Духоборцы
ДУХОБОРЦЫ
одна из старых рус. сект, последователи к-рой считают себя «борцами за дух», отсюда ее название. Секта возникла в сер. 18 в. в среде крестьян Воронежской губ. Их учение было сформулировано крестьянами С. Колесниковым и И. Побирохиным. Первонач. район распространения секты - Воронежская, Екатеринославская, Харьковская губернии. По учению Д., правосл. церковь с ее обрядностью, пышностью богослужения, иерархией является извращением веры н как таковая отвергается. Бог понимается Д. как пребывающие в мире «премудрость», «благо», «любовь», и в этом качестве он присутствует в верующем человеке: «...возлюбивши самого себя, человек делает сам себя богом н есть сам бог». Отсюда практика взаимных поклонов между верующими - «живыми иконами». Согласно ранним представлениям Д., люди наделены богом свободой и равенством. Отрицание внешних авторитетов было распространено Д. н на Библию, место к-рой заняли у них псалмы, сочиненные самими верующими и распевающиеся на их собраниях. Они существуют исключительно в устной, от поколения к поколению передающейся традиции. Это т. наз. «Животная книга» («Книга жизни»). Духоборчество представляло собой одну из форм религ. оппозиции крестьян феодально-крепостнич. строю. Известны и попытки Д. осуществить на практике принципы общности имущества н отказа от института власти, предпринимавшиеся в 60-х гг. 18 в. на Тамбовщине, в нач. 19 в. - в Таврической губ. и в конце того же века - в Закавказье. Царизм н правосл. церковь подвергали Д. жестоким преследованиям: по указу Александра I в период с 1800 по 1816 они были переселены в Таврич. губ. Во вт. четверти 19 в. Николай 1 усилил преследования Д. В 1841 - 1844 они были водворены на положение ссыльных в Закавказье. Вопреки утопич. мечтаниям Д., в их среде возникли клас. противоречия, в Закавказье возникла доморощенная духоборческая теократия во главе с Л. Калмыковой, неогранич. правившей Д. в интересах духоборч. богатеев. Еще раньше руководители духоборчества, пытаясь обосновать династийность руководства, выработали учение о вселении в них и наследственном переходе к их потомкам духа «самого Христа». После смерти Калмыковой среди Д. развернулась острая борьба, приведшая к расколу на большую партию, состоявшую преимущ. из бедняков, н малую партию, состоявшую из землевладельцев н скотовладельцев, к-рых поддерживала царская администрация. Во главе большой партии стал П. Веригин, одни из приближенных Калмыковой. Веригин был арестован н отправлен в ссылку. В 1895 участники большой партии провели антимилитар. демонстрацию, выразившуюся в сожжении оружия и воинских билетов. Царизм ответил военным подавлением этого волнения, разорением духоборч. сел, отдачей Д. в дисциплинарные батальоны, ссылками. Расправа царизма вызвала возмущение рус. общественности; возникло движение помощи Д., возглавленное Л. Н, Толстым. Значит, часть Д. (около 8 тыс.) в !898 - 1899 вынуждена была эмигрировать из России и поселилась в Канаде, где и в наст. вр. имеется ряд духоборч. поселений. В СССР существуют малочисленные группы.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Духоборцы
последователи одной из форм старого русского сектантства. Время появления секты Д. следует отнести к самому началу 18 в., хотя духоборческое учение, видимо, возникло еще раньше. В перв. пол. 18 в. секта существовала на территории слободской Украины, в Новороссии, постепенно проникая и распространяясь в Тамбовском и Козловском уездах Воронежской губ. и в землях Войска Донского. Первоначально духоборческая секта состояла из однодворцев и казаков, позже в нее вошло небольшое число дворцовых, экономич. и ясашных крестьян. Помещичьих крестьян в секте почти не было.
Д. убеждали, что Бог создал человека, чтобы сделать его своим живым храмом. Наследственного греха нет, так что каждый грешит и спасается сам. В наказание Бог создал плоть, но она не орудие сатаны, а данная Богом возможность для покаяния и исправления, ибо потом, в вечности, когда не будет плоти, не будет и покаяния. Душа самовластна пойти по Божьему пути или избрать путь сатаны. Человек, возлюбивший Бога, уподобляется памятью Богу-Отцу, разумом Богу-Сыну, волей Богу Св. Духу, и в нем присутствует вся божественная Троица.
В понимании Бога Д. были пантеистами. Единение с Богом у Д. это результат процесса совершенствования, осознания своего образа и подобия Божьего. Д. призывали к умеренности и воздержанию, но им был чужд жесткий аскетизм. По их мнению, каждый может стать сыном Божиим, как Христос, к-рый был простым смертным человеком, избранным Богом. Своей смертью он не искупил грехи людей, а показал образ страдания из любви к Богу. Он воскрес не телесно, а духовно в роде праведных и сначала пребывал в апостолах, затем первых папах, потом среди Д. Вопрос о конце света никогда не выдвигался Д. на первый план, хотя у них есть псалмы на тему Апокалипсиса. Они не подвергали сомнению второе пришествие и Страшный суд, однако отвергали возможность воскрешения мертвой плоти. Воскреснут только души сынов Божиих, к-рые в вечности соединятся с Богом. Такие понятия, как ад и рай, Д. считали символами злых и добрых дел. Последователи духоборческого учения отвергали все, что было связано с церковью и внешним поклонением: иконы, кресты, таинства, священников, мощи, святых. Название «духоборцы», данное им православными, они объясняли тем, что поклоняются Богу духом и воюют за истину духовным мечом. Д. рассматривали Ветхий и Новый Заветы как набор аллегорий и символов, к-рые могут быть понятны только с помощью внутреннего откровения в сердце верующего. До кон. 18 в. Д. читали Новый Завет на своих собраниях, но в конце века руководитель тамбовских Д. Савелий Капустин, ставший признанным вождем секты, запретил читать Библию, назвав ее «хлопотницей» и объявив истинным только живое устное слово. Религ. обряды Д. были очень просты. На молитвенных собраниях они читали наизусть и пели псалмы, составленные из текстов Псалмов Давида, Нового Завета, церковных молитв, народных духовных стихов и стихов литературного происхождения, а также псалмы собственного сочинения. Все они входили в устную «Животную книгу». В кон. моления мужчины и женщины порознь по очереди (второй подходил к первому, затем третий подходил к первому и второму и т. д.), взявшись за правые руки как для рукопожатия, кланялись друг другу два раза, целовались и еще раз кланялись, тем самым поклоняясь божеств. Троице в каждом человеке.
Среди русского сектантского движения духоборчество имело ярко выраженную социально-политич. направленность. Они считали, что власти существуют для усмирения злых, а для тех, кто идет сознательно по пути Господа, они не нужны. Царь не помазанник Божий, а всего лишь старший управитель. Настоящий Царь и Отец у всех один это Господь Бог, и только ему надо поклоняться и служить. Никому на земле нельзя давать верноподданническую клятву, ни перед кем нельзя снимать шапку. Д., стараясь последовательно исполнять заповедь «не убий», отказывались служить в армии, скрывали дезертиров. Сектанты заявляли, что все люди равны, поэтому не должно быть рабов и господ, а имеющий материальный избыток должен делиться с неимущими.
В Тамбовском уезде Воронежской губернии в 40-е гг. 18 в. идеи духоборцев проповедовал Ларион Побирахин. В Екатеринославской губ. с 70-х гг. 18 столетия своим учителем сектанты признавали Силуана Колесникова, а затем его сыновей. В кон. века вождем стал Савелий Капустин, при к-ром духоборческая секта, выселенная по указу Александра I в 1802–1804 из правосл. селений в Таврию, приобрела черты теократического гос-ва. Власть в секте стала передаваться по наследству.
В 1841–1845 в административном порядке Д. были насильно выселены из Таврической губ. в Закавказье. Там, при Лукерье Калмыковой, секта Д. пережила свой «золотой век». В 1887, после смерти Л. Калмыковой, в ней произошел раскол. Большая часть Д. пошла за новым лидером П.В. Веригиным. Вмешательство пр-ва, поддержавшего меньшинство, привело к перерастанию конфликта внутри секты в конфликт веригинцев с првом. Последователи Веригина пытались обобществить имущество, организовать совместный труд и равное распределение продуктов. Они отказались от мясной пищи, алкоголя, курения и, как некогда их предки, отказались браться за оружие и служить в армии. В 1895 в знак протеста против убийства и войны они сожгли имевшееся у них оружие. В результате преследований в 1898–1899 7,5 тыс. «постников», как их стали называть, вынуждены были выехать в Канаду, где и сейчас в провинциях Саскачеван и Британская Колумбия компактно проживают их потомки.
Часть оставшихся на Кавказе Д. в нач. 20-х гг. 20 в. выехала в Сальские степи (ныне Ростовская обл. Целинский р-н), где основала села-коммуны, успешно развивавшиеся до начала коллективизации. До кон. 1980-х гг. в Грузии компактно проживало более 3,5 тыс. Д. В результате межнациональных конфликтов и распада СССР к наст. вр. почти все они выехали в Россию. Ныне компактными группами Д. проживают в Ростовской и Тульской обл., на Северном Кавказе.
В июле 1991 в Ростовской обл. состоялся съезд, объединивший Д. в одну религиозную орг-цию, к-рая позже получила название Союз духоборцев России.
Д. убеждали, что Бог создал человека, чтобы сделать его своим живым храмом. Наследственного греха нет, так что каждый грешит и спасается сам. В наказание Бог создал плоть, но она не орудие сатаны, а данная Богом возможность для покаяния и исправления, ибо потом, в вечности, когда не будет плоти, не будет и покаяния. Душа самовластна пойти по Божьему пути или избрать путь сатаны. Человек, возлюбивший Бога, уподобляется памятью Богу-Отцу, разумом Богу-Сыну, волей Богу Св. Духу, и в нем присутствует вся божественная Троица.
В понимании Бога Д. были пантеистами. Единение с Богом у Д. это результат процесса совершенствования, осознания своего образа и подобия Божьего. Д. призывали к умеренности и воздержанию, но им был чужд жесткий аскетизм. По их мнению, каждый может стать сыном Божиим, как Христос, к-рый был простым смертным человеком, избранным Богом. Своей смертью он не искупил грехи людей, а показал образ страдания из любви к Богу. Он воскрес не телесно, а духовно в роде праведных и сначала пребывал в апостолах, затем первых папах, потом среди Д. Вопрос о конце света никогда не выдвигался Д. на первый план, хотя у них есть псалмы на тему Апокалипсиса. Они не подвергали сомнению второе пришествие и Страшный суд, однако отвергали возможность воскрешения мертвой плоти. Воскреснут только души сынов Божиих, к-рые в вечности соединятся с Богом. Такие понятия, как ад и рай, Д. считали символами злых и добрых дел. Последователи духоборческого учения отвергали все, что было связано с церковью и внешним поклонением: иконы, кресты, таинства, священников, мощи, святых. Название «духоборцы», данное им православными, они объясняли тем, что поклоняются Богу духом и воюют за истину духовным мечом. Д. рассматривали Ветхий и Новый Заветы как набор аллегорий и символов, к-рые могут быть понятны только с помощью внутреннего откровения в сердце верующего. До кон. 18 в. Д. читали Новый Завет на своих собраниях, но в конце века руководитель тамбовских Д. Савелий Капустин, ставший признанным вождем секты, запретил читать Библию, назвав ее «хлопотницей» и объявив истинным только живое устное слово. Религ. обряды Д. были очень просты. На молитвенных собраниях они читали наизусть и пели псалмы, составленные из текстов Псалмов Давида, Нового Завета, церковных молитв, народных духовных стихов и стихов литературного происхождения, а также псалмы собственного сочинения. Все они входили в устную «Животную книгу». В кон. моления мужчины и женщины порознь по очереди (второй подходил к первому, затем третий подходил к первому и второму и т. д.), взявшись за правые руки как для рукопожатия, кланялись друг другу два раза, целовались и еще раз кланялись, тем самым поклоняясь божеств. Троице в каждом человеке.
Среди русского сектантского движения духоборчество имело ярко выраженную социально-политич. направленность. Они считали, что власти существуют для усмирения злых, а для тех, кто идет сознательно по пути Господа, они не нужны. Царь не помазанник Божий, а всего лишь старший управитель. Настоящий Царь и Отец у всех один это Господь Бог, и только ему надо поклоняться и служить. Никому на земле нельзя давать верноподданническую клятву, ни перед кем нельзя снимать шапку. Д., стараясь последовательно исполнять заповедь «не убий», отказывались служить в армии, скрывали дезертиров. Сектанты заявляли, что все люди равны, поэтому не должно быть рабов и господ, а имеющий материальный избыток должен делиться с неимущими.
В Тамбовском уезде Воронежской губернии в 40-е гг. 18 в. идеи духоборцев проповедовал Ларион Побирахин. В Екатеринославской губ. с 70-х гг. 18 столетия своим учителем сектанты признавали Силуана Колесникова, а затем его сыновей. В кон. века вождем стал Савелий Капустин, при к-ром духоборческая секта, выселенная по указу Александра I в 1802–1804 из правосл. селений в Таврию, приобрела черты теократического гос-ва. Власть в секте стала передаваться по наследству.
В 1841–1845 в административном порядке Д. были насильно выселены из Таврической губ. в Закавказье. Там, при Лукерье Калмыковой, секта Д. пережила свой «золотой век». В 1887, после смерти Л. Калмыковой, в ней произошел раскол. Большая часть Д. пошла за новым лидером П.В. Веригиным. Вмешательство пр-ва, поддержавшего меньшинство, привело к перерастанию конфликта внутри секты в конфликт веригинцев с првом. Последователи Веригина пытались обобществить имущество, организовать совместный труд и равное распределение продуктов. Они отказались от мясной пищи, алкоголя, курения и, как некогда их предки, отказались браться за оружие и служить в армии. В 1895 в знак протеста против убийства и войны они сожгли имевшееся у них оружие. В результате преследований в 1898–1899 7,5 тыс. «постников», как их стали называть, вынуждены были выехать в Канаду, где и сейчас в провинциях Саскачеван и Британская Колумбия компактно проживают их потомки.
Часть оставшихся на Кавказе Д. в нач. 20-х гг. 20 в. выехала в Сальские степи (ныне Ростовская обл. Целинский р-н), где основала села-коммуны, успешно развивавшиеся до начала коллективизации. До кон. 1980-х гг. в Грузии компактно проживало более 3,5 тыс. Д. В результате межнациональных конфликтов и распада СССР к наст. вр. почти все они выехали в Россию. Ныне компактными группами Д. проживают в Ростовской и Тульской обл., на Северном Кавказе.
В июле 1991 в Ростовской обл. состоялся съезд, объединивший Д. в одну религиозную орг-цию, к-рая позже получила название Союз духоборцев России.
Источник: Религии народов современной России