ЭКСТАЗ
который вызывает ясновидение, и блаженное состояние, порождающее
видения.
Источник: Теософский словарь
Источник: Философский словарь.
Источник: Новые религиозные движения.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
(греч. ex-stasis) - выход человеческого духа "из себя", или за пределы себя, к Высшему бытию, в неоплатонизме - к Единому. Это - движение, противоположное эманации. У Филона Александрийского: высшее состояние души человека, живущей на земле, - предстояние перед Богом в полном внутреннем мире, забвении себя, чистоте души, сосредоточенности духа, в любви к Богу и созерцании Божества, в озарении Его немеркнущими лучами.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Понятие «мистика» не тождественно по содержанию понятию «мистицизм». «Следует строго различать мистику от мистицизма: первая есть прямое, непосредственное отношение нашего духа к трансцендентному миру, второй же есть рефлексия нашего ума на то отношение и образует особое направление в философии» (Соловьёв. 212, т. 2, с. 152).
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Grabert. Die E.erlebnisse der Mystiker und Psychopathen, 1927; D. Langen. Archaische E. und asiatische Meditation, 1963.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Советский философский словарь
Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт, посредством которого душа уничтожается в Боге. Во всяком случае, различают позитивный экстаз (когда душа реализуется и расцветает в Боге или в природе...) и негативный экстаз (когда душа уничтожается в Боге). Теология различает естественный экстаз, дьяволический экстаз и экстаз божественный, узнаваемые соответственно по сопровождающей их усталости, хаосу или радости. Психология все три случая сводит к одному и ограничивает свою область знания анализом экстатического поведения: неподвижность взгляда, контрастирующая с общим состоянием крайнего возбуждения, «недоступность» субъекта для других живых существ и внешнего мира вообще. Современная философия, и в частности экзистенциализм, позаимствовала термин «экстаз», придав ему новый смысл: экстаз больше не предполагает выход из существования («уклончивый» экстаз), он совпадает с самим актом существования, экзистенции (от ат. ex-sistere — выходить из себя), предполагающим проявление себя вовне и действие вообще, выход из своего бытия, но выход для того, в частности, чтобы сделать что-то новое («устроительный» экстаз, обозначающий собой фундаментальный характер человеческого существования).
Источник: Философский словарь
Плотин употребляет слово «экстаз» при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады» IV 9,11,23). Экстаз предполагает предварительное очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добродетельной жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9,11,17). Плотиновское понимание экстаза было воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин). Однако для ортодоксальной христианской мистики «обожение» верующего в миг экстаза остается лишь виртуальным («энергийным»); идея сущностного единения с богом обычно решительно отвергалась (ср. осуждение катаров и богомилов, Иоанна Скота Эриугены, Экхарта).
В Новое время понятие экстаза постепенно утрачивает религиозный смысл. Романтики понимают экстаз как поэтический восторг, Ницше связывает его со стихийным, оргиастическииррациональным началом в человеческой душе и культуре (см. Аполлоническое и дионисийское). Наконец, в экзистенциализме «экзистенция» трактуется как экстаз, исступление из ложнодостоверного существования Man в напряженную безосновность, которая хотя и не обеспечивает обретения высшей истины, однако является главным условием ее достижения. В. В. Бибихин, Ю. А. Шичалин
Источник: Новая философская энциклопедия
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
В интерпретации С. Эйзенштейна экстаз превращается в эстетический принцип построения кинокартины. Исследуя проявления пафоса как своеобразной композиционной структуры в различных видах искусств (живопись, литература, кинематограф и др.), а также мистические техники Игнатия Лойолы, Эйзенштейн фиксирует свое внимание на безобразном состоянии сознания, когда, свободное от каких-либо понятий, образов и представлений, оно погружено в сферу «чистого» аффекта. Этому состоянию сознания и должен соответствовать новый кинематограф, который, наподобие офортов позднего Пиранези, покадрово и в целом складывается из столкновений пространств «разной качественной интенсивности и глубины». Фактически речь идет о том, чтобы полностью завладеть зрительским вниманием, в основе чего лежит формализованная схема «эк-стазиса». Добиваясь подобного выхода зрителя из себя, иначе говоря «из состояния», Эйзенштейн стремится захватить образующуюся «пустоту», атакуя ее серией нарастающих по интенсивности кинообразов. Следовательно, экстаз оказывается и своеобразным проектом формирования самой зрительской аудитории, готовой к восприятию по-новому отснятых фильмов. Для Эйзенштейна как режиссера теория пафоса накрепко соединена с его кинематографическим экспериментом.
Такому пониманию экстаза близок и «театр жестокости» АнтоненаАрто, пытающийся восстановить в правах «вещественный смысл» аффективности («магические трансы») в противовес тотальному господству в европейском театре слова.
Лит.: АртоА. Театр и его двойник. М., 1993; БатайЖ. Внутренний опыт. СПб., 1997; Эйзенштейн С. Неравнодушная природа.— В кн.: Избр. произведения в б т., т. 3. M., 1964; Bataille G. LErotisme. P., 1957.
В. Петровская
Источник: Новая философская энциклопедия
При длительном применении Э., как и в случае со многими химическими препаратами, организм прекращает естественную выработку серотонина, и человек оказывается в химической и психологической зависимости от таблеток. Но случаи тяжелой зависимости от Э. редки. Ведь настолько позитивное состояние долго выдержать невозможно. Как правило, Э. употребляют по выходным в клубе, и наиболее ощутимое последствие такого уикенда — трудный понедельник. Пониженное давление, тоска, печаль и меланхолия, иногда бессонница, в более запущенных случаях — приступы острой паранойи, — привычны для каждого клаббера.
Чистый MDMA в таблетках практически не выпускается. Обычно в его состав добавляют стимуляторы и/или психотропные вещества, приводящие к легким галлюцинациям.
В 1960 году MDMA был синтезирован вновь. Его открыл легендарный химик Александр Шульгин, калифорниец русского происхождения. В 35 лет Шульгин впервые попробовал мескалин и пришел к выводу, что все находится в нашем сознании. После этого устроился в химическую компанию, где изобрел немало полезных соединений, которые практически все являлись галлюциногенами, причем пробовал их на себе. Вскоре Шульгин уволился и оборудовал собственную лабораторию. С 1966 по 1994 годы тысячи людей совмещали в его духовном центре употребление препаратов MDMA с прослушиванием музыки, правильным питанием, сном и беседами. С подачи друга Шульгина, психолога Лео Зоффа, MDMA стал использоваться как действенное лекарство при решении многих психологических проблем; а в 1980-х годах препарат выдавался пациентам с брошюрой, регламентирующей прием MDMA в почти религиозном ключе.
Вскоре за изготовление MDMA взялась Бостонская группа продвинутых психотерапевтов. Она распространяла маленькие дозы MDMA в виде таблеток или настойки, разлитой по маленьким бутылочкам. Новое средство и получило название Э. В 1981 году Э. уже был известен в нью-йоркских клубах, некоторые музыканты исправно употребляли его и на работе, и на отдыхе.
В 1987 году на Ибице, в клубном раю, происходит неожиданный взрыв моды на хаус — рейверы на танцполе буквально падают от счастья, обезвоженные Э., который завезли на остров нью-йоркские модники. Начинается эра новой техно-хаус культуры. Той же осенью в Лондоне культовый диджей Пол Оукенфелд запускает первые Э.-вечеринки.
Уже через год клубная культура Лондона превращается в новую ветвь теневой экономики, а клабберов перестают воспринимать как благонадежных граждан. В 1988 году была зарегистрирована первая смерть от передозировки Э. С официальным запретом потребление Э. выросло в тысячи раз — примерно во столько же раз возросло и количество подделок, а значит, — и смертей вследствие их применения. Журнал Face, опубликовав в 2002 году результаты собственного исследования, пришел к следующим выводам — из пяти приобретенных капсул лишь две содержали MDMA, остальные представляли собой смесь амфетаминов и кислоты — самое распространенное соединение, продаваемое под видом Э. Принятие таких соединений противопоказано людям, страдающим психическими расстройствами, сердечной недостаточностью, повышенным давлением. Для тех, у кого случаются депрессии, опасен даже чистый Э.: принося облегчение, он потом только усугубляет упадок духа. Утрата памяти, психоз и паранойя, приступы панического ужаса и бессонница — так пишут о последствиях употребления в медицинских журналах. Однако совсем недавно разразился скандал: оказалось, результаты опытов, приводившиеся в качестве доказательства вредности Э., были случайно перепутаны.
Э. скоро исполнится сто лет. Запрещенный, он разделил субкультуру на два лагеря, — тех, кто пробовал на вкус таблетку хаус-культуры и тех, кто этого не делал.
Это вещество требует выполнения строгих правил: при его употреблении необходимо избегать приема спиртных напитков, пить как можно больше воды и чаще отдыхать между танцами. Если же кому- то рядом стало плохо — положите его на бок и ни в коем случае не давайте ни лекарств, ни даже воды — он может захлебнуться. Лучше вызвать врача, и желательно, чтобы дело происходило в Европе, потому что Российский уголовный кодекс предусматривает наказание за употребление Э. сроком от трех до пяти лет. [К. Ефимова]
СМ.: Кислота, Клуб, Рейв, Техно.
Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия