Евр.) "Безграничный" или Беспредельный; Божество
эманирующее и распространяющееся.
Эйн Соф пишется также En Soph и Ain Suph, но никто, даже раввины,
не уверены в написании гласных. В религиозной метафизике древних
еврейских философов Принцип Единого был абстракцией, подобно
Парабрахман у, несмотря на то, что современные каббалисты
преуспели сейчас, с помощью чистой софистики и парадоксов, в
создании из него "Всевышнего Бога", и ничего более высокого. Но у
ранних халдейских каббалистов Эйн Соф - "без формы и
существования", "не имеющий подобия ни с кем другим" (Франк, "Die
Kabbala", с.126). То, что Эйн Софа никогда не рассматривали как
"Творца", утверждает даже такой ортодоксальный иудей, как Филон,
который "Творца" называет Логосом, следующим за "Беспредельным",
и "Вторым Богом". "Второй Бог есть мудрость его (Эйн Софа)",
говорит Филон ("Quaest. et Solut."). Божество есть Ни-что; оно
безымянно и поэтому названо Эйн Софом; Эйн означает ничто. (См.
Франк, "Kabbala", с.153, прим.).
ЭЙН СОФ
ЭЙН СОФ
Источник: Теософский словарь
ЭЙН СОФ
евр. бесконечный или бесконечность) — в каббале трансцендентное Божество, стоящее над сефирот и порождающее их в процессе эманации (термин впервые зафиксирован у Исаака Слепого, ок. 1200); в некоторых школах отождествляется с высшей сефирот Кетер; у И. Лурии — Божество до цимцума. Вбирает в себя черты сверхбытийного Единого, в неоплатонизме именуется Аин («ничто»). Наряду со строго апофатическим пониманием Эйн Соф существовала тенденция приписывать ему ту или иную градицию: говорилось о сефирот, сокрытых в Эйн Соф, о различных ступенях Эйн Соф, о свете и субстанции Эйн Соф; у некоторых каббалистов парадоксальным образом именно Эйн Соф приобретает антропоморфные черты (ср. Адам Кадмон). В то время как одни каббалисты считают, что мысль и религиозная практика могут быть направлены только на Божество, явленное в сефирот, другие признают возможность не только литургического общения, но и мистического единения с Эйн Соф.
Лит.: Schalem G. Origins of Kabbalah. Princeton, 1987, p. 430—446; Matt D. Ayin: The Concept of Nothingness in Jewish Mysticism.— The Problem of Pure Conciousness: Mysticism and Philosophy, ed. R. Forman. N.Y.,1990.
M. А. Шнейдер
Лит.: Schalem G. Origins of Kabbalah. Princeton, 1987, p. 430—446; Matt D. Ayin: The Concept of Nothingness in Jewish Mysticism.— The Problem of Pure Conciousness: Mysticism and Philosophy, ed. R. Forman. N.Y.,1990.
M. А. Шнейдер
Источник: Новая философская энциклопедия