Санскр.) "Дважды-рожденный". В старые времена этот термин
относили лишь к Посвященным браминам, но сейчас его применяют по
отношению к каждому человеку, принадлежащему к первой из четырех
каст, прошедшему определенный обряд.
ДВИДЖА
ДВИДЖА
Источник: Теософский словарь
ДВИДЖА
("дваждырожденный") — название лица, принадлежащего к одной из первых трех варн в др.-инд. об-ве, а именно к брахманам, кшатриям и вайшьям. Вторым рождением для них считался обряд инициации (упанаяна), проводимый над мальчиками-подростками из этих варн. В нек-рых текстах Д. относится только к брахманам.
Л. Алаев
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ДВИДЖА
сс. Дваждырожденный. Так называют человека, прошедшего через обряд посвящения или инициации (упанаяна, упасадхана). Первоначально в брахманизме обряд посвящения совершался только над юношами из сословия брахманов, но затем через него стали проходить мужчины трех высших варн. В процессе обряда адепт получает определенные знания, сведения и рекомендации. Он входит в состояние мнимой смерти, или состояние «мертвого сознания», переживая его как реальность. В глубокую перестройку психики вовлекаются сердце и дыхательная система. Преодолев с помощью опытных жрецов страх смерти, адепт испытывает счастье «нового рождения», эффективно усваивает наставления и тайные знания, получает разрешение изучать священное писание (веда). Посвященный становится «другим человеком», ощущая свою исключительность и ответственность. Только дваждырожденные получают право на дальнейшее образование и на владение собственностью. Термин «двиджа» применяется к птицам, рождающимся из лона, а затем из яйца, и к зубу, появившемуся на месте выпавшего.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003