ДЖНЯНА
ДЖНЯНА
в индийской религиозно-философской традиции понятие, означающее совершенное знание, которое мудрец обретает в процессе медитации.
Источник: Религиоведческий словарь
ДЖНЯНА
(санскр. jna–na, тиб. ye shes, знание) — общий термин для обозначения знания Законоучения и практик его обретения. Главная цель Д. — познание сущего, как оно есть (йатха-бхута), абсолютной истины, пустоты (шуньята). Все прочие виды познания, применяющие концептуализацию и законы логики, покоящиеся на идее двойственности, дают лишь недостоверное относительное знание. Часто слово Д. переводят как «высшая интуитивная мудрость».
ДЖНЯНА
(знание) — высшее метафизическое знание, обретаемое в процессе духовной практики (джнянайога). Это знание невыразимо и непередаваемо рациональными средствами. В упанишадахД. отражает внутреннюю интуицию человека, постигшего единство Атмана и Брахмана. Обычно Д. играет весомую роль в тех направлениях, которые активно используют психопрактические способы йоги. В йоге Патанджали Д. (или видья) — это постижение совершенства и независимости сокровенного «я», Пуруши. В тантризме это познание абсолютного начала, выраженное в форме «Я — Шива». В Д. субъект и объект знания становятся нераздельными и неразличимыми, поэтому естественно, что носитель Д. утрачивает себя как индивидуальность. Д. — не понятие из области логики, но показатель высокого духовного статуса человека; обретение Д. сопровождается преображением его сознания и часто — психофизиологическими изменениями. Д. полностью противоположна авидъе и означает выход за пределы сансары, уничтожение влияния кармы. В кришнаизме достижение Д. вторично по сравнению с обретением чистой любви (премы) к Кришне.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
ДЖНЯНА
санскр.- знание), понятие инд. философии, означающее высшее полное знание, достигаемое при медитации. Д.- это знание само по себе безотносительно к объекту, знание того высшего уровня, когда объект полностью растворен в субъекте, когда снимается противопоставление знания истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения знания, его характер и т. п. Д.- это знание сущности, к-рое как бы охватывает и все др. виды знания, не совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Д., как и карма, ведет к подлинному спасению (ср. Д.-марга - «путь Д.», напр. в «Бхагавадгите»). В йоге к Д. и карме прибавляется третий путь к спасению - бхакти. Трактовка Д. как знания самого себя у последователей Прабхакары (школа миманса; знание обнаруживает свой субъект, свой объект и самого себя - Д.) перекликается с пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах инд. философии Д. противостоит незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Д., сколько как ложное знание, заблуждение (моха). Д. не следует смешивать с абхиджней - сверхзнанием, и с праджней – мудростью..
Источник: Советский философский словарь
ДЖНЯНА
санскр. jnana—знание, познание, от глагольного корня джня — знать) — одно из центральных понятий индийской религиозно-философской традиции. В пурва-мимансе джняна—один из модусов души, описываемый одновременно как действие (крия) и процесс (вьяпара); знание как таковое превосходит возможности обычного чувственного восприятия, его присутствие узнается субъектом опосредованно, благодаря логическому выводу. В ньяя-вайшешике джняна одновременно дает не только знание об объектах, но и—непосредственно, в интроспекции—также знание о собственном присутствии в душе. Особое место представление о джняне занимает в различных направлениях веданты. В адвайта-веданте Шанкары джняна считается абсолютно тождественным высшему Брахману. Это не просто средство достижения освобождения или одно из свойств души, но само это освобождение (мокша), тождественное высшей реальности. Различение знания, познающего субъекта (джнятри) и объекта познания отнесено Шанкарой к стадии апаравидья (не-высшей, эмпирической истины), т. е. считается просто практически удобным (вьявахарика). В Комментарии на «Брахма-сутры» Бадараяны Шанкара, произвольно толкуя одну из ключевых сутр базового текста, отождествляет субъект знания (джнятри) со знанием как таковым. По его мнению, джняна—это не свойство или функция, но сама внутренняя природа (сва-рупа) души, которая неизменно сохраняется во всех ее состояниях. Такое Знание (джняна, видья), противоположное Неведению (авидья}, полностью совпадает с Сознанием (чит) как сущностью чистого Атмана и с представлением о сакшине, или внутреннем «свидетеле» всех актов восприятия. Поэтому даже на «пути Знания» (джняна-марга), непосредственно ведущего к единству с высшим Брахманом, адепт занят не накоплением сведений или познавательных навыков, но прежде всего реализацией собственной неизменной и вечной природы. Джняна в адвайте — это мгновенное преобразование, та внезапная перемена угла зрения, которая дает возможность осознать: единственная реальная сущность—это Брахман, т. е. чистое сознание, лишенное каких-либо частей, атрибутов или объектов, — сознание, с которым никогда ничего не происходило.
Полемизируя с адвайтой, еишишта-адвайта предлагает собственную концепцию знания и незнания. По мнению Рамануджи, знание всегда направлено на объект, всегда интенционально, а потому всегда дано вместе с объектом; будучи наполнено своим содержанием, оно непременно несет в себе какие-то различающие характеристики. Такое качественно разнородное, атрибутивное знание (дхармабхута-джняна) уже не является самодостаточной сущностью, но только свойством определенной основы, или— что для вишишта-адвайты то же самое—способностью определенного субъекта. Характерная для адвайты метафора знания-света превращается в вишишта-адвайте в способность светить или в светлый ореол, окружающий источник света — Ишвару или отдельную душу. И если души (джива)-это как бы точечные светильники, каждый из которых окружен собственным более или менее обширным светящимся ореолом, то Ишвара весь освещен собою, прозрачен для себя, ибо каждый его член или атрибут служит вместе с тем объектом его божественного всеведения. Иными словами, представление о джняне в учении Рамануджи предполагает противопоставление субъекта и объекта, а также множественность познающих душ и познаваемых неодушевленных предметов. Считая адвайтистскую идею о чистом, лишенном свойств знании недопустимой уступкой буддийским воззрениям, Рамануджа противопоставляет ей тезис об истинности (ятхартхатва, букв.—соответствие предмету) всякого знания. Поскольку знание в вишишта-адвайте сведено по сути к способности освещать (или отражать) независимые от него объекты, оно всегда считается в какой-то степени истинным (в этом смысле ошибки и погрешности восприятия также содержат некую толику истинного знания), различаясь лишь точностью и полнотой охвата предметности.
Н. В. Исаева
Полемизируя с адвайтой, еишишта-адвайта предлагает собственную концепцию знания и незнания. По мнению Рамануджи, знание всегда направлено на объект, всегда интенционально, а потому всегда дано вместе с объектом; будучи наполнено своим содержанием, оно непременно несет в себе какие-то различающие характеристики. Такое качественно разнородное, атрибутивное знание (дхармабхута-джняна) уже не является самодостаточной сущностью, но только свойством определенной основы, или— что для вишишта-адвайты то же самое—способностью определенного субъекта. Характерная для адвайты метафора знания-света превращается в вишишта-адвайте в способность светить или в светлый ореол, окружающий источник света — Ишвару или отдельную душу. И если души (джива)-это как бы точечные светильники, каждый из которых окружен собственным более или менее обширным светящимся ореолом, то Ишвара весь освещен собою, прозрачен для себя, ибо каждый его член или атрибут служит вместе с тем объектом его божественного всеведения. Иными словами, представление о джняне в учении Рамануджи предполагает противопоставление субъекта и объекта, а также множественность познающих душ и познаваемых неодушевленных предметов. Считая адвайтистскую идею о чистом, лишенном свойств знании недопустимой уступкой буддийским воззрениям, Рамануджа противопоставляет ей тезис об истинности (ятхартхатва, букв.—соответствие предмету) всякого знания. Поскольку знание в вишишта-адвайте сведено по сути к способности освещать (или отражать) независимые от него объекты, оно всегда считается в какой-то степени истинным (в этом смысле ошибки и погрешности восприятия также содержат некую толику истинного знания), различаясь лишь точностью и полнотой охвата предметности.
Н. В. Исаева
Источник: Новая философская энциклопедия