ЭБИОНИТЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭБИОНИТЫ
одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. «эвионим» — нищие. Э. жили в Палестине. Во время иуд. войны (66—73), согласно преданию, переселились за Иордан. Э. соблюдали иуд. обряды, считали Иисуса сыном Иосифа и Марии, на к-рого сошел св. дух. Э. учили, что в мире происходит борьба добрых и злых сил, к-рая кончится установлением «царства добра». На Ближн. Востоке отд. группы Э. существовали еще в средние века.

Источник: Атеистический словарь

ЭБИОНИТЫ
Евр.) Букв., "бедные"; самая ранняя секта еврейских
христиан, другой такой являются назареи. Они существовали тогда,
когда еще не было слышно слово "христианин". У эбионитов было
много повествований об Иассу (Иисусе), адепте-аскете, вокруг
которого создавалась легенда Христа. Так как существование этих
нищих аскетов можно проследить по крайней мере на век раньше
хронологического Христианства, то это является дополнительным
доказательством того, что Иассу или Иешу жил во времена
царствования Александра Ианнея в Лиде (или Ладе), где он был
предан смерти, как утверждается в "Сефер Толдос Иешу".

Источник: Теософский словарь

ЭБИОНИТЫ
евр. ´ebj?n?m – бедные) – обозначение иудеохрист. секты 1 в. н.э., локализовавшейся в заиорданской Палестине, и нескольких более поздних иудеохрист. сект. Э. отрицательно отнеслись к универсализации христианства и усвоению им эллинистических понятийных и мифологич. моделей; отвергая послания Павла, они стремились удержать ближневост. черты евангельской веры и в этом отношении явились предшественниками ислама. Теология Э. дуалистична: Христос (понятый не как логос, не как ипостась бога, но как глава ангелов) и сатана ведут борьбу, в каждом поколении сатана выставляет против пророка своего лжепророка. Иисус был человеком и пророком Христа; Павел – его антагонистом, глашатаем сатаны. Э. требовали строгого соблюдения иудейских религ. запретов и настаивали на сохранении избранничества евреев и в христианстве, однако враждебно относились к иерусалимскому культу. Этика Э. строго осуждала стяжательство и, по-видимому, требовала общности имущества. Все это сближает Э. с традициями иудейского сектантства кумранского (ессейского) типа. Лит.: Общая история европейской культуры, под ред. И. М. Гревса и др., т. 6, СПБ, [1911], с. 248–51; Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1961, с. 215–16; Fitzmayer J. ?., The Quraran Scrolls, в кн.: Scrolls and the New Testament, ed. by K. Stendahl, N. Y., 1957; Strecker G., Das Juden-Christentum in den Pseudoklementinen, В., 1958. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Эбиониты
(Ebionites). Аскеты, избравшие нищету и, вероятно, получившие это название от слова ebionim, что в переводе с евр. означает "бедняк". К эбионитам можно отнести четыре стиха из Св. Писания: в Мф 5:3 говорится о нищих духом; в Лк 4:18 и 7:22 говорится о бедных; Втор 18:15 центральный стих для их теологии, так же, как остальные  для избранного ими образа жизни. Они приняли Иисуса из Назарета как "пророка". Это означает, что эбионитов можно считать одной из многочисленных раннехристианских сект. Они отвергали послания ап. Павла и вместо этого придерживались в.з. обычаев и еврейского закона; поэтому их причисляют к иудеохристианским сектам.
Ориген знал о двух группах эбионитов  первые верили в непорочное зачатие, вторые считали Иисуса пророком и сыном Иосифа; он говорит о том, что они отмечали Пасху вместе с евреями. Евсевий приписывает им Евангелие от евреев и добавляет, что эбиониты, верившие в чудесное рождение Христа, все же отвергали Его предсущность. Епифаний Кипрский первым из отцов Церкви утверждал, что это движение возникло после разрушения Храма в 70 г. среди христиан, бежавших в Пеллу. Епифаний считал их основателем Эбиона, поселившегося возле Карнаима и происходившего из среды иудеохристиан, называвших себя назарянами. Иероним говорит, что они обрезывались и жили по закону, но ожидали возвращения и Тысячелетнего Царства Христа на земле. Поэтому в ранней Церкви эбиониты продолжают традицию иудействующих, выступающих в Деян и посланиях в роли противников ап. Павла. Они получили относительную известность после 70 г. и исчезли после IV в.
Помимо того, что эбиониты считали Иисуса пророком, пришедшим после Моисея (рожденным непорочно или от Иосифа), и проповедовали аскетизм и, в особенности, нищету, они отрицали то, что Логос предсущ, почитали Иерусалим, видели в христианстве послушание нравственному кодексу, более высокому, чем закон, или завершающему его, считали, что Иисус стал помазанником Божьим при крещении, учили, что Он был избран потому, что полностью исполнил закон, выделяли Иак и отвергали учение ап. Павла о спасении. Некрые склонялись к дуализму гностиков. Многие из них были вегетарианцами и практиковали различные ритуальные омовения, завершавшиеся крещением. Некрые современные ученые приписывают им отрывки из Клементин ("Беседы" и "Встречи") и Евангелиеэбионитов; Клийн и Рейнинк убедительно доказывали, что Евангелие от евреев написано не ими.
v.L. Walter (пер. а. К.)
Библиография: A.F.J. Klijn and g.J. Reinink, Patristic Evidence for JewishChristian Sects; H.J.
Schoeps, Jewish Christianity.
См. также: Иудействующие.

Источник: Теологический энциклопедический словарь