ДЖНЯНА-ЙОГА
Джняна-йога
Йога знания. Путь знания. Одна из практик в веданте. Гармонизирует личность адепта и позволяет получить освобождение при жизни тела (дживанмукти). Адепт, практикующий джняна-йогу, преодолевает неведение (авидья) и обретает способность отличать истинное от ложного, иллюзорного. В нем развивается стремление к освобождению от перерождений (мумукшутва, мумукша). Он слушает наставления (шравана) учителя, укрепляющие в ученике (шравака) рассудительность (манана) и веру (шраддха) в учение После посвящения он выполняет одновременно три действия (саньяма, самьяма): концентрацию, сосредоточение и созерцание. Получив прижизненное освобождение, он становится святым. Полное освобождение наступает после смерти тела. Джняна-йога или сс. элементы вошли в практику многих школ.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ДЖНЯНА-ЙОГА
или джняна-маргаодин из путей к освобождению, характеризующийся обретением познания высшей истины (джняна). Д.-йога как практический путь присуща прежде всего недуальной веданте Шанкары. Истоки Д.-йоги уходят во времена ранних упанишад с их противопоставлением внешней ритуальной деятельности и внутреннего «ритуала», нацеленного на познание Брахмана. Вторая форма деятельности ценится выше, поскольку именно она приводит к высшему постижению и, соответственно, избавляет от кармы. Представление о Д.-йоге разрабатывается в Бхагавадгите, где Д.-йога описывается как психопрактическая дисциплина санкхьи. Более систематически идеи Д.-йоги развиваются в средневековых адвайтистских текстах. В них Д.-йога содержит четыре принципа: умение различать постоянное и изменчивое; отречение от плода своих действий; шесть достоинств (безмятежность, сдержанность чувств, воздержание от неверных поступков, стойкость, вера и сосредоточенность); наконец, сильное стремление к освобождению. Освобождение в Д.-йоге понимается в смысле достижения идеала дживанмукти (см. Дживанмукта).
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм