ЭКСТАЗ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭКСТАЗ
Греч.) Психо-духовное состояние; физический транс,
который вызывает ясновидение, и блаженное состояние, порождающее
видения.

Источник: Теософский словарь

ЭКСТАЗ
(от греч. ekstasis быть вне себя) исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Экстаз
Состояние, позволяющее выйти за пределы себя и всего окружающего, дабы раствориться в чем‑то другом (в частности, в Боге); своего рода прыжок в трансцендентность или абсолют. Тем самым противостоит энстазу.

Источник: Философский словарь.

Экстаз
буквальное значение - «находиться вне себя». Это понятие нередко применяется для описания тех психических или духовных состояний, которые, как принято считать, в определенные моменты охватывают мистиков и пророков.

Источник: Новые религиозные движения.

Экстаз
буквально означает перенесение, сдвинутие вещи с принадлежащего ей места. Употребляется преимущественно в применении к психической жизни и означает такое всестороннее состояние души, когда кто-либо забывает себя, как бы прекращает в себе свое самосознание и всецело поглощается мыслью о чем-либо другом, и притом возвышенном. Новоплатоники считали экстаз необходимым средством высшего познания.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Экстаз
(εκ из, στάσις стояние) — буквально означает перенесение, сдвинутие вещи с принадлежащего ей места. Употребляется преимущественно в применении к психической жизни и означает такое всестороннее состояние души, когда кто-либо забывает себя, как бы прекращает в себе свое самосознание и всецело поглощается мыслью о чем-либо другом, и притом возвышенном. Новоплатоники считали экстаз необходимым средством высшего познания.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ЭКСТАЗ

(греч. ex-stasis) - выход человеческого духа "из себя", или за пределы себя, к Высшему бытию, в неоплатонизме - к Единому. Это - движение, противоположное эманации. У Филона Александрийского: высшее состояние души человека, живущей на земле, - предстояние перед Богом в полном внутреннем мире, забвении себя, чистоте души, сосредоточенности духа, в любви к Богу и созерцании Божества, в озарении Его немеркнущими лучами.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЭКСТАЗ
букв. "быть вне себя", "выйти за собственные рамки") – нерегулируемые разумом восторг, исступление, фанатизм чувств. Результат выхода психики, психических действий за привычные границы в область неконтролируемых эмоций. Может сопровождаться необычными действиями: галлюцинациями, непроизвольными движениями, иноговорением (нечленораздельным бормотанием) или, наоборот, ступором, неподвижностью, отсутствием видимой связи с окружающим миром и т.д. Состояние, чаще посещающее людей глубоко религиозных (святых), творчески одаренных личностей (художников, музыкантов, философов), вообще, тех людей, которые способны глубоко и остро чувствовать. Часто понимается как данность, необходимая для непосредственного общения с высшей сущностью, с Богом, с потусторонними силами: духами, привидениями и т.п. Иррационалистические учения способность человека впадать в экстаз рассматривают как особую данность, как "печать", отмеченность свыше.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭКСТАЗ
(Ekstase; греч. ekstasis — «быть вне себя») — исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации (L. Klages. Vom kosmog. Eros, 1951). Греческие метафизики верили, что во время экстаза собственно «я» человека покидает его тело и в него входит бог или муза, которые говорят его устами (см. Энтузиазм). Во время экстаза, согласно Плотину, а также как восточным, так и христианским мистикам (например, Бернару Клервоскому), совершается слияние души с Богом, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога (cognitio Dei experimentalis), а не к туманному чувству единения с мироосновой, о котором говорит пантеистическая мистика. В экзистенцфилософии «экстазис» означает «пребывание в ничто», или — вследствие смешения понятий «экстазис» и «экзистенция» — как «пребывание вовне» (Przywara. Christliche Existenz, 1934).
Grabert. Die E.erlebnisse der Mystiker und Psychopathen, 1927; D. Langen. Archaische E. und asiatische Meditation, 1963.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭКСТАЗ
от греч. смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др.-греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своем первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в телесном плане - напр., «вывих», так и в душевном - «исступление», «помешательство» и т. п.). В значении «перехода» слово Э. употребляется, напр., у Аристотеля: «всякое движение есть Э. движущегося» («О душе» 406 b 13). Плотин употребляет слово Э. при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытияума (нуса) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1 9, 11, 23). Э. предполагает предварит, очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добро дет. жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское понимание Э. было воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-ДионисийАреопагит, Августин).

Источник: Советский философский словарь

ЭКСТАЗ
гр.-выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история). Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт, посредством которого душа уничтожается в Боге. Во всяком случае, различают позитивный экстаз (когда душа реализуется и расцветет в Боге или в природе...) и негативный экстаз (когда душа уничтожается в Боге). Теология различает естественный экстаз, дьяволический экстаз и экстаз божественный, узнаваемые соответственно по сопровождающей их усталости, хаосу или радости. Психология все три случая сводит к одному и ограничивает свою область знания анализом экстатического поведения: неподвижность взгляда, контрастирующая с общим состоянием крайнего возбуждения, «недоступность» субъекта для других живых существ и внешнего мира вообще. Современная философия, и в частности экзистенциализм, позаимствовала термин «экстаз», придав ему новый смысл: экстаз больше не предполагает выход из существования («уклончивый» экстаз), он совпадает с самим актом существования, экзистенции (выходить из себя), предполагающим проявление себя вовне и действие вообще, выход из своего бытия, но выход для того, в частности, чтобы сделать что-то новое («устроительный» экстаз, обозначающий собой фундаментальный характер человеческого существования).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЭКСТАЗ
гр. ekstasis — выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история).
Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт, посредством которого душа уничтожается в Боге. Во всяком случае, различают позитивный экстаз (когда душа реализуется и расцветает в Боге или в природе...) и негативный экстаз (когда душа уничтожается в Боге). Теология различает естественный экстаз, дьяволический экстаз и экстаз божественный, узнаваемые соответственно по сопровождающей их усталости, хаосу или радости. Психология все три случая сводит к одному и ограничивает свою область знания анализом экстатического поведения: неподвижность взгляда, контрастирующая с общим состоянием крайнего возбуждения, «недоступность» субъекта для других живых существ и внешнего мира вообще. Современная философия, и в частности экзистенциализм, позаимствовала термин «экстаз», придав ему новый смысл: экстаз больше не предполагает выход из существования («уклончивый» экстаз), он совпадает с самим актом существования, экзистенции (от ат. ex-sistere — выходить из себя), предполагающим проявление себя вовне и действие вообще, выход из своего бытия, но выход для того, в частности, чтобы сделать что-то новое («устроительный» экстаз, обозначающий собой фундаментальный характер человеческого существования).

Источник: Философский словарь

ЭКСТАЗ
термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерий; выход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались гнетущий, болезненный экстаз («гибрис», страсть, опьянение) и «облегчающий» экстаз (в котором человек приобщается к трансцендентной «истине» бытия).
Плотин употребляет слово «экстаз» при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады» IV 9,11,23). Экстаз предполагает предварительное очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добродетельной жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9,11,17). Плотиновское понимание экстаза было воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин). Однако для ортодоксальной христианской мистики «обожение» верующего в миг экстаза остается лишь виртуальным («энергийным»); идея сущностного единения с богом обычно решительно отвергалась (ср. осуждение катаров и богомилов, Иоанна Скота Эриугены, Экхарта).
В Новое время понятие экстаза постепенно утрачивает религиозный смысл. Романтики понимают экстаз как поэтический восторг, Ницше связывает его со стихийным, оргиастическииррациональным началом в человеческой душе и культуре (см. Аполлоническое и дионисийское). Наконец, в экзистенциализме «экзистенция» трактуется как экстаз, исступление из ложнодостоверного существования Man в напряженную безосновность, которая хотя и не обеспечивает обретения высшей истины, однако является главным условием ее достижения. В. В. Бибихин, Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭКСТАЗ
греч. ekstasis - нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) - состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением, нередко зрительными и слуховыми галлюционациями; род транса, сопряженный с анестезией, снижением активности дыхания и кровообращения (физиологический Э.). Состояния Э. в обыденной жизни людей, как правило недолговременны и традиционно ассоциируются с любовными, либо героическими (совершение жертвенного подвига) переживаниями. Особой разновидностью экстатических состояний (могущих иногда быть долговременными - от 0,5 часа до 35 лет с перерывами - по преданиям, легендам и хроникам) выступают религиозный и мистический Э. Было принято полагать, что состояния последних служат постижению людьми тех новых знаний, которые невозможно помыслить традиционным образом (откровение), отождествлению индивидом себя со всей Вселенной, с Богом (Плотин, Бернар Клервоский). Выступая в психологическом контексте как предельная форма созерцания какого-либо предмета или явления, как абсолютная поглощенность какой-либо одной единственной идеей, Э. может трактоваться и как совершенная процедура созерцания (живое ощущение и, вслед за этим, восприятие) трансцендентного. 20 в. с его широко распространившимися в европейской и северо-американской культуре массовыми методиками наркотического обретения состояний Э., с одной стороны, и теоретическими изысками ряда философов и ученых (Э. - пребывание в "ничто" у экзистенциалистов, экстатические эксперименты, описанные Кастанедой и т.д.), с другой, - перевел проблему обретения человеком состояния Э. из личностно-индивидуальной, глубоко-интимной, жертвенно-мистической ипостаси - в разряд социальных и медицинских проблем массового порядка.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ЭКСТАЗ
доходящее до исступления состояние восхищения или восторга, если рассматривать его чисто этимологически. Хотя и можно говорить в целом об экстатических практиках и состояниях, известных с момента зарождения культуры и связанных поначалу с ритуалом, а позднее — с религиозным откровением, однако как понятие «экстаз» принадлежит уже нашему времени, ибо из способа существования — ограниченного определенными нормативными рамками (экстатические практики в качестве локальных зон самой культуры) — он переводится в разряд категории и шире — языка, на котором формулируются новейшие проблемы. Так, для современного французского мыслителя Ж Сотая экстаз становится синонимом «внутреннего», или «вне-рассудительного», опыта, такого, при котором самость, утрачивая объект восхищенного созерцания, постигает собственные пределы. Это растворение контуров самости, обретение «я» принципиально иного порядка приравнивается им к ситуации «незнания». Экстаз связывается Батаем в первую очередь с эротическим желанием, которое, понимаемое как преодоление отдельным человеком своей «прерывности», или оторванности от других, в конечном итоге неотделимо от смерти. Возвращаясь к самим основам функционирования культуры, философ показывает, что она держится не только системой запретов, но и, казалось бы, совершенно посторонней им «трансгрессией», которая на деле лишь завершает их.
В интерпретации С. Эйзенштейна экстаз превращается в эстетический принцип построения кинокартины. Исследуя проявления пафоса как своеобразной композиционной структуры в различных видах искусств (живопись, литература, кинематограф и др.), а также мистические техники Игнатия Лойолы, Эйзенштейн фиксирует свое внимание на безобразном состоянии сознания, когда, свободное от каких-либо понятий, образов и представлений, оно погружено в сферу «чистого» аффекта. Этому состоянию сознания и должен соответствовать новый кинематограф, который, наподобие офортов позднего Пиранези, покадрово и в целом складывается из столкновений пространств «разной качественной интенсивности и глубины». Фактически речь идет о том, чтобы полностью завладеть зрительским вниманием, в основе чего лежит формализованная схема «эк-стазиса». Добиваясь подобного выхода зрителя из себя, иначе говоря «из состояния», Эйзенштейн стремится захватить образующуюся «пустоту», атакуя ее серией нарастающих по интенсивности кинообразов. Следовательно, экстаз оказывается и своеобразным проектом формирования самой зрительской аудитории, готовой к восприятию по-новому отснятых фильмов. Для Эйзенштейна как режиссера теория пафоса накрепко соединена с его кинематографическим экспериментом.
Такому пониманию экстаза близок и «театр жестокости» АнтоненаАрто, пытающийся восстановить в правах «вещественный смысл» аффективности («магические трансы») в противовес тотальному господству в европейском театре слова.
Лит.: АртоА. Театр и его двойник. М., 1993; БатайЖ. Внутренний опыт. СПб., 1997; Эйзенштейн С. Неравнодушная природа.— В кн.: Избр. произведения в б т., т. 3. M., 1964; Bataille G. LErotisme. P., 1957.
В. Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
123.57 кб

Экстаз шамана: на пути к религиозной вере, или как удостовериться в реальности мифа

Борко Т. И.
The author considers the shamanism as a stage in the history of religious conscience.
Читать PDF
391.62 кб

"экстаз" как категория модернистского автометаописания

Житенев Александр Анатольевич
В науке о литературе все больше внимания уделяется соизмерению теоретической конструкции с самоописанием художественной эпохи. История литературы и историческая поэтика получают соотнесение с динамикой художественных концептов.
Читать PDF
118.58 кб

Рефлексивность размыкающих экстазов понимания экзистенциальной аналитики Мартина Хайдеггера

Голенков Сергей Иванович
В статье раскрывается механизм понимания как экстатического размыкания бытия «вот» Dasein. Обосновывается рефлексивный характер понимания в единстве экстазов заступания, сдержанности и возобновления.
Читать PDF
137.37 кб

Экстатическая онтология антропного феномена

Николин Виктор Владимирович, Николина Ольга Ивановна
Антропный феномен родился в философской парадигме экзистенциализма. Но его схема позволяет обобщить данные других современных течений изучения человека.
Читать PDF
286.24 кб

Мистический опыт как экстатическое видение: контуры новой религиозной метафизики Вл. Соловьева

А. М. Конашкова, А. В. Шуталева
Читать PDF
75.29 кб

Экстатичность политического события

Клягин Сергей Вячеславович
В статье рассматриваются актуальные ситуации и варианты проявления политического в разнообразии современной социальной реальности.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЭКСТАЗ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    аффективное состояние, характеризующееся сильным нервным возбуждением, утратой представления о реальности, ослаблением сознательного контроля за своими действиями. Возникает вследствие «одерж