Духи
Духи
бестелесные существа, демонстрирующие характерные черты отдельных личностей, которых иногда называют душами умерших предков. Большинство религий считает духов потенциально опасными и даже злыми.
Источник: Новые религиозные движения.
ДУХИ
мифологические существа, связываемые обычно с человеком, его телом, его жизненной средой, в т. ч. и природной. В отличие от богов, входящих в пантеон, причисляются к низшей мифологии.
В некоторых дуалистических мифах Духи делятся на злых, вредящих человеку, и добрых, полезных для него (дэвы — ахуры, бесы — ангелы и пр.). Однако во многих мифологиях представления о добре иди зле, приносимых Д., определяются не столько их постоянной природой, сколько ролью в данной ситуации.
Духи, связанные с человеком, делятся на его собственных Д., воплощающих душу, после смерти становятся Д. мертвого — ср. навь, пишачи и т. п. Д. его рода, семьи и Д. его предков (напр., онгоны в шаманской монгольской мифологии). Во многих мифологиях различаются Духи-помощники, соотносящиеся с разными частями тела (хетт, «дух лба», «глазной дух» и пр.). Другую категорию Д. составляют духи-хозяева (иччи, зе, эдвены и др.), Д., обитающие в доме (домовой, кобольды, боггарт, брауни и др.) или отдельных его частях. Выделялись также Д. источников, озер, рек, лесов, гор, полей (гамадриады, клудде, корриганы и др.). Особую категорию злых Духов составляют Духи загробного мира.
Значительную трансформацию представления о Духах претерпевают в христианстве, исламе и поздних религиозно-мифологических системах с развитым противопоставлением добра и зла, Бога и дьявола (сатаны, шайтана, бесов, чертей и пр.).
В некоторых дуалистических мифах Духи делятся на злых, вредящих человеку, и добрых, полезных для него (дэвы — ахуры, бесы — ангелы и пр.). Однако во многих мифологиях представления о добре иди зле, приносимых Д., определяются не столько их постоянной природой, сколько ролью в данной ситуации.
Духи, связанные с человеком, делятся на его собственных Д., воплощающих душу, после смерти становятся Д. мертвого — ср. навь, пишачи и т. п. Д. его рода, семьи и Д. его предков (напр., онгоны в шаманской монгольской мифологии). Во многих мифологиях различаются Духи-помощники, соотносящиеся с разными частями тела (хетт, «дух лба», «глазной дух» и пр.). Другую категорию Д. составляют духи-хозяева (иччи, зе, эдвены и др.), Д., обитающие в доме (домовой, кобольды, боггарт, брауни и др.) или отдельных его частях. Выделялись также Д. источников, озер, рек, лесов, гор, полей (гамадриады, клудде, корриганы и др.). Особую категорию злых Духов составляют Духи загробного мира.
Значительную трансформацию представления о Духах претерпевают в христианстве, исламе и поздних религиозно-мифологических системах с развитым противопоставлением добра и зла, Бога и дьявола (сатаны, шайтана, бесов, чертей и пр.).
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991