальности и считавшее возможным преодолеть мировоззренческие противоречия материализма и идеализма. Осн. представитель филос. Э. — В.Оствальд (1853—1932), нем. ученый (физикохимик), создавший на базе энергетической теории целостную философию природы и культуры. Согл. ему, традиц. филос. понятия «материя» и «дух» снимаются в понятии энергии, к-рая действует не хаотично, а по принципу возрастающей целесообразности: чем выше уровень сложности и многообразия функционирования энергии, тем меньше уровень ее нецелесообразной траты. Благодаря этому свободная энергия неживой природы последовательно трансформируется в разл. формы жизни и культуры. Концепция Э. была одной из попыток объяснить парадоксальные с т.зр. классич. механики и метафиз. материализма явления, экспериментально открытые в конце XIX в. (прежде всего, сложность структуры атома и взаимодействие его ядра и электронов). Становление квантовой механики дезавуировало ест.-науч. значение Э., идеи к-рого, тем не менее, оказали влияние на формирование нек-рых филос. концепций XX в., в частн. теории эмерджентной эволюции. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Энергетизм
философская концепция, возникшая в конце 19 в. среди части естествоиспытателей. Сторонники Э. сводят все явления природы к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы. Оствальд, Мах, др. сторонники Э., развивая энергетическую интерпретацию естествознания, отрицали научное значение атомистической теории. Но в дальнейшем под влиянием успехов атомистики 20 в. они вынуждены были признать существование атомов. Идеи атомизма проникли и в само физическое учение об энергии: было открыто, что энергия может изменяться дискретными порциями — квантами. Идеи Э. возродились, однако, в менее систематизированной форме в связи с новыми данными ядерной физики и физики «элементарных» частиц. В частности, открытие дефекта массы и возможности превращения пар частиц в поле и обратно были истолкованы как возможность превращения материи в энергию и обратно. Эти «энергетические» утверждения подкреплялись ссылками на закон взаимосвязи массы и энергии (E=mc²), к-рый истолковывался как теоретическое обоснование указанной возможности. Гносеологические корни Э. лежат, с одной стороны, в успехах энергетического метода в естествознании и, с др. стороны, — в трудностях совр. теории строения материи. Э. как философское направление возрождается тогда, когда перед наукой возникает задача проникнуть в более глубокий структурный уровень материи. Э. Оствальда отражал шатание научной мысли в период поисков неизвестных в то время путей познания атомной структуры материи. Совр. Э. обусловлен трудностями, стоящими перед физикой на ее пути познания структуры «элементарных» частиц.
Источник: Философский словарь. 1963
ЭНЕРГЕТИЗМ
философское учение, в основе которого лежит представление об энергии как субстанциальной и динамической первооснове мира. Получило развитие в конце 19 — нач. 20 в. преимущественно в трудах ученых-естественников. Наиболее известным и последовательным теоретиком энергетизма был немецкий ученый В. Оствалвд. Согласно ему, «все явления природы могут быть подчинены понятию энергии». Понятие материи Оствалья заменил понятием «комплекса различных энергий, подчиненных пространству»; при этом пространство рассматривалось как энергия потенциальная. Философская система Оствальда имела сенсуалистский характер, а ощущение интерпретировалось как разница кинетических энергий. Отсутствие ощущений означало равенство этой разницы нулю. В этике регулятором у Оствальда служит «энергетический императив», где «этическое» синонимично «минимальным энергетическим потерям», в т. ч. и потерям ментальной энергии, что близко к идее экономии умственной работы Э. Маха.
Истоки энергетизма восходят к естественно-научным открытиям сер. 19 в., прежде всего к закону сохранения энергии.
Само введение термина «энергетизм», равно как и первое рассмотрение энергии как основы всех взаимодействий, принадлежит М. Дж. Ранкину, который, опираясь на закон сохранения и превращения энергии, развил в 1855 общую теорию, названную им «наукой энергетики». В ней все физические явления трактуются через изменения актуальной и потенциальной энергии. Другим предшественником Оствальда считается Э. Хельма, который в 1887 написал обзор развития понятия энергии, где также подчеркивалась ее основополагающая роль. Энергетический подход к взаимодействию человека и природы развивал С. И. Подолинский.
Вместе с тем развитие концепций энергетизма в кон. 19 в. связано и с приверженностью романтизму с его признанием динамической первоосновы. Появление и расцвет энергетизма совпадали по времени с возрождением неоромантических тенденций в философии и искусстве. Идея единой динамической первоосновы и закона экономии энергии, которому она подчинялась, вполне соответствовала идеалу и цели науки 19 в. — построению фундаментальной единой научной теории с минимальным числом допущений ad hoc. Вытекающая из энергетизма континуалистская картина мира вызвала критику атомизма в кон. 19 — нач. 20 в. Среди противников энергетизма был сторонник атомизма Л. Больцман, подвергший критике как физические приложения энергетизма, так и его философские основания. Против субъективизма теории ощущений Оствальда возражал и Мах. Вместе с тем П. Дюгем был одним из немногих крупных ученых, последовательно использовавших идеи энергетизма.
В физике к интенциям энергетизма близки как идея эквивалентности массы и энергии в специальной теории относительности А. Эйнштейна, так и корпускулярно-волновой дуализм Л. де Бройля, а также идея всеобъемлющей континуалистской теории взаимодействий без дополнительных допущений ad hoc, выразившаяся в теории бугстрепа Дж. Чью.
Лит.: Подолииский С. Труд человека и его отношение к распределению энергии.— «Дело». СПб., 1880, апрель—май; ОствальдВ. Философия природы. СПб., 1903; МахЭ. Механика. СПб., 1909; ПланкМ. Принцип сохранения энергии. М.—Л., 1936; ЧьюДж. S-матрица. М., 1970.
Т. Б. Романовская
Истоки энергетизма восходят к естественно-научным открытиям сер. 19 в., прежде всего к закону сохранения энергии.
Само введение термина «энергетизм», равно как и первое рассмотрение энергии как основы всех взаимодействий, принадлежит М. Дж. Ранкину, который, опираясь на закон сохранения и превращения энергии, развил в 1855 общую теорию, названную им «наукой энергетики». В ней все физические явления трактуются через изменения актуальной и потенциальной энергии. Другим предшественником Оствальда считается Э. Хельма, который в 1887 написал обзор развития понятия энергии, где также подчеркивалась ее основополагающая роль. Энергетический подход к взаимодействию человека и природы развивал С. И. Подолинский.
Вместе с тем развитие концепций энергетизма в кон. 19 в. связано и с приверженностью романтизму с его признанием динамической первоосновы. Появление и расцвет энергетизма совпадали по времени с возрождением неоромантических тенденций в философии и искусстве. Идея единой динамической первоосновы и закона экономии энергии, которому она подчинялась, вполне соответствовала идеалу и цели науки 19 в. — построению фундаментальной единой научной теории с минимальным числом допущений ad hoc. Вытекающая из энергетизма континуалистская картина мира вызвала критику атомизма в кон. 19 — нач. 20 в. Среди противников энергетизма был сторонник атомизма Л. Больцман, подвергший критике как физические приложения энергетизма, так и его философские основания. Против субъективизма теории ощущений Оствальда возражал и Мах. Вместе с тем П. Дюгем был одним из немногих крупных ученых, последовательно использовавших идеи энергетизма.
В физике к интенциям энергетизма близки как идея эквивалентности массы и энергии в специальной теории относительности А. Эйнштейна, так и корпускулярно-волновой дуализм Л. де Бройля, а также идея всеобъемлющей континуалистской теории взаимодействий без дополнительных допущений ad hoc, выразившаяся в теории бугстрепа Дж. Чью.
Лит.: Подолииский С. Труд человека и его отношение к распределению энергии.— «Дело». СПб., 1880, апрель—май; ОствальдВ. Философия природы. СПб., 1903; МахЭ. Механика. СПб., 1909; ПланкМ. Принцип сохранения энергии. М.—Л., 1936; ЧьюДж. S-матрица. М., 1970.
Т. Б. Романовская
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭНЕРГЕТИЗМ
филос. направление, считающее первоосновой всех явлений в мире энергию, к-рая трактуется как неуничтожимая субстанция, способная к разнообразным превращениям, а не как атрибут материальных объектов. Нек-рые формы Э. носят характер мировоззрения, другие же ограничиваются областью к.-л. частной науки – физики, химии, психологии. Истоки Э. относятся к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии (сер. 19 в.). Напр., Ю. Р. Майер трактовал силу (в совр. терминологии – энергию) в субстанциальном духе – как неразрушимый объект, вызывающий при своем использовании движение (см. "Закон сохранения и превращения энергии", М.–Л., 1933, с. 92). Аналогичные взгляды развивались также англ. физиком М. Ранкином и нем. ученым Г. Хельмом. Наиболее видным представителем Э. был нем. химик В. Оствальд, с именем к-рого обычно связывается возникновение Э. Согласно Оствальду, "энергия есть самая общая субстанция, ибо она есть существующее во времени и пространстве, и она же есть самая общая акциденция, ибо она есть различимое во времени и пространстве" ("Философия природы", СПБ, 1903, с. 106), "все явления природы могут быть подчинены понятию энергии" (там же, с. 110). "Особенно важным результатом энергетического воззрения следует считать замену понятия материи понятием комплекса известных энергий, подчиненного пространству" (там же, с. 176). Материю Оствальд считал тождественной веществу (см. тамже, с. 120). Распространив понятие энергии на психические и социальные явления, Оствальд сформулировал "энергетический императив" ("не растрачивай энергии, используй ее"). Последний рассматривался им как наиболее общее правило всякого человеч. действия, значение к-рого простирается на все виды деятельности, вплоть "...до самых возвышенных и благородных ее проявлений" ("Энергетический императив", СПБ, 1913, с. 137). Культура, по Оствальду, также основана на энергетич. базе ("Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaft", Lpz., 1909). Концепция Оствальда была подвергнута критике Лениным за путаницу и непоследовательность в решении осн. вопроса философии. С одной стороны, у Оствальда "...в громадном большинстве случаев, под энергией разумеется материальное движение" ("Материализм и эмпириокритицизм", 1963, с. 257), а "сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется" (там же, с. 255). С др. стороны, Оствальд видел в понятии энергии "простое и естественное средство устранить прежние препятствия к слиянию понятий материи и духа..." ("Философия природы", с. III), причем слияние это производилось им на идеалистич. основе: "Все внешние явления можно изобразить как процессы, совершающиеся между энергиями, и именно потому, что н а ш и сознательные процессы, сами суть энергетические процессы и переносят это свое свойство на в с е в н е ш н и е п р о ц е с с ы" (там же, с. 282). Иногда ленинскую критику Оствальда переносят на все формы Э., к-рый рассматривается как разновидность идеализма; ее гносеологич. основой при этом считают стремление мыслить движение без материи, использовать понятие энергии для отрицания объективной реальности. Однако такое расширит. толкование вряд ли оправдано. В частности, и сам Ленин указывал, что "в терминах "энергетики"... можно выразить материализм и идеализм..." ("Материализм и эмпириокритицизм", с. 258). Признание энергии субстанцией, а не атрибутом не обязательно осуществляется на базе идеализма. Мн. представители идеалистич. философии относят Э. к материализму (см., напр., J. M. Bochenski, Europ?ische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., M?nch., 1951, S. 39). В русле Э. идут непрекращающиеся попытки истолкования эйнштейновского закона взаимосвязи массы и энергии как выражения факта взаимопревращения массы или даже материи (трактуемой как вещество) и энергии. Сам Эйнштейн также склонялся к этому мнению (см. Собр. науч. трудов, т. 2, М., 1966, с. 655; т. 4, М., 1967, с. 115). В духе Э. часто высказывался и В. Гейзенберг (см. "Филос. проблемы атомной физики", М., 1953, с. 98–99; "Физика и философия", М., 1963, с. 131). С позиций Э. был предпринят ряд попыток решения психофизич. проблемы (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология К. Н. Корнилова). В зарубежной философии идеи Э. продолжают сохранять силу до сих пор (см., напр., J. G. Bennett, Energies: material, vital, cosmic, Surrey, 1964). Лит.: Философия естествознания, вып. 1, ?., 1966, с. 92–102; Поликаров ?., Относительность и кванты, пер. с болг., М., 1966, с. 225–31; Helm G., Die Energetik nach ihrer geschichtlichen Entwicklung, Lpz., 1898; Ostwald W., Die Energie, Lpz., 1908; Seiler J., Philosophie der unbelebten Natur, Olten, 1948, S. 364–67.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.