Знаменитый каббалист и алхимик, автор трактата "о золоте" и других каббалистических трудов. Он бросил вызов Риму и Европе своей попыткой доказать божественную христианскую истину в "Зохаре". Родился в 1463 г., умер в 1494 г.
Джованни Пико делла Мирандола
Источник: Теософский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
1463-1494) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Пико делла Мирандола стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религиозные и философские школы лишь различными способами выражают одну и ту же истину. Другая центральная идея Пико делла Мирандолы - особое положение ("достоинство") человека в мироздании в силу того, что он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до высшего; в сочетании со свободой выбора это дает человеку космическую незакрепленность, творческую способность самоопределения, уподобляющую его Богу.
1463-1494) - видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 г. опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Человек - это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога, только «мировым порядком». Высоко ценил философию как путь к «естественному счастью». Однако, считал что высшие законы доступны только через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
итальянский мыслитель (Мирандола, пров. Моден, 1463 — Флоренция, 1494). После учебы в Болонье (1476), а затем в основных университетах Италии и Франции быстро становится знаменитым благодаря своей невероятной памяти. В 1486 г. в Риме публикует свои девятьсот тезисов, или «Философские, каббалистические и теологические заключения», которые он хотел публично защитить. Его главным намерением, усиленным глубоким изучением всех философских, религиозных и моральных традиций всех стран и народов, было показать истину христианства, понимаемого как точка объединения для всех предшествующих форм мысли. Этот дерзкий тезис был осужден римской курией. Автор подвергся преследованию за ересь (1487) и три недели провел в тюрьме (1488). Он умер, будучи отравленным своим секретарем. Пико Делла Мирандола знаменует собой рождение гуманизма, который, не отказываясь от веры, делает человеческий дух источником науки и знания.
Источник: Философский словарь
E. Cassirer. Individuum und Kosmos in der Philos. der Renaissance, 1927; E. Garin. G. P. d. M., Torino, 1937; E. Monnerjahn. G. P. d. M., 1960; P. O. Kristeller. Eight Philosophers of the Italian Renaissance. Stanford, 1964, dt. 1986; E. Garin. L'Opera e il Pensiero di G. P. d. M., Torino, 1965; G. di Napoli. G. P. d. M., Roma, 1965; H. de Lubac. G. P. d. M., Paris, 1974; H. Reinhardt. Freiheit zu Gott. Der Grundgedanke des Systematikers G. P. d. M., 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Pico deua Mirandola Giovanni Francesco) (1469—1533, Мирандола) — итальянский философ-гуманист и богослов эпохи Возрождения. Его права феодального владетеля Мирандолы оспаривались родственниками, с которыми Джованни Франческо вел с переменным успехом постоянную борьбу; на одном из ее этапов он был убит. В качестве душеприказчика прославленного гуманиста Джованни Пико делла Мирандола, своего дяди, издал в 1496 его сочинения, предпослав им его «Жизнеописание». Последователь Савонаролы, Джованни Франческо стал одним из основателей «христианского гуманизма». В отличие от мыслителей круга флорентийской Платоновской Академии он подчеркивал невозможность соединения христианского вероучения с античной философией, особенно нападая на аристотелизм, еще со времен высокой схоластики считавшийся наиболее созвучным христианству. В своем главном произведении «Доказательство бессодержательности учений язычников и истинности христианской науки» (1520) подвергал систематической критике философскую мысль всех времен; опираясь на Секста Эмпирика, подчеркивал недостаточность и слабость разума, вечно противоречащего себе, и на этом основании отвергал искусства, грамматику, словесность, риторику, геометрию, математику, астрологию, т. е. все направления культивировавшейся ренессанс ным гуманизмом образованности. Признавал существование одержимых нечистой силой людей, посвятив этому итальянский трактат «Ведьма» (1523).
Соч.: Pico della Mirandola Giovanni et Giovanni Francesco, Opera mnia, vol. 1—2. Basileae, 1557.
Лит.: Garin E. Sloria delia filosofia italiana, vol. 2. Torino, 1966, p. 588594; Raith W. Die Macht des Bildes. Ein humanistisches Problem bei Gianfrancesco Pico della Mirandola. Munch., 1967.
О. Ф. Кудрявцев
Источник: Новая философская энциклопедия
Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены - 17.11.1494, ок. Флоренции), итал. мыслитель эпохи Возрождения. Учился в ун-тах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и аверроизма; вместе с тем воспринял культуру филологич. гуманизма. Первым среди гуманистов изучил др.-евр. и араб. языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему филос. и религ. учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учеными христ. мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» - одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в «Апологии» («Apologia», 1487) - и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (платоновская Академия); написал незаконченные трактаты «Гептаплус» («Heptaplus...», 1490), «О бытии и едином» («De Ente et Uno», 1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нем углубились религ.-мистич. настроения.
П. не завершил большинства замыслов и не привел в систему крайне разнородные филос. мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религ. и филос. школы являются частным явлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центр. идея П.- особое положение («достоинство») человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это дает человеку космическую незакрепленность, творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.
Пантеистич. тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В соч. «Против предсказующей астрологии» («Disputationes adversus astrologiam divinatricem», 1435) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеч. воли; трактат этот оказал значит.влияние на последующую натурфилософию.
Источник: Советский философский словарь
Пико делла Мирандола, как и его соотечественник Фичино, стоял на позициях пантеизма, но больше склонялся к натуралистическому его пониманию. Он выступал против астрологии как лженауки, полагая, что совокупность звезд не в состоянии определить судьбу человека. Отсюда он делал выводы о свободе воли человека, о праве человека самому заботиться о своей судьбе и делать свой выбор, человек сам может создавать свое счастье. Он был против «астрологического детерминизма», предписывающего будущую жизнь человека, ограничивающего человеческую активность.
В «Речи о достоинстве человека», которая должна была открыть диспут Пико делла Мирандола против философов всей Европы, он ярко формулирует основные положения гуманистической программы Возрождения, ставящей в центр мироздания человека и его достоинства. В произведении «Против астрологии» он писал: «На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит, возвыситься над небесами».
Пико делла Мирандола стремился к примирению философов, принадлежащих к разным направлениям, считая, что разные взгляды являются выражением отдельных сторон истины и поэтому только их соединение дает возможность постигнуть истину в целом.
Пико делла Мирандола проявлял большой интерес к мистическим вопросам и увлекался каббалой и магией. Однако он стремился к более научному пониманию этих вопросов. Так, магию он воспринимал не просто как нечто колдовское, а как реальную тайну природы, которую надо исследовать. Он различал черную магию (это было делом злых сил, как их понимали в Средние века) и белую, или естественную магию - как постижение естественных тайн природы.
В центре антропологии Пико — учение о достоинстве и свободе человека прежде всего как полновластного творца собственного «я». Пико подчеркивал божественное свойство человека охватывать своей субстанцией все виды реальности, растворять в себе всякую сущность, всякую природу; вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно. Мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, постичь которые доступно посвященным.
Соч.: Opera omnia. Basileae, 1557; De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942; в рус. пер.: Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени.— В кн.: Эстетика Ренессанса. М., 1981, с. 248—305; О сущем и едином.— В кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985, с. 263-280.
Лит.: Garin E. Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina. Firenze, 1937; Monnerjahn E. Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des Humanismus. Wiesbaden, 1960.
О. Ф. Кудрявцев
Источник: Новая философская энциклопедия
Так и не осуществленная мечта мыслителя заключалась в том, чтобы показать единство двух основных школ древнегреческой философии – платоновской и аристотелевской. Философия П. была творческим обобщением лучших традиций античной, христианской, арабской мысли, а также еврейской и восточной мистики. Если Фома Аквинский осуществил философско-религиозный синтез средневековой культуры, то П. синтезировал принципы ренессансной культуры. Аристократ по рождению, он писал о безмерных творческих возможностях человека, о ценности и неповторимости личности, защищал право на свободомыслие, призывал к духовному развитию всех людей независимо от происхождения и социального статуса. Отказываясь от провиденциализма средневекового мышления, П. высвобождал волю человека, награждая ее свободой, достойной «земного бога».
Учение о человеке П. пытался обосновать в «Речи о достоинстве человека», прославившей его среди современников и оказавшей большое влияние на формирование гуманистической мысли XVI в. По мысли философа, Бог, сотворив человека, специально дал ему «неопределенный образ» и, поставив в центр мира, сказал: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет!». Человек есть связующее звено между материей и духом, он – узел мира, способный возвыситься до Бога или опуститься до животного состояния. Природа человека не определена изначально и этим близка к природе Бога. Высшее предназначение человека – созерцание величия мироздания. Достижение такого счастья невозможно без философии. «И если ты увидишь философа, всё распознающего правильным разумом, уважай его, ибо небесное он существо, не земное. Если же видишь чистого созерцателя, не ведающего плоти и погруженного в недра разума, то это не земное и не небесное существо. Это – более возвышенное, божественное, облаченное в человеческую плоть».
Перемещение духовных интересов из сферы теологии в область философии и науки, восхвалению которой посвящено немало страниц, оказывается закономерным завершением рационалистических тенденций в мысли 15 столетия. Достоинство человека, по П., проявляется только в свободной деятельности разума. Для самого философа целью жизни было отыскание единой истины, источником которой могли служить совершенно различные религиозно-философские системы. Поиски единой истины покоились на убеждении в единстве и универсальности логоса, то есть слова, доступного человеческой мысли. Главным было найти «ключ», метод к постижению логоса. П. искал его в символике мистического течения в иудаизме – каббалы, в пифагорейской мистике, в античных и средневековых учениях. Много времени он посвятил магии, которую считал практической частью наук о природе, «завершающей ступенью философии природы».
Космологические идеи П. проникнуты пантеизмом, отчетливо просматривающимся в его произведениях «О Сущем и Едином», «Гептаплус». Бог как некое единство и абстрактная целостность присутствует повсюду и не локализован в особом «пространстве». Как чистое существование, Бог исключает всякую определенность, поэтому непознаваем. Сам мир, одушевленный разумным началом, может быть познан. «Повсюду, где есть жизнь, – там есть и душа, а там, где душа, есть и разум». Числа-принципы заключены в душе, разумно оживляющей мир. Душа человека, равнозначная по своей рациональной сущности душе мира, в общении с вещами раскрывает их смысл.
Источник: Краткий философский словарь.
Pico della Mirandola), Джованни (24 февр. 1463 – 17 нояб. 1494) – итал. философ-гуманист. Примыкал к Академии платоновской. Находился под влиянием Платона, неоплатонизма, а также Аристотеля и Ибн Рошда. Защищал идею, согласно к-рой единая религ. "истина" не является еще полностью откристаллизованной и существующие религ. вероисповедания – лишь этапы на пути к ее полному познанию, чем вносил элементы историзма и рационализма в понимание религии и элементы скептицизма по отношению к господств. религиям. Стремясь разработать подобную синкретич. "философскую религию" (гл. обр. на основе Каббалы, понимаемой как средство аллегорич. толкования Библии, и филос. принципов неоплатонизма), П. д. М. в 1486 выставил на диспут 900 тезисов, трактующих "обо всем, что познаваемо" (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae), к-рые собирался защищать в Риме перед философами всей Европы. Тезисы содержали как собств. положения П. д. М., так и почерпнутые из филос. систем античности и средневековья. Тринадцать из этих тезисов были признаны еретическими комиссией папской курии. П. д. М. выступил с "Апологией" ("Apologia" [Napoli, 1487]) осужденных тезисов. Тогда папа Иннокентий VIII объявил еретическими все 900 тезисов П. д. М. и запретил проведение диспута. В составленной П. д. М. для открытия предполагавшегося диспута "Речи о достоинстве человека" ("Oratio de hominis dignitate", Napoli, 1487, нов. изд.: "De hominis dignitate...", a cura di ?. Garin, Firenze, 1942; первый итал. пер. – 1555, нов. пер. 1942; первый франц. – 1579, новый пер. в кн.: Cordier Р. М., Jean Pico de la Mirandole; ou la plus pure figure de l´humanisme chr?tien, P., 1957; нем. пер. – Jena, 1905, нов. пер. – Lpz., 1940; англ. пер. в кн.: The Renaissance philosophy of man, ed. by ?. Cassirer, P. O. Kristeller, J. H. Randall [a. o.], Chi., 1948; неполн. рус. пер. в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506–14) П. д. М. исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о "срединном" положении человека между миром земным, материальным и божественным. Человек – микрокосм, соединяющий в себе начало земное (состоящее из 4 традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня), животное и божественное. Человек, созданный богом, способен поэтому снизойти до животного и возвыситься до богоподобного существа; обладая свободной волей, он может стать "своим собственным скульптором и творцом". В идеалистическо-теологич. форме ?. д. M. выражал здесь одну из осн. истин гуманизма Возрождения: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Онтологич. основа этих воззрений П. д. М. – неоплатоновский по своему происхождению пантеизм, характерный для его филос. трактатов "Гептапл" ("Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione", Firenze, 1490, нем. пер. – 1905, итал. – 1942) и "О сущем и едином" ["De Ente et Uno", впервые опубл. в Opera, Venetias, 1496, англ. пер.– Milwaukee (Wis.), 1943]. Трактат оказал значит. влияние на Бруно. Будучи идеалистом и разделяя мн. суеверия своей эпохи, П. д. М. вместе с тем в своем соч. "Рассуждения против божеств. астрологии" ("Disputationes adversus astrologiam divinatricem", Bononiae, 1495; нов. изд., v. 1–2, a cura di E. Garin, Firenze, 1946–52) утверждал, что не существует и не может существовать никаких сверхчувств. воздействий, исходящих от светил; в природе действуют только естеств. силы, все происходит согласно ее правилам. П. д. М. – предшественник нем. гуманистов-реформаторов и их историч. критики Библии. Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601. Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 26–28, 34; Клибанов А. И., Реформац. движение в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960 (по указат. имен); Брагина Л. М., Этич. взгляды Д. П. делла Мирандола, в сб.: Ср. века, вып. 28, М., 1965; Dorez L. et ?huasne L., Pic de la Mirandole en France (1485–1488), P., 1897; Massetani G., La filosofia cabbalistica di Giovanni Pico della Mirandola, Empoli, 1897; Levi ?., Die Philosophie G. Picos della Mirandola, В., 1908; ?nagnine E., Pico della Mirandola, sincrfetismo religioso-filosofico. 1463–1494, Bari, 1937; Garin ?., Giovanni Pico delia Mirandola. Vita e dottrina, Firenze, 1937; Dulles ?., Princeps concordiae Pico de la Mirandola and the scholastic tradition, Camb. (Mass.)–L., 1941; Saitta G., Il pensiero italiano nell´umanismo e nel rinascimento, v. 1, Bologna, 1949, p. 577–622; Monnerjahn E., Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des italienischen Humanismus, Wiesbaden, 1960. В. Соколов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
По мнению Я.Буркхардта, П.д.М. "был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности".
Источник: История Философии: Энциклопедия
«Человек – это великое чудо!»
Жизнь. Джованни Пико делла Мирандола являет собой яркий пример «человека эпохи Возрождения». Будучи выходцем из знатного и чрезвычайно богатого графского рода, он обладал выдающимися способностями ученого, мыслителя, филолога. Пико в совершенстве знал греческий, арабский, древнееврейский и арамейский языки. При этом он живо интересовался ближневосточными религиями, магическими обрядами и тайными учениями (в первую очередь древнееврейской Каббалой). Подобный интерес европейского, по всем меркам, мыслителя к восточной мудрости вполне объясним: именно на Востоке, по мнению многих первых «людей из эпохи Ренессанса», надо было искать обоснование и оправдание своим новым идеям. В самом деле – где как не на Востоке появились первые человеческие цивилизации? Откуда как не с Востока приходили в те времена в Европу подлинная наука и культура? И, наконец, где как не на Востоке зародилась единственно истинная религия, основанная самим Богом? Поэтому на первый план в их исследованиях и размышлениях очень часто выходили различные древние восточные учения. Так получили свое «второе рождение» религиознофилософские системы зороастризма, халдейских оракулов и т. н. «герметический корпус», составленный, по легенде, самим древним богом – Гермесом Трисмегистом (Триждывеличайшим).
Возрожденческий характер мысли Пико самым наглядным образом проявляется в его знаменитой работе «Речь о достоинстве человека», с которой он собирался выступить на огромном общеевропейском диспуте против всех философов, мысливших по старым средневековым меркам. В подтверждение своих идей он собирался представить сразу 900 (!) тезисов. К сожалению, этот диспут не состоялся изза конфликта с официальными церковными властями, когда папа Иннокентий VIII объявил эти тезисы еретическими. После этого последовали ожесточенные гонения, закончившиеся заключением Пико в тюрьму. Однако вскоре он был прощен и освобожден новым папой Александром VI. Освободившись, Пико уехал во Флоренцию к Марсилио Фичино, где стал, по сути, вторым руководителем платоновской Академии. Безвременная кончина, последовавшая всего через полтора года после освобождения, к сожалению, прервала творчество этого незаурядного мыслителя.
Пико о человеке. «Речь о достоинстве человека» по праву считается своеобразным манифестом эпохи Возрождения. Главной мыслью этой работы является утверждение Пико об уникальности и неповторимости человека: «Великое чудо – человек». И это не голословное утверждение и не красивая фраза, а вполне аргументированная позиция. Ведь если мы, говорит Пико, внимательно взглянем на мир, то увидим, что каждая вещь в нем занимает только свое, самим Богом отведенное ей место. При этом ни одна вещь, ни одна тварь и ни одно понятие не могут стать чемто иным, абсолютно непохожим на то, чем они являются в жизни. В самом деле, лев никогда не станет ягненком, а стол – креслом. И ни одному здравомыслящему человеку никогда не придет в голову принять одно за другое. Но лишь одному созданию уготована совершенно иная роль в мире, и это создание – человек. Он, по мысли Пико, сам способен творить свою природу – так, как ему подсказывает его разум, как диктует его воля, как велит его совесть. Человек буквально лепит свой образ в процессе жизнедеятельности, то возвышаясь до ангельского состояния в своем духовном порыве, то опускаясь до животного уровня, если идет на поводу у своих низменных страстей. Одним словом, человек – хозяин своей жизни.
Однако при этом может возникнуть законный вопрос: если человек действительно таков, то какова же тогда во всем этом роль всемогущего Богатворца? Здесь лучше всего предоставить слово самому Пико, который ответил на этот вопрос как бы устами Бога. Вот что говорит Бог только что созданному им человеку: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Если задаться целью проиллюстрировать общие тенденции гуманистической мысли в эпоху Возрождения, то более прочувствованных и более возвышенных слов, чем вышеприведенные, наверное, не найти. Недаром этот отрывок во времена Пико делла Мирандола стал настоящей «декларацией Человека» и пользовался огромной популярностью у современников. Пико как никто другой сумел в лаконичной и яркой форме выразить наиболее общие идеи толькотолько нарождающегося гуманистического мировоззрения западноевропейской культуры.
Источник: Философия. Краткая история.