Единичное особенное всеобщее

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЕДИНИЧНОЕ ВСЕОБЩЕЕ ОСОБЕННОЕ
диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие, пространственную и временную определенность и т. д. Лишь сравнивая два предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них, постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство, повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона, связующего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношений предметов. Отношение двух предметов, в к-ром обнаруживается единичное, является моментом этой развитой системы отношений.
Тем самым единичное предстает как необходимая форма существования всеобщего в действительности. Поэтому единичное и всеобщее диалектически взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. «...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (Ленин). Так, чтобы выявить своеобразие Петрова, надо сопоставить его с Ивановым. Индивидуальность каждого из них может быть познана при сравнении этих двух людей. Для того чтобы найти общее между ними, уже нельзя ограничиться сравнением двух лиц, необходимо включить их в более широкую систему связей. Сопоставляя их, можно усмотреть общее между людьми в том, что им присущ такой признак, как наличие мягкой мочки уха (признак, присущий всем людям, и только людям). Но это будет абстрактно-всеобщий признак, не выражающий сущности человека. Подлинно всеобщее свойство может быть найдено тогда, когда человек будет рассматриваться в системе отношений между людьми. Это и фиксируется в марксистском определении сущности человека как совокупности общественных отношений. Здесь система общественных отношений предстает как закон, как конкретно-всеобщее, выражающееся в каждом из людей, воплощающееся в единичном. Единство единичного и конкретно-всеобщего и выражает особенное. В нем слиты воедино индивидуальные черты со всеобщими признаками. Особенное есть не что иное, как всеобщее, реализованное в единичных явлениях, закон в единстве с реальными условиями и формами его осуществления. Так, человек во всей своей индивидуальности обнаруживает всеобщее, выражает достигнутый уровень общественного развития, выступая как особенное. Научное познание, восходя от единичного к абстрактно-всеобщему, а от него к конкретно-всеобщему и лишь затем к особенному, воссоздает предмет во всем его многообразии, во всем богатстве его сторон, связей, отношений.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Единичное особенное всеобщее
философские категории, выражающие различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря к-рому они отличаются друг от друга. Поэтому объект воспринимается как нечто Е. Однако уже элементарная практика обнаруживает в этих объектах повторяющиеся, общие им черты. Иначе говоря, Е. оказывается обладающим и оощими чертами. Общие черты и свойства присущи или только узким группам объектов, и тогда они выступают как О., или всем предметам и явлениям, и тогда они являются В. Е., о. и в. находятся в неразрывной связи, единстве, различие их относительно, они взаимно переходят друг в друга (см. В. И. Ленин, т. 38, с. 359). Научное решение вопроса о соотношении В. в сознании, его аналога в действительности в единичных свойств объектов вызывало большие трудности в истории философии. Исторически ранее всего формируется наивно-наглядное представление о В. как сходном, повторяющемся. Здесь не ставится еще вопрос об источнике, причине этого сходства, важнейший вопрос о природе В., о том, отражает ли оно реально существующие свойства объективного мира или коренится в способности обобщающего сознания или свойствах некоего духовного абсолюта. Древнегреч. материалисты были приверженцами первого представления о сущности В. Так, Фалес основу всех вещей, их В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит— в атомах. Понимание В. как объективного свойственно и большинству идеалистов древности, но здесь В. уже отрывается от материальной действительности и превращается в особый мир сущностей. Идеалистическое учение Платона о В. критиковал Аристотель, но сам он не смог решить этой проблемы. Он не считает В. особой сущностью, изолированной от Е. В. для него — это прежде всего абстракции человеческого разума. Но он не хочет признать их только мысленными сущностями, ибо это значило бы отрицать их объективность. И потому он рассматривает В. также и как сущность единичных объектов, и как цель, ради к-рой существуют последние. Здесь он, по существу, оливок к пониманию В. у Платона. Т. обр., Аристотель, хотя и не решил, но четко выявил проблему, и потому его учение стало базой для споров номинализма и реализма. Здесь противоречивые положения учения Аристотеля превратились в противоположность философских школ. Опытная наука нового времени, развивавшаяся в борьбе с абстрактной схоластикой богословия, породила протест против теологического понимания В. Объективность В. такого рода вновь отрицается. Выражая подобные настроения, Локк понимает В. лишь как абстрактное, словесное выражение сходства явлений, отрицая за В. всякую реальность. Такое толкование согласуется с наукой того времени, и особенно с классификацией явлений, принятой в ней. Изучение наукой закономерностей объективного мира подрывает локковское понимание В. Это заметно уже у Канта и особенно у Гегеля, к-рый различает «абстрактно- В.», как фиксированное в словах тождество ряда явлений (результат простого сходства), и подлинное, «конкретно- В.», понимаемое как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. Однако подлинно В., по Гегелю,- является лишь духовное — понятие, идея. Марксистское понимание Б., о. и в. основано на признании идеи В. как отражения объективного единства явлений мира. Существенное сходство предметов или процессов лишь выражение этой глубокой объективной связи. «Форма всеобщности в природе, — пишет Энгельс, — это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» («Диалектика природы» 1955, с. 186, 185). Поэтому В. воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного. Диалектика Е., о. и в. выражает необходимые сущностные связи мира. Объективная связь Е., о. и в. находит свое выражение в языке, форме изложения предмета, способе исследования объектов. Взаимоотношение Е., о. и в. заключается в их связи, в том, что Е. не существует без В., а последнее без Е., что Е. в известных условиях переходит в О. и В. и т. д. Анализ этих диалектических связей имеет большое значение, напр., для понимания общих путей и законов строительства социализма и их своеобразного, особенного проявления в отдельных странах. Т. обр., категории Е., о. и в. прежде всего выражают существенные связи объективного мира и только поэтому характеризуют и процесс его познания. Практическая деятельность, постоянно направленная на единичные объекты, освещается знанием В., законов, сторон и свойств, повторяющихся в этих объектах, и конкретизируется учетом их особенностей.

Источник: Философский словарь. 1963

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
340.41 кб

Категория особенного как антиномия всеобщего и единичного

Иванов Сергей Юрьевич
В статье предлагается интерпретация особенного как опосредствования при переходе всеобщего к единичному и единичного к своему всеобщему.
Читать PDF
62.81 кб

Всеобщее, особенное и единичное как категории диалектической логики

Иванов С. Ю.
В статье исследуются различные подходы к определению категорий всеобщего, особенного и единичного. При первом (формально3логическом) подходе обосновывается преимуществен3 ная роль формы, определяющей статус каждой из категорий.
Читать PDF
441.74 кб

Категория особенного как диалектическая связь категорий всеобщего и единичного

Иванов С. Ю.
В статье рассматриваются взаимосвязь и взаимопереход категорий всеобщего и единично/ го, роль и место категории особенного в данной взаимосвязи, а также исторические предпосыл/ ки возникновения категории особенного именно как диал

Похожие термины:

  • ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ

    категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания в философии; единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет, ограниченный в пространстве и врем
  • Единичное общее особенное и всеобщее

    категории диалектики, отражающие объективные связи мира и характеризующие его познание. Единичное – категория, отражающая уникальность некоторых предметов, процессов, явлений, их качественную и
  • ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ) ОСОБЕННОЕ ЕДИНИЧНОЕ

    универсальные философские категории (принципы), выражающие устойчивые типы взаимосвязей бытия, духа, человеческой жизни. В истории познания наибольшую трудность вызывало понимание категории все