ДЗЕН-БУДДИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЗЭН-БУДДИЗМ
самостоятельное направление япон. буддизма, появившееся в 7 в. Основу дзэн-буддизма составляют представление о единстве Будды и всех существ, учение о "естественном пути" развития и вера в мгновенное просветление, постижение истины.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Дзэн-буддизм
движение в японском буддизме, отрицающее реальность внешнего мира и как путь к просветлению предлагающее самоконтроль над телом и духом. Известен использованием коанов, а также красочными историями о внезапном просветлении особых святых.

Источник: Новые религиозные движения.

ДЗЭН-БУДДИЗМ
одно из направлений буддизма. Возник в Китае в 6 в., наибольшее распространение получил в Японии. Основу Д.-б. составляет представление о единстве Будды и всех существ и учение о естественном “пути” — дао, к-рый выше всех теоретических методов. В отличие от др. школ Д.-б. проповедует “мгновенное просветление”, постижение истины — сатори. Иррационализм и интуитивизм Д.-б., его экзотическая обрядность привлекают западноевропейских и амер. философов, особенно в последние десятилетия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЗЕН-БУДДИЗМ
одно из направлений буддизма, наибольшее распространение получившее в Японии. Возник в Китае в 6-7 вв. н.э. Сущность его состоит в том, что он призывает видеть действительность непосредственно, найти Будду и Истину сейчас, во всем и прежде всего в самом себе. Отрицает стремление к туманной нирване, утверждая, что человек должен жить сейчас, беря от жизни все, что она может дать. Обожествлению буддийских текстов он противопоставляет личный духовный опыт человека, который при этом должен быть подготовлен для постижения жизни. Посвящение человека начинается с парадоксов, с отрицания необходимости знания, непризнания никаких канонов и авторитетов. Интеллектуальный анализ он считает недостаточным в постижении сущности мира; чтобы познать истину, требуется внезапное озарение – сатори, которое снисходит только на посвященного. Озарение носит внезапный характер, подобно интуитивному толчку, следовательно, нет нужды в длительных медитациях. Дзэн-буддизм практикует постоянную медитацию, ибо озарения не приходят часто, поэтому надо всегда быть готовым к ним.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ДЗЕН-БУДДИЗМ

от санскр. дхиана – сосредоточение; кит. чань, япон. дзэн) – одна из школ махаянистского буддизма, проповедующая "мгновенное просветление". Согласно буддийской традиции, З.-б. основан Бодхидхармой, инд. монахом, прибывшим в Китай в 520 н.э. В последний период династии Тан (9–10 вв. н.э.) Зен стал господств. формой буддизма в Китае и достиг расцвета в 12 в. В этот период Зен проникает в Японию и с 16–17 вв. оказывает большое влияние на философию, религию, иск-во и языки япон. народа. В основе "пути Зен" лежит представление о единой реальности, в к-рой "растворяются" и субъект и объект и по сравнению с к-рой понятия субъекта и объекта, времени и движения, добра и зла условны и относительны. Эта единая реальность, в конце концов, оказывается тождественной индивидуальному сознанию. На протяжении всей истории З.-б. соперничал с буддийскими школами, третировал конфуцианство как учение, погрязшее в искусств. понятиях, противостоял материалистич. традиции в кит. философии (Ван Чун, Фань Чжэнь) и науч. познанию мира. З.-б., так же как даосизм, буддизм, йога, ставит своей целью достижение "просветления", "состояния свободы". Характерной чертой всех этих учений являются интуитивизм и иррационализм. Отказ от понятийного мышления роднит З.-б. с мадхъямикой, осн. пунктом к-рой было учение об относительности, условности понятий, и с йогой, поскольку одной из задач йогич. тренировки является подавление дискурсивного, словесного знания. Отличие З.-б. от других школ буддизма и йоги заключается, прежде всего, в методе достижения "просветления". Согласно З.-б., состояние "свободы" достигается не путем длительной тренировки и "накопления заслуг", не путем "подавления" всех ощущений, восприятий и мыслей, а "непосредственно", путем "мгновенного просветления" (сатори). При этом З.-б. исходит из учения Бодхидхармы о том, что природа Будды и каждого человека – одна, и что поэтому состояние Будды, т.е. "просветление", надо открыть в себе, а не искать в канонич. книгах. Причем "просветление" представляется как нечто совершенно естественное, как "истинная природа" человека, открытие к-рой может произойти каждый момент. Вместе с тем с 12 в. в З.-б. развивается новое направление, применяющее особую систему тренировки (школа ринзай) в противоположность прежнему направлению (школе сото). Один из крупнейших представителей Зен в начале 18 в. разработал сложную систему тренировки, состоящую из шести ступеней и длящуюся 30 лет. З.-б., так же как и даосизм, проповедует "естественную жизнь". "Как рыба плавает в воде, не думая о воде, как птица летает в воздухе, не зная ничего о воздухе", так и зен-буддист живет, "не поднимая волн, когда нет ветра", и не думая ни о чем, кроме и сверх самой жизни. В одной из поэм Зен говорится: "Ничего нет равного тому, чтобы носить одежду и есть пищу. Вне этого нет ни Будд, ни Патриархов". В то же время в качестве подготовки к "просветлению" зен-буддисты предлагают неподвижное сидение в течение нескольких часов, при этом не менее, чем йоги, уделяют внимание правильной позе и правильному дыханию. З.-б. отрицает реальность Будды, реальность самой религии, необходимость религ. обрядов. В то же время весьма важное место в нем занимают различные церемонии и ритуалы. Церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что "каждый человек есть Будда". Каждое действие человека (хождение, сидение, лежание, стояние) выполняется в храме как реализация существа Будды. Учение З.-б. с его интуитивизмом и иррационализмом становится предметом особого внимания совр. бурж. философии, особенно таких ее направлений, как экзистенциализм, семантика и фрейдизм. Начиная с 40-х гг. 20 в. модернизированный З.-б. получает широкое распространение в Европе и особенно в США. В наст, время центр З.-б. находится в Японии. Лит.: Humphreys Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., An introduction to Zen Buddhism, L., 1957; его же, Essays in Zen Buddhism, [v. 1–3], L., 1958; его же, Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Suzuki D. T. and Frоmm E., Zen Buddhism and psychoanalysis, L, 1960; Вlоfeld J., The Zen teaching of Huang Po on the transmission of mind, L., 1958; Fung Vu-Lan, A history of Chinese philosophy, N. Y., 1958; Fujisawa Chikao, Zen and Shinto, N. Y., 1959; Linssen R., Essais sur le bouddhisme en g?n?ral et sur le Zen en particulier, P., 1960.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЗЭН-БУДДИЗМ
разновидность буддизма, сформировавшаяся в Китае на рубеже V - VI вв. н. э. в процессе синтеза буддизма махаяны с традиционными китайскими учениями. В эпоху Нара (VIII в.) и в эпоху Хэйан (IX в.) отдельные японцы, обучавшиеся буддизму в монастырях Китая, начали пропагандировать это учение в Японии, но до XIII в. оно, в сущности, было малоизвестно. Широкое распространение в Японии получили два направления Дзэн: Рнкдзай, основателем которого явился Эйсай (1140 - 1215), и Сото, родоначальником которого считается Догэн (1200 - 1253). Расцвет популярности Дзэн в Японии и его влияния на духовную культуру приходится на XIV - XVI вв., но и в дальнейшем, путем своей демократизации и все большей японизации, это направление сохраняло весьма сильные позиции. Особенность Дзэн (Чань) заключается в формировании своеобразной культуры психической деятельности, нехарактерной для европейского менталитета и миропонимания. В соответствии с важнейшими психическими функциями (эмоции, мышление, память, восприятие и т.д.) можно говорить о культуре эмоций, культуре памяти и пр., но для традиционной китайской мысли характерен целостный подход к человеческой психике, а также неразрывная связь между знанием и действием. Именно прикладная, жизненно важная ориентация Дзэн предопределила его судьбу в европейской философии XX в. и огромное влияние на такие направления, как психоанализ, постмодернизм и др. Изучению книжной традиции не придавалось особого значения; считалось, что подлинное знание передается «от сердца к сердцу», з не с помощью логики и текста. Задача опытного наставника заключается в направлении ученика на путь, ведущий к «пробуждению» (кит, у, яп. сатори). Пробуждение в дзэнской традиции означает мгновенное постижение своей изначальной сущности, а также единства со всеми вещами. Для подобного озарения необходимо раздвинуть узкие границы привычного сознания, преодолеть рамки здравого смысла и формальной логики. Дзэнские наставники единственно приемлемым методом считали интуицию, причем особое значение придавалось личному опыту, неповторимому и потому не выразимому словами. Культура Дззн в целом может считаться наиболее полно развитой культурой единичного. Наиболее эффективными средствами подготовки ученика к отказу от мышления в словах и выходу на принципиально новый уровень восприятия считались следующие: беседы с учителем (мандо), занятия сидячей медитацией (озадзэн), а также решение парадоксальных а-логичных задач (коанов). Последние представляли собой противоречивые предложения, смысл которых невозможно раскрыть логически: «дай мне услышать хлопок одной руки»; «если у тебя нет посоха, я заберу его у тебя, а если есть, я дам тебе его» и др. Коаны ставили своей целью показать невыразимость конкретных ситуаций, сиюминутности (соккон). Слияние с действительностью, «остановка» мгновения и пребывание в мгновении как в вечности - вот желанный итог дзэнского тренинга, воспитание культуры психической жизни.
Если кратко сформулировать основы философии Дзэн, то они сводятся к следующему. Первооснову мира составляет Пустота (яеу); или Ничто (му), которая в то же время не есть голое отрицание, а тождественна «природе будды» (буссан). Поэтому небытие способно породить мир иллюзий, феноменов (явлений). В действительности же нет подлинного различия между рождением и смертью, субъектом и объектом, этим и тем. Задача индивида заключается в том, чтобы осознать недуальность, недвойственность мира. Мнимое существование противоположностей исчезнет, когда человек осознает свою глубинную причастность ко всему сущему и вместе с тем достигнет состояния непривязанности к конкретному миру вещей. Осознание в себе самом природы Будды наступает внезапно, подобно вспышке молнии. Тогда реальность предстанет незагрязненкой, как чистое зеркало, вне наших пристрастий и вожделений. Именно в таком состоянии человек свободен от давления внешнего мира, он следует куда захочет - сегодня он в комкан ни нищих, завтра - беседует во дворце вельможи, а послезавтра рисует картины и пишет стихи. В согласовании своих поступков с «потоком жизни» при отсутствии вожделения к чему бы то ни было и заключается жизненное кредо «пробужденного сознания». Дзэн не приемлет пессимистического взгляда на мир как на обитель страданий, а также отрицает аскетизм, самоистязание и меланхолию. Человеческие желания должны не подавляться, а направляться в духовное русло. Самые простые формы жизни можно и должно превратить в реализацию духовности, наполнить их духовным смыслом. Так родились чайная церемония, искусства икебаны, парковых ансамблей, айкидо и др. «Несотворенкый мир» - это не мир пустоты в обыденном смысле слова, ибо может проявляться добром и злом, любовью и ненавистью, в основе которых лежит совершенный мир Пустоты, заполненный Абсолютом.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ДЗЕН-БУДДИЗМ
парадоксальное, эпатирующее и весьма популярное эзотерическое учение и особое мироощущение. Внешне Д. мало похож на буддизм (см. Индийская этика). И тем не менее именно учение Будды способствовало формированию Д. По преданию, это произошло в Китае в 7—8 вв. и, вероятно, не без влияния идей Чжуан-цзы и Лао-цзы. Д. — это буддизм, своеобразно осмысленный на кит. и далее яп. национальной почве. Будда указывал путь избавления от страданий, объяснял, как разорвать круг сансары; но он не объяснял, что такое нирвана — ничто или блаженство. Следующие поколения мыслителей Др. Индии сосредоточиваются на вопросах о том, что есть нирвана, в чем единство мира и космоса и какова их природа. Поскольку нирвана, т.е. небытие, пустота, ничто — исходная реальность, то, считали они, теряют силу все различия и противопоставления, данные уму (верха и низа, прошлого и будущего, правильного и ложного и т.п.), да и сама картина чувственного мира становится иллюзией, майей.
В силу тождества (аналогии) Брахмы, Атмана и Нирваны (т.е. Бога, души и места, где нет страдания) - бытие и знание (мудрость) совпадают с нирваной, а сама нирвана — с Я (Атманом). Следовательно, нирвана, будучи небытием, бескачественной реальностью, порождает бытие и все его различения и одновременно снимает их.
В отличие от буддизма, в Д. реабилитируются и чувственная жизнь, и обычный, естественный мир; утверждается, что «каждый человек есть будда» — это нужно только осознать, и что спастись можно только всем людям вместе. Выделению Д. из буддизма способствовали два обстоятельства: подчеркивание роли индивидуальной практики жизни и появление «доктрины ума», в к-рой обращалось внимание на роль правильного мышления и необходимость знания истинной сущности разума. Развивая учение Будды, Д. настаивает на практическом, а не теоретическом, умозрительном познании жизни. Многие последователи Д. подчеркивают момент обновления внутреннего мира, несущего новое видение и ощущение. Вместе с тем переворот в человеке должен произойти сам собой, естественно, спонтанно, а не в результате усилий, противоречащих его природе. Постоянные поправки самих себя адептами Д. отчасти объясняются тем, что все наши утверждения относятся к миру сансары, к-рый суть чистая иллюзия, поэтому ничего определенного о нем утверждать нельзя. Д.-буддисты считают, что все наши ценности, различения, деления, оппозиции, все, что делает высказывания определенными, а мир организованным, - все это обусловлено умом, языком, сознанием, к-рые принципиально порочны, лживы (в силу подверженности страданиям и майе). Таких пороков по меньшей мере три: а) отождествление факта с представлением о нем (понятия и вещи), б) подмена реальности языком, словами, в) преувеличение роли абстрактного, теоретического мышления. Д.-буддисты считают, что представление не только о себе, но и других реалиях (уме, прошлом и будущем, добре и зле и т.п.) есть результат социальной символизации. Сама по себе реальность никакая, в том смысле, что не имеет положительных определений. Определенной, константной, измеряемой ее делают язык, понятия, символы. Освободившись от них, реальность становится неописуемой, невыразимой, самой собой.
В собственном осознании, в своих декларациях Д. — предельно антикультурен, на словах он отрицает все, на чем культура стоит, чем она держится. Идеалом Д. является природа, к-рой чужды осознание, контроль, искусственность; природа естественна, непосредственна, спонтанна. Поэтому в Д. так ценится мгновенный (без обдумывания и размышления) ответ; Д.-буддист как бы и не отвечает на вопрос, а претерпевает естественное состояние ответа. На вопрос: «Что есть Будда?» — учитель может показать язык. Хотя каждый человек — будда, раскрыть в полной мере находящуюся в человеке сущность Будды нелегко. Необходимы «крещение огнем», ломка всего сознания, прорыв в иные реальности. Этот момент, вероятно, и связан с представлением о сатори (букв. — просветление) — внезапном и интуитивном способе постижения, выражающем сущность Д. Учителя Д. отмечают, что сатори приходит само, когда его не ждут, что оно несет новое видение и понимание, дает разрешение проблем и новую реальность. Отчасти сатори можно сравнить с катарсисом, с экстатическим переживанием. Хотя на первый взгляд Д. крайне революционен, на самом деле он скорее консервативен: призывая к отрицанию культуры, Д. тем самым ее поддерживает. Д. - это в первую очередь пть освобождения для тех, кто овладел правилами социальной конвеции и принципами, с помощью к-рых группа обусловливает личность. При этом целесообразно проводить различие между простыми, живущими в миру сторонниками учения Д., монахами, сделавшими Д. целью своей жизни, и теми, кто применяет Д. (исповедуя его) в военных искусствах, живописи или других областях практики. Вероятно, Д. есть своеобразная антикультура, карнавал, помогающие личности справиться с культурной монотонностью и ограничениями. Не последнюю роль играют присущие Д. восточная народная мудрость, гибкость, относительность его идей и, конечно, сами принципы буддизма. Большие мастера Д. стараются, чтобы каждое, даже самое маленькое явление жизни, каждый вопрос были осмыслены и изложены с т.з. всего учения, чтобы в нем, как в капле воды, отражался весь мир, сверкало само солнце. См. Фо цзяо. Л и т.: Дзэн-Буддизм. Бишкек: Одиссей, 1993. В.М.Розин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
95.39 кб

Дзен-буддизм и психоанализ. “Медиум”, Москва, 1995.

В. В. Старовойтова
Читать PDF
81.06 кб

Научное познание и дзен буддизм: новые аспекты гносеологии

Бедриков Леонид Сергеевич
Для научного познания XX-XXI вв. необыкновенно плодотворны идеи дзен буддизма с его оригинальной практикой и методами познания.
Читать PDF
464.59 кб

Модальная природа сознания: на примере концепций дзен и чань буддизма

Медова А. А.
Статья посвящена анализу основополагающих моментов концепции сознания, представленной в философии китайской и японской махаяны.
Читать PDF
725.30 кб

Идея гуманизма в философии древнего Востока: конфуцианство, дзен-буддизм

Богомазова Наталия Леонидовна, Валеева Галина Викторовна
В статье исследуется вопрос взаимоотношения Востока и Запада в рамках древневосточной философской мысли.
Читать PDF
351.40 кб

Религиозно-философские аспекты доктрины дзен-буддизма в культуре Востока и Запада

Богомазова Наталия Леонидовна
Иисследуются религиозно-философские аспекты доктрины дзэн-буддизма вконтексте восточной и западной культур в рамках традиции и современности. Анализируются особенности мистицизма дзен-буддизма.
Читать PDF
485.59 кб

ЭКЗО-ДЗЕН КАК СУРРОГАТ ЯПОНСКОГО ДЗЕН-БУДДИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МАССКУЛЬТЕ

Кравченко Виктория Владимировна
Статья посвящена феномену экзо-дзен и особенностям его проявления в современном российском масскульте.