ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ

Найдено 1 определение
ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ
понятие, введенное постмодернистской философией взамен традиционного концепта "интерпретация" (см. Интерпретация) для фиксации радикально нового отношения к феномену смысла. В контексте культивируемого постмодернизмом постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность) конституируется радикальный отказ современной философии от презумпции наличия имманентного смысла бытия, объективирующегося в феномене логоса (см. Логос, Логоцентризм, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм). Согласно номадологическому видению мира (см. Номадология), бытие ризоморфного объекта (см. Ризома) предстает как перманентно процессуальная аутотрансформация, не результирующаяся в каком-либо определенном (финальном) варианте своего конфигурирования. Классической моделью бытия подобного рода выступает в постмодернизме бытие "тела без органов", т.е. "интенсивная реальность", чьи принципиально неатрибутивные и преходящие определенности оцениваются Делезом и Гваттари в качестве лишь своего рода гипотетически возможных "аллотропических вариаций" (см. Тело без органов); аналогично выстраивается релятивное бытие исторической темпоральности, бесконечно варьирующейся в принципиально плюральных версиях конституирования прошлого и будущего (см. Событийность, Эон). Аналогично, в контексте постмодернистской текстологии, фундированной радикальным отказом от идеи референции (см. Пустой знак, Трансцендентальное означаемое), смысл текста конституируется лишь в качестве одной из возможных версий принципиально нон-финального означивания (см. Деконструкция, Означивание, Текст-наслаждение, "Смерть Автора"). В общем виде данная установка на видение бытия в качестве нон-финальной аутотрансформационной процессуальности, не характеризующейся ни изначальным, ни финально обретенным смыслом, находит свое выражение в постмодернистской концепции "хоры" (см. Хора). Таким образом, с точки зрения постмодернизма, все то, что наивно полагалось классикой источником семантической определенности, демонстрирует "разреженность, а вовсе не нескончаемые щедроты смысла" (Фуко). В этом отношении постмодернизм констатирует своего рода "катастрофу" или "имплозию" смысла (Бодрийяр). Исходя из этого, культура постмодерна программно противостоит видению мира как книги, чей имплицитно наличный смысл может и должен быть прочитан в когнитивно-интерпретационном усилии, и текста как подлежащего пониманию, т.е. герменевтической реконструкции его исходного смысла. В этом проблемном поле становится очевидной невозможность герменевтической процедуры экспликации имманентного смысла текста (или мира как текста): любой интерпретационный акт, приписывающий некой событийности тот или иной конкретный смысл, выступает для постмодернизма "как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае — как некая практика, которую мы им навязываем" (Фуко). В этом отношении, согласно постмодернистской оценке, "интерпретировать — это подчинить себе, насильно или добровольно" (Фуко). При претензии на постоянство (т.е. на статус избранной — корректной или аксиологически предпочтительной) интерпретация превращается по отношению к интерпретируемой предметности в своего рода "путы и клещи" (Делез, Гваттари), не столько генерируя смысл, сколько симулируя его (см. Симуляция). Постмодернистски понятая предметность бесконечно открыта для вариативного конфигурирования (см. Ризома, Событийность, Тело без органов, Хора), — подобно тому, как децентрированный текст открыт для вариативных нарраций, снимая саму постановку вопроса о так называемом правильном прочтении: "замените анамнез — забыванием, интерпретацию — экспериментацией" (Делез, Гваттари). Смыслогенез, таким образом, "никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла", но "вкладыванием смысла" в то, что само по себе "не имеет никакого смысла" (Дж.Х.Миллер), — в парадигмальном горизонте постмодернизма интерпретация заменяется Э. как свободной процессуальностью означивания: "путешествие на месте, ... экспериментация — почему бы нет?" (Делез, Гваттари). (См. также Интерпретация.) М.А. Можейко

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Технонаука как экспериментальная среда и экспериментальная методология

Столярова О.Е.
В тексте комментируется статья Б.Г. Юдина о связи технонауки и современных биоинженерных проектов с медицинскими практиками «улучшения» человека.
Читать PDF
0.00 байт

Экспериментальный разум и «Безусловное» в нововременной традиции

Савинцев Алексей Александрович
В статье осуществляется попытка прояснить существо экспериментального разума как базиса мышления Нового времени в его взаимосвязи с концептом «безусловного».
Читать PDF
0.00 байт

Вычислительный метод познания диалектический синтез экспериментального и теоретического методов позн

Охлопков Николай Михайлович
На основе схемы натурного, модельного экспериментов и структурной схемы вычислительного эксперимента разработана схема вычислительного метода познания как диалектического синтеза экспериментального и теоретического методов познани
Читать PDF
0.00 байт

Экспериментальная оптика и неклассическая рациональность

Савинцев Алексей Александрович
В статье осуществляются рассмотрение некоторых основ классической философии и науки и выявление в соответствующем типе мышления ряда черт, свойственных в том числе и неклассической рациональности.
Читать PDF
0.00 байт

Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната

Мухин Алексей Викторович
В статье приведены основные результаты педагогического исследования в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Отработка модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здо
Читать PDF
0.00 байт

Влияние российской ментальности на становление отечественной экспериментальной психологии в конце ХI

Дубровина Лариса Анатольевна
В статье показана специфика становления и развития экспериментально-психологических исследований в России на рубеже XIX–XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Экспериментальный разум: традиция и современность

Савинцев Алексей Александрович
Эксперимент как важнейший инструмент современного научного познания нуждается в философском осмыслении.
Читать PDF
0.00 байт

Физическая реальность: трансцендентальная физика или экспериментальная метафизика

Панченко Александр Иванович
В качестве сверхчувственной составляющей физической реальности мы обнаруживаем не только идеи и концепции, но и объективную реальность, т.е. бытие, которое определяется не только человеком.
Читать PDF
0.00 байт

Экспериментальное обоснование теории относительности, идеализм, позитивизм и материализм

Борисов Юрий Федорович
Краткая запись доклада профессора Ю.Ф. Борисова, произнесённого им на семинаре "Хроногеометрия" в Новосибирском государственном университете в 1971 году.
Читать PDF
0.00 байт

Теория историко-философского эксперимента

Просветов Сергей Юрьевич, Самойлов Сергей Федорович
В статье рассмотрена теория эксперимента применительно к философии в целом и к историко-философскому знанию в частности, а также представлены примеры из историко-философского материала, обосновывающие выдвинутые в работе теоретиче
Читать PDF
0.00 байт

Особенности эксперимента "неклассической науки"

Бряник Н. В.
В статье рассматриваются отличительные признаки и временные границы неклассической науки.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 03. 001. Поферл А. Общество, исследующее себя: к перспективе «Экспериментальной социологии» po

Гирко Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 03. 004. Хилен П. А. Контекст, герменевтика и онтология в экспериментальных науках. Heelan P.

Болтасова Ю. В., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 017. Коллинз Г. М. Строгое подтверждение "регресса эксперимента". Collins H. M. A strong con

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 04. 003. Морганти М. Структурный реализм и экспериментальный реализм: возможный реалистический

Панченко А. И., Солощенко А. А., Яковлев В. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

    лат.) находящийся вне познающего сознания.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    исследование психических явлений с помощью экспериментальных, методов наблюдения, теста и анкеты; основана Фехнером, Вебером, Гельмгольцем, Вундтом и др. в сер. 19 в.; применяется преимущественно в
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

    учебное заведение, работающее в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и образовательных программ.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ

    деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, соз
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ

    образец продукции, обладающей основными признаками намечаемой к разработке продукции, изготовляемый с целью проверки предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик для использован
  • МЕТОД ЛОГИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

    метод, разработанный в трудах ученого В.Парето, при помощи которого он намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения общественных систем. Парето считал, что точн
  • МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

    система приемов или способов для последовательного наиболее эффективного осуществления экспериментального исследования и в общем случае включает в себя: цель и задачи эксперимента, выбор варьи
  • ОПЫТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

    вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку, усовершенствова
  • ПЛАН-ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

    включает наименование темы исследования, рабочую гипотезу, методику эксперимента, перечень необходимых материалов, приборов, установок, список исполнителей эксперимента, календарный план работ
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

    раздел математической статистики, изучающий рациональную организацию измерений, подверженных случайным ошибкам. Обычно рассматривается следующая схема планирования эксперимента. Со случайным
  • ПРОГРАММА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    документ, в котором представлен план последовательных действий и требований к результатам научно-педагогического эксперимента, как правило, состоящий из следующих пунктов, дающих наиболее полну
  • ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

    качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов о том, что: 1) именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной (внутренняя вал