Санскр.) Букв., "недосягаемое", Женская сила бога; имя
Кали, супруги Шивы, Махешвары, или "великого бога".
ДУРГА
ДУРГА
Источник: Теософский словарь
ДУРГА
У индийцев ипостась Деви, супруги Шивы, богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка. Дургу обычно изображают десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами различных богов: трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, ваджрой Индры, петлей Варуны.
Дурга
индуист.) – «труднодоступная» – имя супруги бога Шивы в одной из ее грозных ипостасей. В мифах Д. выступает как богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка от демонов. Один из ее главных подвигов – уничтожение демона-буйвола Махиши, прогнавшего богов с неба на землю. Так как Махиша не мог быть побежден ни мужчиной, ни животным, Д. вступила с Ним в поединок и убила его. Д. обычно изображают десятирукой женщиной, восседающей на льве или тигре, с оружием в руках.
Источник: Мифологический словарь
ДУРГА
(букв, удаленная, недосягаемая) — супруга Шивы, воплощение его энергии (шакти); одна из самых популярных богинь в индуизме, под именем Дэви особо почитается шактистами. Д. является непременным членом женской верховной божеств, триады, вместе с Сарасвати и Лакшми, иногда выступает одной из 4 — Джьештха, Д., Лакшми и Сарасвати, к-рые, как считается, символизируют соответственно Разрушение/Творение, Защиту, Богатство и Знание. Множество адептов Д. обнаруживается в Бенгалии, Ассаме, Бихаре, Ориссе, на юге Индии. Осн. природу Д. составляют кач-ва защитницы и воительницы (в последнем она чаще всего выступает в образе и под именем Кали и Махакали). Согласно легендам, Д. возникла из слиянного теджаса Шивы, Вишну, Агни и др. богов и от них же для борьбы с демоническими силами получила свое оружие: от Шивы — трезубец (тришула), от Вишну — диск-чакру, от Индры — ваджру и т. д. В числе пораженных ею врагов богов и человечества — демоны (асуры) Махиша, Чанда, Мунда, Сумбха, Нисумбха и др. В своем покровительственном аспекте Д. изображается с 10 руками (защищая т. обр. десять направлений света), опирающейся ногою на грозного льва (вахана Д.) и пронзающей копьем демона. Д. посвящено множество храмов, где эта богиня выступает под различными именами-эпитетами: Минакши, Камакши, Джваламукхи, Чамунда, Чанди, Бхавани, Найна-дэви и др. Магич. сила приписывается каждой букве имени Д.: д — устраняет демонов; у — уничтожает препятствия; р — отвращает болезни; г — избавляет от грехов; а — приносит бесстрашие. Специфич. особенностью богослужения в честь Д. являются кровавые жертвы: обычно это козел или буйвол (существует табу на подношение Д. самок животных), хотя иногда в список возможных включаются птицы, черепахи, рыбы, олени, тигры и т. д., а также человеческие существа и даже кровь собственного тела. Гл. праздники в честь Д. отмечаются весной и осенью; под названием Дургапуджа, Дурготсава они составляют важнейшую часть Наваратри. В праздничных ритуалах стараются умилостивить грозную богиню и заручиться ее покровительством; поклоняются также и членам ее семьи. С образом Д. иногда увязываются и специфич. формы поклонения огню.
Н. Краснодембская
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь