санскр. «вживе освободившийся [от сансары]»), в индуистской философии обозначает необыкновенное состояние человека, достигшего освобождения от последовательных реинкарнаций в течение своей жизни.
ДЖИВАНМУКТА
Дживанмукта
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ДЖИВАНМУКТА
Санскр.) Адепт или йог, достигший высшей степени
святости и отделившийся от материи, Махатма или Нирвани,
"существующий в блаженстве" и свободе. В сущности - тот, кто во
время жизни достиг Нирваны.
святости и отделившийся от материи, Махатма или Нирвани,
"существующий в блаженстве" и свободе. В сущности - тот, кто во
время жизни достиг Нирваны.
Источник: Теософский словарь
ДЖИВАНМУКТА
(вживе ос вободившийся (от сансары)) — святой, полностью до физической смерти освободившийся от желаний и следов былой кармы, преодолевший авидью.
Описывается апофатическипарадоксально: он как бы пребывает во сне без сновидений, спит бдя, бдит во сне, не имеет ума (манаса), вечно счастлив, не желает ничего, беспристрастен и равно ко всем добр, вовсе в себе не заинтересован и пр. С внешних позиций неотличим от обычного хорошего человека, но на деле вполне вне мира. Ньяя и вайшешика возможности быть Д. не признают: нет свободы в теле, но лишь от тела. Так же и миманса. Санкхъя признает такой результат садханы, не употребляя сам термин. В основном термин принадлежит школам веданты. Трудности теоретич. понимания бытия Д. огромны: как можно осмыслить бытие сознания, длящееся после окончательного осуществления всех смыслов для сознания?
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ДЖИВАНМУКТА
(букв, живой освобожденный) — человек, достигший дживанмукти, т. е. окончательного духовного освобождения уже при жизни. Д. противоположен парамукте, т. е. посмертно освобожденному. Обретение дживанмукти объявляется реальной и желательной целью в адвайта-йеданте и тантризме. Считается, что Д., пассивно продолжая свой жизненный путь, выходит из-под влияния кармы, а следовательно, данное его воплощение в сансаре—последнее. В глазах простых людей Д. не просто знающий истину, но он сам равен Богу. Почти всегда Д. становится авторитетным духовным учителем. По внешнему облику Д. мало чем отличается от обычных людей, поскольку его освобождение — это чисто внутренняя черта, затрагивающая основы сознания, но не тело. Однако в некоторых направлениях тантризма, связанных с алхимией (например, натха) состояние дживанмукти сочетается с обретением бессмертного физического тела, и тогда Д. — это человек, преодолевший земной удел и смерть уже на телесном уровне. Кришнаиты полагают, что Д. — это человек с духовным телом и умом; он освобожден милостью Кришны за свои усилия на пути бхакти.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм