Духоборы
Духоборы
секта духовных христиан; возникла в России во 2-й половине XVIII в. Отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество. Обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы преследовались царским правительством. В конце XIX в. переселились в Канаду.
Духоборы
секта-община, буквальное значение названия которой - «борцы с духом». Эта русская религиозная секта была основана в XVIII в. Характерным ее признаком является неподчинение гражданской власти и склонность к общинному образу жизни. Во время преследований в Х1Хв. духоборы эмигрировали в Канаду, где до сих пор сохранились их небольшие общины. Одна часть ответвлений духоборов исповедует православное христианское богословие, другая - еретики.
Источник: Новые религиозные движения.
Духоборы
христ. секта, возникшая в конце 18 в. в России как протест против феодально-крепостнических порядков. Д. не признают духовенства, храмов, икон, креста, таинств, постов, монашества и пр. Источником верования Д. является т. н. «Животная книга», т. е. предания, передаваемые из уст в уста («писаное слово — мертво»). «Животная книга» состоит из вопросов и ответов, псалмов, стишков, заговоров и заклинаний, к-рые бытуют среди Духоборов. Д. представляют Христа простым человеком, в к-ром с особенной силой выразился божественный дух и разум. Своих вождей обожествляют, полагая, что в них обитает душа Христа. Духоборское причащение совершают духовно, внутренне принимая в себя «слово божие», верят в бессмертие души, но отрицают рай и ад. Богослужебные собрания Д. носят характер религ. бесед и происходят в комнате или в поле. Во время собраний Д. читают на память псалмы и поют стихи. Из обрядов Д. соблюдают свадебный и похоронный. До революции Д. преследовались царским правительством за неподчинение светским властям, за отказ от несения воинской повинности. Жестокие репрессии властей вынудили часть Д. в конце 19 в. переселиться на о. Кипр, а оттуда в Канаду, где группы Д. проживают и сейчас. На территории Советского Союза в наст. вр. имеются разрозненные группы Д.
ДУХОБОРЫ
духоборцы - христ. секта, выделившаяся во втор. пол. XVIII в. из хлыстов и распространившаяся в Екатериносл., Тамб. и соседних с ними губ. Первые общины Д. были основаны Силуаном Колесниковым. Но секта считает его лишь «предтечей», а своим основателем полагает Лариона Побирохина, богатого скупщика шерсти. Д решительно порвали с правосл. церковью и осудили ее учение, таинства, обряды и иконы, отвергли священников и монашество, а также Библию. В этом находил отражение протест масс против феод.-крепостнич. строя России. Источником своего учения Д. считают т. н. животную книгу («книгу жизни») - устные предания в виде стихов-псалмов. По учению Д., в основе всего существующего лежит борьба духовного с плотским. Д. отрицают т. н. грехопадение («всяк сам по себе грешен и спасен») и воскресение. Христ. троицу они толкуют иносказательно: бог-отец - память, багсын - разум, бог-дух святой - воля.
При этом Побирохин утверждал, что божеств, разум (Христос) воплощается в руководителях Д., и требовал себе божеских почестей. Историю людей Д. представляют как борьбу сынов Каина («рабов плоти и греха») с сынами Авеля («борцами за дух»), в к-рой торжествующие «грешники» со временем будут истреблены, а «служители духа» возведут царство божие, где все будут равны. Правосл. культу Д. противопоставляют веру по внутр. убеждению. Т. о., наряду с критикой существовавшего обществ, и церк. устройства, Д. распространяли и глубоко реакц. религ. мировоззрение, насаждали религ. фанатизм. Секта подвергалась преследованиям со стороны церкви и властей, к-рым она отказывалась подчиняться.
В первом десятилетии XIX в. Д. были поселены на р. Молочной в Таврич. губ., где в их общине в нач. 40х гг. произошел раскол - часть перешла в православие, часть переселилась (тоже общиной) в Закавказье. В 80-х гг. обществ, противоречия привели к распаду секты на «большую партию» и «малую партию». Последняя представляла собой орг-цию зажиточных сельских хозяев, эксплуатировавших рядовых сектантов (а также окрестных крестьян) и сотрудничавших с царскими властями. После смерти руководительницы секты Лукерьи Калмыковой (1886) вожаки «малой партии» («лукерьевцы») захватили капитал общины - до 100 тыс. руб. «Большую партию» составляли «независимые Д.» и «веригинцы» - последователи Петра Веригина, призывавшего не повиноваться властям и отказываться от воинской повинности. В связи с новыми репрессиями варигинцы и независимые (свыше 7 тыс. чел.) переселились на о. Кипр и оттуда в Канаду (1898), где проживают и поныне. После Окт. революции происходят разложение и распад остатков секты в нашей стране. Отдельные группы Д. имеются в Оренбургской обл., в Азербайджане и на Украине.
При этом Побирохин утверждал, что божеств, разум (Христос) воплощается в руководителях Д., и требовал себе божеских почестей. Историю людей Д. представляют как борьбу сынов Каина («рабов плоти и греха») с сынами Авеля («борцами за дух»), в к-рой торжествующие «грешники» со временем будут истреблены, а «служители духа» возведут царство божие, где все будут равны. Правосл. культу Д. противопоставляют веру по внутр. убеждению. Т. о., наряду с критикой существовавшего обществ, и церк. устройства, Д. распространяли и глубоко реакц. религ. мировоззрение, насаждали религ. фанатизм. Секта подвергалась преследованиям со стороны церкви и властей, к-рым она отказывалась подчиняться.
В первом десятилетии XIX в. Д. были поселены на р. Молочной в Таврич. губ., где в их общине в нач. 40х гг. произошел раскол - часть перешла в православие, часть переселилась (тоже общиной) в Закавказье. В 80-х гг. обществ, противоречия привели к распаду секты на «большую партию» и «малую партию». Последняя представляла собой орг-цию зажиточных сельских хозяев, эксплуатировавших рядовых сектантов (а также окрестных крестьян) и сотрудничавших с царскими властями. После смерти руководительницы секты Лукерьи Калмыковой (1886) вожаки «малой партии» («лукерьевцы») захватили капитал общины - до 100 тыс. руб. «Большую партию» составляли «независимые Д.» и «веригинцы» - последователи Петра Веригина, призывавшего не повиноваться властям и отказываться от воинской повинности. В связи с новыми репрессиями варигинцы и независимые (свыше 7 тыс. чел.) переселились на о. Кипр и оттуда в Канаду (1898), где проживают и поныне. После Окт. революции происходят разложение и распад остатков секты в нашей стране. Отдельные группы Д. имеются в Оренбургской обл., в Азербайджане и на Украине.
ДУХОБОРЫ
рус. христианская секта, возникшая в сер. 18 в. Идейной предпосылкой движения Д. явилось пантеистич. учение о разлитости в мире "божественной премудрости, благости и любви". Бог, по учению Д., присутствует в каждом человеке, в его душе и сердце. Отсюда делался вывод о том, что церковь и религ. обрядность являются совершенно излишними. Духоборч. проповедники учили о поклонении "живой иконе – образу божьему в человеке", утверждали, что "возлюбивши самого себя, человек делает сам себя богом и есть сам себе бог". В представлениях Д., люди считались наделенными божеств. даром "самовластия", т.е. свободы, и от рождения равными друг другу. Из теоретич. предпосылок этого своеобразного гуманистич. учения ранние Д. делали смелые социально-политич. выводы: понятие о природном равенстве людей было завершено провозглашением "общности имущества", а понятие о "самовластии" – отрицанием института царской власти: "не нужны для чад божиих ни цари, ни власти, ни какие бы то ни было человеческие законы". Вместе с тем Д. отказывались от активного социального протеста в форме революц. борьбы. Учение Д. было сформулировано проповедниками с. Колесниковым и И. Поборохиным и имеет много общего с учением их современника Сковороды. Оно отражало интересы крестьян в период кризиса феод. строя и, в первую очередь, т.н. гос. крестьян. Попытка поставить "малый мир" – человека – в центре всего мира соответствовала бурж. индивидуализму. Требование общности имущества и отрицание института церк. и политич. власти свидетельствуют о крестьянском демократизме духоборч. движения 2-й пол. 18 в. Принцип "общности имуществ" и отказа от института власти Д. пытались осуществить на практике. Была введена совместная обработка земли и равный дележ урожая, созданы обществ. стада и магазины. Однако, вопреки социальным утопиям Д., их собств. история развивалась под знаком углубления классовых противоречий, что привело, в конце концов, к разрушению коммун. В них возникла теократич. форма правления в виде "совета стариков", возглавлявшегося религ. руководителями Д. (С. Капустин, Л. Калмыков, П. Калмыков и др.). Л. Калмыков распространял версию о вселении в него и наследственном переходе к его потомкам духа самого Христа, чтобы придать своей власти династич. характер. Классовая борьба в духоборч. коммунах привела к тому, что Д. раскололись на "большую партию" – сторонников П. Веригина, и "малую партию" – захватчиков обществ. имущества. Царизм и Правящая церковь подвергли Д. жесточайшим преследованиям: по указу Александра I в период 1800–16 Д. были эвакуированы в Таврич. губернию, на т.н. "Молочные воды". Во 2-й четверти 19 в. Николай I указами от 1826, 1830 и 1839 усилил репрессии против Д. В период 1841–44 Д. были водворены на положении ссыльных в Закавказье. Царизм поддерживал "малую партию". Веригин был арестован и многие годы провел в тюрьме, откуда продолжал руководить своими последователями. Так, В 1895 он организовал антимилитаристскую демонстрацию, выразившуюся в отказе от воинской повинности и сожжении оружия. На это царизм ответил полнейшим разорением духоборч. сел, отдачей Д. в дисциплинарные батальоны и ссылками в Сибирь. Расправа царизма вызвала возмущение рус. общественности и движение помощи Д., возглавленное Л. Толстым. В 1898 царское правительство вынуждено было дать согласие на отъезд Д. за границу. В 1899 ок. 8 тыс. Д. переселилось в Канаду. Социальные идеалы Д. неизменно терпели крах, т.к. исходили не из учета реальной действительности, а из мечтаний в духе христианского социализма. Демократич. слои Д., выражавшие протест против социального гнета, всякий раз становились жертвами эксплуатации своих же единоверцев-собственников. Лит.: Бонч-Бруевич В., Животная книга духоборцев, СПБ, 1909; его же, Духоборцы в канадских прериях, "Образование", 1903, No4–8; его же, Духоборцы в канадских прериях, ч. 1, П., 1918; Рындзюнский П. Г., Антицерновноедвижение в Тамбовском крае в 60-х годах XVIII века, в кн.: Вопросы истории, религии и атеизма, [т.] 2, М., 1954; Клибанов А. И., Происхождение религиозного сектантства в России, в кн.: Наука и религия, М., 1957. А. Клибанов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.