ДУАЛИЗМ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДУАЛИЗМ
учение, утверждающее, что в основе всего существующего находятся два начала.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Дуализм
философское или религиозное учение, признающее два начала бытия — доброе и злое, светлое и темное (duo два). Противополагается монизму.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ДУАЛИЗМ
от лат. двойственный) - философское учение, в противоположность монизму, признающее два начала - дух и материю, идеальное и материальное.

Источник: Тематический философский словарь

ДУАЛИЗМ
постулирование отсутствия связи между двумя началами. Так, Декарт (см.) отрицал существование связи между телесной (протяженной) и духовной субстанцией.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Дуализм
(от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных субстанций (начал, оснований) – материальной и духовной (материи и сознания).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Дуализм
философские учения, не отдающие предпочтения ни материи, ни сознанию (идее), когда речь идет о мировоззренческих позициях; напротив, они принимают в качестве первоосновы мира, его отправного начала как то, так и другое.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ДУАЛИЗМ
сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, волеустремлений и т.д. В философии — направление, признающее в противоположность монизму в основании мира два независимых и равноправных начала: материю и дух.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ДУАЛИЗМ
лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом Д. часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете, дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Д. в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Д. служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Дуализм
от лат. dualis — двойственный) — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний (за исключением корпускулярно-волнового дуализма микрообъектов), принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений. Дуализм иллюстрируют такие пары понятий: мир идей Платона и мир действительности, Бог и дьявол (принцип добра и зла), Бог и мир, дух и материя, душа и тело, неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность и разум, вера и знание и др.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ДУАЛИЗМ
философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия. В онтологии – утверждение двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального (мыслящая и протяженная субстанции в философии Декарта ), бог и природа в учении деистов; в гносеологии – опыт и априорные формы чувственности и рассудка в философии Канта; дуализм бытия в философии Платона – мир идей и мир чувственных вещей составляют бытие у Платона; в христианской философии также мир дуалистичен – божественный и земной.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Дуализм
от лат. dualis - двойственный) - философское воззрение, согласно которому в основе мира лежат два равноправных, несводимых друг к другу начала или принципа (например, материя и дух у Декарта или добро и зло в некоторых онтолого-этических концепциях). Дуализм противостоит монизму, признающему в качестве первоосновы мира одно-единственное начало (например, дух, сознание в идеализме или материю в материализме), философское направление, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ДУАЛИЗМ
(от лат. dua — два) — учение, признающее наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу бытия. В философии под дуализмом обычно понимают учения, признающие самостоятельность, независимость друг от друга мира идей и мира действий, Бога и дьявола (принцип добра и зла), Бога и мира, духа и материи, природы и духа, души и тела, мышления и протяженности, неорганической и органической природы, субъекта и объекта, чувственности (чувственного познания) и рассудка, веры и знания, естественной необходимости и свободы, мира земного и мира потустороннего и др.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ДУАЛИЗМ
всякая теория, ссылающаяся на два принципа: дуализм души и тела, если говорить о человеческой природе, воли и разума, в том, что касается функций духа (Декарт). Наиболее частое противопоставление — это противопоставление человека и мира, духа и материи; любая гуманистическая доктрина в этом пункте будет дуалистической в том смысле, что она утверждает свободу человека и невозможность свести его к законам природы (абсолютный детерминизм, пантеизм), поглотить индивида социальными механизмами, например управленческим аппаратом (тоталитаризм). Противоп.: см. Монизм.

Источник: Философский словарь

ДУАЛИЗМ
от лат.-двойственный): а) в узком смысле применяется для характеристики философских учений, считающих – в противоположность монизму и плюрализму – бытие и сознание, материальное и идеальное (духовное) двумя равноправными началами (субстанциями); б) в широком смысле служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон и т.п. как в реальной действительности, так и в процессе ее познания. Такой подход встречается, в частности, при интерпретации специфического качества микрообъектов, описываемых квантовой механикой и выражающихся в наличии у этих объектов противоположных – корпускулярных (прерывных) и волновых (непрерывных) свойств.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Дуализм
(лат. dualis – двойственный) – 1. Философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (см. Монизм), исходящему из признания в качестве первоосновы мира лишь одного начала (материального или духовного). Термин дуализм был введен немецким философом Х. Вольфом. Крупнейшим представителем дуализма является Р. Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (см. Субстанция), или дух, и протяженную субстанцию, или материю. 2. Концепции и учения, утверждающие равноправность любых противоположных начал или сфер. В этом смысле можно говорить о дуализме добра и зла, мира природы (необходимости) и мира свободы.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ДУАЛИЗМ
философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал (принципов), составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. Дуализм противостоит монизму, т. е. признанию единственности начала, и плюрализму, т. е. признанию их множественности. Для дуализма характерно утверждение о противоположности исходных начал, об их взаимной никогда не прекращающейся борьбе, направленной на уничтожение одного начала другим. Признав независимость и несводимое» исходных принципов друг к другу, дуализм вынужден затем решать сложную задачу обнаружения и уяснения механизмов их взаимодействия и взаимосвязи, взаимного перехода. Эго тем более трудно, что одно из начал так или иначе наделяется положительными характеристиками, другое - отрицательными. Классическими образцами радикального дуализма явились гностицизм и манихейство, получившие распространение в первые века кашей эры.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ДУАЛИЗМ
философское учение, согласно к-рому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала. Д. противоположен монизму. В известном смысле Д. существовал в древности и в средние века (напр., средневековая этика исходила из борьбы двух начал: добра, источником к-рого считался бог, и зла, порождаемого сатаной). Впервые термин «Д.» ввел X. Вольф, к-рый считал дуалистами тех, кто признает существование материальной и духовной субстанций. Одним из крупнейших представителей Д. в истории философии был Декарт. Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная). Эти два совершенно различных начала представлены и в человеке (душа и тело). Дуалистом считают также Канта, у к-рого наряду с идеальным (сознанием человека) существует также «вещь в себе» — объективная основа явлений, к-рую он, однако, считал непознаваемой. Марксизм-ленинизм решительно отвергает Д., считая материальное основой возникновения и функционирования психического.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ДУАЛИЗМ
(Dualismus; от лат. duo — «два») — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, познавательных принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т. е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, науки о природе и науки о духе, естественная необходимость и свобода, мир посюсторонний и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Чтобы принципиально преодолеть дуализм, идеализм стремится к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей, особенно гегелевская диалектика, которая снимает противоположности в синтезе. Такую же цель преследуют все формы монизма и плюрализма. В теории психосоматики (см. Глубинная психология) начинается, по-видимому, преодоление прадуализма: тело — душа.
А. Vierkandt. Der D. im modernen Weltbild, 1923; S. Pétrement. Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manichéens. Paris, 1947; A. Beckermann. Descartes’ metaphys. Beweis für den D., 1986; P. F. Fontaine. The Light and The Dark. A Cultural History of Dualism, I—IV. Amsterdam, 1986—1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДУАЛИЗМ
от лат. dualis - двойственный), филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лить одного начала. Термин «Д.» был введен нем. философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных представителей дуалистич. взглядов был Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно к-рому психич. и физиологич. процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологич. Д., к-рый, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка и Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств. мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Иную разновидность гносеологич. Д. развивал Кант, к-рый рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внеш. мира законам - в соответствии с априорными (см. Апостериори и априори) формами чувств. созерцания и рассудка. Гносеология. Д. неизбежно связан с агностицизмом.
Понятие Д. приложимо также к концепциям и учениям, утверждающим равноправность любых противвоположных начал или сфер: так, говорят о Д. добра и зла в манихействе; о Д. (характерном для кантианской традиции) мира природы и мира свободы. Отвергая все формы Д., диалектич. материализм утверждает материалистич. монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления ния движущейся материи.

Источник: Советский философский словарь

Дуализм
(Dualism).
Воззрение, объяеняющее чтолибо или конкретную ситуацию, исходя из двух противоположных начал или принципов. Дуализм представляет собой двухчленную классификацию, не допускающую промежуточных ступеней. Известно три вида дуализма: метафизический, эпистемологический, или эпистемический, и этико?религиозный.
Согласно метафизическому дуализму, устройство вселенной лучше всего объясняется с помощью не сводимых друг к другу элементов. Чаще всего к ним относят разум и материю или, по определению Декарта, мышление и протяженность. Разум предполагает сознательный опыт, материя же занимает место в пространстве и пребывает в движении. Т.о., это два качественно различных порядка реальности.
Эпистемологический дуализм это анализ познавательной ситуации, из крого вытекает, что идея или объект суждения существенно отличается от реального объекта. "Объект" знания познается лишь посредством "идей". Этот тип мышления поднимает важные вопросы относительно того, как знание может преодолеть пропасть, лежащую между идеей объекта и самим объектом.
Согласно этическому, или этико?религиозному, дуализму, в мире есть две взаимно враждебные силы. Одна из них служит источником всякого блага, другая источником зла. Наиболее четко очерченный тип этикорелигиозного дуализма присутствует в древней иранской религии зороастризме, где Ахурамазда и Ариман представляют собой космологическую проекцию добра и зла, соответствено. Вселенная становится полем битвы этих двух противоборствующих сил, отождествляемых со светом и тьмой. Более умеренные формы дуализма присутствуют почти во всех религиях и выражаются в различии между сакральным и профанным или в различии, передаваемом с помощью категорий Инь и Янь в китайской философии.
Христианская теология обычно принимает модифицированный моральный дуализм, считая Бога высшим благом, а Сатану испорченной тварью, всегда присутствующей там, где творится зло.
Это, однако, не дуализм в его привычном понимании, поскольку христианекая теология не считает Сатану существом верховным или изначальным и полагает его находящимся, в конечном счете, за пределами вселенной.
Н.В.kuhn (пер. А. К.) Библиография: D. Runes, Dictionary of Philosophy, 8485.
См. также: Манихейство; Зороастризм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ДУАЛИЗМ
(от лат. dualis – двойственный) – мировоззренческая позиция, согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равноправных начал, лежащих в его основе. Термин был введен немецким философом-рационалистом XVIII в. Х. Вольфом.
Типы и формы проявления Д. разнообразны. В мифологическом сознании Д. выступает как основной объяснительный принцип происхождения всего существующего и воплощается в персонифицированных образах борющихся мировых сил. Рационализированная форма мифологического Д. представлена в манихействе – учении, возникшем в III в. н. э. на Ближнем Востоке. В нравственном сознании, в некоторых религиях, в частности в христианстве, Д. принимает форму борьбы мотивов в душе человека.
В философии «классический» Д. исходит из признания двух не сводимых друг к другу начал бытия, субстанций. Ярким примером философского Д. может служить концепция Р. Декарта , который выделял две независимые субстанции – «мыслящую» и «протяженную». Возникновение онтологического Д. во многом связано с трудностями обоснования генетических и структурных взаимосвязей тела и души, духа и материи. «Гносеологическая» форма философского Д. связана прежде всего с именем И. Канта . С точки зрения такого «познавательного» Д. мир как объект познания независим от человека как субъекта познания и недоступен ему. Процесс познания превращается в конструирование из разнородных материалов – данных опыта и априорных (доопытных) форм рассудка.
Д. как мировоззренческая ориентация может проявляться также в рассмотрении соотношения свободы и необходимости, культуры и природы, человека и общества. Элементы дуалистического мировоззрения, равно как и попытки его преодоления, в явной или скрытой форме присутствуют в любой философской системе, поскольку Д. философский – лишь одна из форм выражения основной жизненной проблемы человека – столкновения бытия и небытия. В философии постмодернизма Д. рассматривается как Д. двух противоположных смыслов, присутствующих в слове. В смягчении, ускользании, уходе в сторону от открытого противостояния понятий, в сведении мировоззренческого Д. к простому различию концепций, в поиске опосредований постмодернизм видит основной путь движения философской мысли. Д. противостоит монизму и находится в сложных отношениях с плюрализмом.

Источник: Краткий философский словарь.

ДУАЛИЗМ

- 1) в метафизике способ объяснения многообразия сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг ко другу или противоположными началами. Всецелая реальность предстает в дуализме не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная взаимосвязь. Примеры: две субстанции Декарта (материальная и духовная), инь и ян в древнекитайской мысли, материя и форма у Аристотеля. 2) Признание двух иерархически разных порядков бытия - земного и небесного, видимого и невидимого, материального и духовного. Пример: учение Платона об идеях как об особом горнем мире, существующем независимо от земного. 3) В гносеологии дуализм связан с противопоставлением познающего субъекта познаваемому объекту (Дж.Локк, Д.Юм, И.Кант); этому возражали мыслители, настаивавшие, что истина открывается лишь в слиянии субъекта с объектом. 4) В психологии дуализм признает тело и душу разными, не сводимыми друг ко другу и необъяснимыми друг через друга сущностями. Дуалисты нередко противопоставляют душу и тело, чего христианская вера в столь резкой форме не делает. 5) В религиозной философии дуализм нашел себе место в томизме, христианском платонизме и картезианстве. Основная проблема дуализма - как объяснить единство двух разных начал в вещах. Полной ясности нет, поэтому монисты и плюралисты остаются неустранимыми оппонентами дуализма. Один из ответов: единство созидается любовью, приобретающей в силу этого основополагающее космическое значение. Это принималось и в дохристианской мысли, и в эпоху Ренессанса. Но в падшем мире всякая самоутверждающаяся индивидуальность отвергает любовь и этим ставит под вопрос сохранение единства разных начал. 6) Признание любви космической силой, созидающей единство разного, ведет к постановке вопроса: кто и кого любит? Отсюда переход от метафизики безличных начал к персоналистическому миропониманию. Для последнего самой радикальной формой дуализма является дуализм Бога и человека. Человек, противопоставив себя Богу, пришел в состояние расколотости между собой и невидимым божественным порядком бытия, к расколотости в себе самом. Отсюда дуализм долга и желания, истины и лжи и др. 7) Внутренне дуалистичное состояние человека порождает дуалистическое понимание действительности. Г.Зиммель писал: "В глубине нашей души кроется, очевидно, некоторый дуализм, который, не позволяя нам воспринимать картину мира как неразрывное единство, постоянно разлагает ее на целый ряд противоположностей". Метафизический дуализм порождается соответствующим состоянием духа человека.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Дуализм
Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма применим к человеку, точнее говоря, к концепции человека. Быть дуалистом значит утверждать, что душа и тело суть две разные вещи, способные, во всяком случае теоретически, существовать отдельно одна от другой. Именно так полагал Декарт, по мнению которого тело так же не способно мыслить, как душа не способна к протяженности, из чего вытекает (поскольку тело протяженно, а душа мыслит), что одно действительно принципиально отлично от другого. Этой точке зрения обычно противостоит другая, утверждающая, что тело и душа не только не разъединены, как считал Декарт, но, напротив, находятся в тесном взаимодействии, что подтверждает наш общий опыт, а сегодня – еще и достижения так называемой психосоматической медицины. Подобные рассуждения, прямо скажем глупые, основаны на полном непонимании мысли Декарта и попытке выдвинуть в качестве возражения мыслителю именно ту идею, которую он сам не уставал повторять и которая доказывает его правоту: «Я не просто пребываю в своем теле, как кормчий на корабле; я связан с ним самым тесным образом, переплетен и перемешан с ним настолько полно, словно составляю с ним единое целое» («Размышления», VI). О том, что тело воздействует на душу, а душа на тело, иначе говоря, что обе субстанции, составляющие человека, связаны неразрывным единством, красноречиво свидетельствует любой наш поступок, любая переживаемая нами страсть и любая испытываемая нами боль. Но этот факт не только не опровергает дуализм, напротив, он служит его подтверждением: ведь для того, чтобы взаимодействовать, душа и тело должны представлять собой две разные сущности. Вот почему глупость упрека, выдвигаемого Декарту, является также глубоким свидетельством недопонимания механизма психосоматизма, который оппоненты философа и пытаются использовать в качестве аргумента в споре с ним. Душа может воздействовать на тело, а тело на душу только в том случае, если душа и тело суть две разные вещи, следовательно, психосоматизм не только не опровергает дуализм, но, напротив, подразумевает его. Если же душа и тело суть одна и та же вещь, как учит Спиноза и как считаю я, само понятие психосоматического явления становится бессмысленным – с равным успехом его можно назвать психопсихическим или сомасоматическим, т. е. использовать в качестве термина ничего не значащие слова. Так что хоронить дуализм пока рано.

Источник: Философский словарь.

дуализм
(от лат.«dualis» – двойственный): а) в узком смысле применяется для характеристики философских учений, считающих – в противоположность монизму и плюрализму – бытие и сознание, материальное и идеальное (духовное) двумя равноправными началами (субстанциями); б) в широком смысле служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность обоих противоположных моментов, подходов, сторон и т.п. Как в реальной действительности, так и в процессе ее познания. Дуалистической была картина мира в манихействе (ближневосточной религии), двумя началами мироздания признавались свет и тьма. Классический вариант философского д. Разработал декарт в своем учении о двух независимых субстанциях (мыслящей и протяженной в терминах того времени). Их атрибутами являются, соответственно, неделимость, непротяженность, невещественность и т.д. (у мыслящей) и делимость, вещественность, неспособность мыслить и т.д. (у протяженной). Они не могут влиять друг на друга непосредственно именно в силу своей принципиально различной природы. Дух существует в «непротяженном пространстве мысли», материя в «протяженном пространстве вещества». Мысли могут порождать только другие мысли и порождаться мыслями же (логические взаимодействия и отношения), телесные же изменения могут как таковые порождаться только телесными (материальными) и, в свою очередь, порождать только телесные (механические процессы, см. Детерминизм, механицизм). Тогда перед декартом со всей отчетливостью встала проблема объяснения их реального существующего, несомненного взаимодействия (в бытии и поведении человека). Психические и физические процессы явно имеют корреляцию (укол, т.е. Раздражение материального нерва, вызывает нематериальное чувство боли; нематериальное желание поднять руку может вызвать физическое изменение – поднятие этой самой руки и т.д.), которую нельзя, как уже очевидно, объяснить причинно-следственными связями между этими двумя рядами явлений. Данная проблема вошла в философию и психологию под названием психофизической. Последователи декарта, так называемые картезианцы (мальбранш) предложили следующий вариант ее решения в модели дуалистической метафизики: в каждый момент времени бог синхронизирует процессы в материальном и духовном мире; изменения в одном из них – повод (оказия) для мудрого часовщика (бога) произвести изменения и в другом. Такая доктрина получила название окказионализма. Д. Декарта из-за своей имманентной непоследовательности (объяснение взаимодействия независимых субстанций требует вмешательства третьего начала – бога, см. Также деизм) не получил в философии и науке широкого распространения, тем более что практически сразу же другой рационалист спиноза предложил новый, весьма оригинальный вариант монистической системы, объясняющей «психофизический параллелизм» - вариант «пантеистического панлогизма» (см. Пантеизм, панлогизм).

Источник: Краткий философский глоссарий

ДУАЛИЗМ
от лат. dualis—двойственный)—философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума — материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.
Термин был введен X. Вольфом (Psychol., rat. 39). Основателем дуализма как философского учения считается Р. Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях—протяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans). Свойства материальной субстанции—телесность и протяженность. Мыслящая субстанция—это душа, дух, сознание.
В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противоположности человека и природы. Материальная субстанция, представленная как механизм, где господствует закон неизменности количества движения, рассматривалась как противоположность мыслящей субстанции, которая свободна и автономна, способна творчески осуществлять интеллектуальную деятельность.
Дуализм в новоевропейской философии выражал активную роль мыслящей субстанции, ее способность создавать идеальные схемы и модели мироздания. Она была объективно необходимой для раскрытия возможностей рационалистического типа философствования и отвечала задачам становления науки, которая основывалась на противопоставлении субъекта и объекта. Субъект определяется способностью мыслить, выдвигать и обосновывать идеи и гипотезы. Объект имеет ему присущие свойства и качества, которые «прозрачны» для познающего субъекта.
Онтологическая раздвоенность мироздания порождает и гносеологический дуализм, противопоставление субъекта и объекта. Окказионалисты, Б. Спиноза пытались преодолеть онтологический дуализм, рассматривая дух и материю как атрибуты единой субстанции. Г. Лейбниц, перейдя от дуализма к плюрализму монад, определял материальное как способ проявления духовного и ввел принцип «предустановленной гармонии».
В философии 19 и 20 вв. дуализм имеет скорее гносеологический, чем онтологический, характер. Рассмотрение проблем соотношения эмпирии и рациональных схем, априорного и апостериорного и т. п.—все это имело в качестве своей основы гносеологический дуализм мышления и бытия. При этом если в докантовской философии господствовало представление о тождественности порядка и связи идей и вещей, то в гносеологическом учении И. Канта обращается внимание на разрыв между мышлением и вещами. Он уже осознает, что природа вещей не дана в своей непосредственности мышлению, притязаниям которого доступна лишь их феноменальная форма. Познание рассматривается как конструктивный процесс мышления, сопрягаемый с опытом. Неокантианцы (Г. Риккерт и др.) вводят дуализм «ценностей» и «действительности», А. О. Лавджой, описывая «бунт против дуализма» в истории философии, настаивает на необходимости дуализма мышления и природы вещей.
В современной философии (Р. Рорти и др.) проводится мысль о необходимости преодоления дуализма как традиции новоевропейской мысли.
А. А. Любимов

Источник: Новая философская энциклопедия

ДУАЛИЗМ
лат. dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальб-ранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.). Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции - монизм и плюрализм; 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской - ив целом западной - интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве - с другой. Соединяющая оба мира "лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д. греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. у Спинозы, например: "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), - в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д." означает принципиально иную форму события, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. "Д." ян и инь в древнекитайской культуре и Д. мужского и женского начал в культуре Европы - см. Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), - в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. - Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию Монизм - Д. в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную - в различных модификациях - для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем, означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см. гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием"). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д. любви земной и небесной как Д. плотского греха и духовного возрождения, например, - см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций (см. Иисус Христос), что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. с "женщиной с двумя пупками" у Н. Хоакина).
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

ДУАЛИЗМ
от лат. dualis – двойственный) – воззрение, объясняющее бытие из двух протпвоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального. В большинстве случаев противопоставление этих начал по сути сводится к идеализму, т.к. сама антитеза духа материи обычно развивается с т. зр. духа как борьба духа с материей, в к-рой духовное начало должно победить. Таков Д. древнейших религиозно-космологич. учений. Но и в дуалистич. учениях позднейших формаций, даже в тех случаях, когда дух и материя противопоставляются на равных началах как равно независимые друг от друга субстанции, противопоставление этих субстанций не есть последняя инстанция объяснения, и в последнем счете Д. духа и тела возводится к высшему (духовному) существу – богу. Наконец, в послекантовском развитии Д. коренная антитеза двух начал развертывается целиком внутри самого духа. В истории идеологии Д. возникает весьма рано – в древнейших филос.-религ. построениях Востока. Первым крупным проявлением Д. в истории мысли является древнеперсидское религ.-моральное учение, выраженное в Зенд-Авесте и сводящее мировой процесс к борьбе двух одинаково вечных и божеств. начал: Ахурамазды (Ормузда) и Аримана, воплощающих противоположность добра, истины, мощи, света, с одной стороны, и зла, отрицания, страдания и мрака – с другой. В Древней Греции Д. впервые был выдвинут в религ.-моральном учении орфиков, смотревших на тело, как на темницу или гробницу духа, а на дух, как на божеств. и бессмертное начало, к-рое должно быть освобождено из своих смертных оков. На учении орфиков обосновал свой дуализм Платон. По Платону, тело зримо и ощутимо, душа незрима и неощутима; тело, рассматриваемое само по себе, неподвижно; душа заключает в себе начало движения, тело погибает от внешних причин, душа – нет. Отсюда Платон заключал, что душа во всем противоположна телу и есть существо неразложимое, неразрушимое, бессмертное и божественное. Д. широко распространился в 1-х вв. н.э. в религ. сектах и общинах гностиков (см. Гностицизм) и манихейцев. Их построения отличались от антич. форм Д. более мрачным, соответствующим эпохе упадка, характером космологии и более дессимистич. оценкой чувственного мира. Для этого мира ввиду его несовершенства предполагался низший миросоздатель, или демиург, противостоящий верховному и благому богу. В философии эпохи развития капитализма крупнейшим представителем Д. был Декарт, к-рый утверждал существование субстанций двух родов: телесных и духовных. Осн. свойство, или атрибут духовной субстанции – мышление, осн. свойство, или атрибут телесной – протяжение. Различные изменения, или "модусы" протяжения суть физич. тела, различные изменения, или "модусы" мышления – состояния сознания. По Декарту, эти атрибуты во всем противоположны; нельзя вывести ни протяжения из мышления ни, наоборот, мышления из протяжения. Т.к. в человеке имеется налицо фактич. связь душевных состояний с физич. процессами, то для ее объяснения Декарт вынужден был прибегнуть к гипотезе взаимодействия, органом к-рого он считал т.н. шишковидную железу большого мозга. Однако, по Декарту, и дух и материя – только конечные субстанции и в последнем счете оба восходят к бесконечной субстанции, или богу, под к-рым Декарт разумел высшее самодовлеющее существо. Этот переход от Д. к идеализму еще ярче, чем у Декарта, сказывается у его продолжателя – Мальбранша, к-рый, утверждая вместе с Декартом, что между телом и духом нет ничего общего, учит в то же время, что и тело (протяжение), и душа (мышление) – только вечно существующие в боге идеи и что психич. состояния, возникающие в нас по случаю физич. процессов или движений тела, имеют единств. деятельной причиной вечное действие самого бога. Элемент Д. сохраняет и Локк, к-рый наряду с признанием существования внешнего мира, действующего на наши органы чувств и вызывающего в нас ощущения, признает также и субстанциональность душ. Однако у Локка этот элемент перекрывается осн. для Локка материалистич. воззрением, приводящим к постановке вопроса о способности материи мыслить. Новый этап в развитии Д. знаменует философия Канта, противопоставляющего в идеальной проекции чувств, мир данного в опыте сверхчувств, надопытному миру должного. В философии Канта это воззрение выступает одновременно как: онтологич. Д. непознаваемых "вещей в себе" и единственно доступных познанию "явлений", э т и ч. Д. укорененного в сверхчувств. мире безусловно должного и противостоящей ему чувств, склонности в мире эмпирическом; г н о с е о л о г и ч. Д. материи или содержания познания и его априорной формы, заложенной якобы в самой организации сознания в виде априорных устоев чувственного созерцания пространства и времени, априорных связей и форм рассудка, а также априорных идей разума, направляющих знание к высшему и безусловному единству. В философии Канта теоретич. Д., будучи выражением общественно-практич. слабости нем. буржуазии, пытается сохранить еще в абстрактной идее безусловного долга представление о том, что, вопреки препятствиям, воздвигаемым эмпирич. действительностью, полагаемое практич. разумом должно быть осуществляемо хотя бы без надежды на полную его реализацию в чувств. мире. В дальнейшей эволюции бурж. философии Д. лишается и этой призрачной связи с великими практич. задачами социально-историч. развития и окончательно складывается в форму антинауч. мировоззрения, выдвигающего веру против знания, пассивное созерцание против материальной практики познания, слепую и неразумную волю против представлений и понятий интеллекта и т.д. В соответствии с этим прежний Д. души и тела превращается в совершенно идеалистич. воззрение: противопоставляются уже не тело и дух как самостоятельные субстанции, – онтологич. антитезы развертываются исключительно внутри сферы духовного, идеального начала, в к-ром лишь различаются отдельные его элементы. Так, в отличие от дуализма Канта, у к-рого противоположность чувственности и рассудка не исчерпывает всего содержания действительности, поскольку источником ощущений признаются вещи, существующие сами по себе, в более поздних системах идеалистич. философии Шопенгауэра и Э. Гартмана противопоставление "воли" "представлению" обнимает без остатка все содержание бытия (см., напр., Э. Гартман, Сущность мирового процесса или философия бессознательного, вып. 1–2, М., 1873–75). Понятый в расширенном смысле – не как Д. двух начал материи и духа, а как усмотрение двойственности, или раздвоения в единстве, – Д. может выступать и выступает в самых различных формах. Одним из ярких его обнаружений может считаться характерный для фрейбургской школы (см. Баденская школа) неокантианства Д. индивидуальных элементов (фактов) бытия и ценностей. В тесной связи с филос. Д. возникла характерная для всей, в том числе и для совр. бурж., идеалистич. психологии концепция психофизического параллелизма, утверждающая независимость физических и психич. состояний человека, образующих как бы два параллельных ряда явлений. Отрывая психику от ее материальной основы, концепция психофизич. параллелизма, как и всякая идеалистич. концепция, ведет к признанию отличной от тела души и оказывается той или иной разновидностью идеализма (напр., у Фехнера, Паульсена, Вундта). Несостоятельность этой концепции в естественнонаучном плане вскрыта И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, доказавшими, что органом психич. деятельности является мозг. В совр. идеалистич. зарубежной философии и психологии преобладают эклектич., расплывчатые формы Д. Так, в т.н. психосоматике – теоретич. концепции, довольно широко распространенной в совр. зарубежной психиатрии, душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления органич. жизни. Прагматизм противопоставляет монизму (как материалистическому, так и идеалистическому), а также старому Д. плюрализм, т.е. учение о множестве "сторон", или "слоев", бытия. На этой т. зр. стоял Джемс, ее придерживаются Б. Рассел и совр. томисты. Однако по существу Д. родствен плюрализму. Дуализму противостоит в философии монистич. мировоззрение (см. Монизм), принимающее в качестве исходного пункта какое-либо одно начало – либо материю, либо дух и последовательно до конца проводящее эту т. зр. во всех частях и сторонах мировоззрения. Диалектич. материализм в качестве материалистич. монизма нацело отвергает как ненаучные все формы Д.: равно онтологические, психологические и гносеологические, картезианские, кантианские и т.д. О гносеологич. корнях Д. как разновидности идеализма см. в ст. Идеализм. Лит. см. при ст. Идеализм. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Природа и дуализм самосознания в аксиологическом измерении

Гринева С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм внутреннего мира человека

Катунина Надежда Сергеевна
Исследуются специфические уровни духовности человека. Автор полагает, что во внутреннем мире человека можно выделить два уровня духовности: рациональный (сознание) и экзистенциальный (душевная жизнь).
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм и qualia

Иванов Д. В.
The present paper undertakes to clarify the foundation of dualistic approach to phenomenon of mind. In the first section «Present-day dualism" the positions of non-reductive physicalism and dualism of property are examined.
Читать PDF
0.00 байт

Калмыкова Е. О. Стирая дуализм. Трехчастная модель познания для религиозной истины. Упсала: универси

Микешин М. И.
Читать PDF
0.00 байт

Спор об истине: макротеоретический дуализм герменевтики и сциентизма

Мартьянов Виктор Сергеевич
В статье аргументируется гипотеза о том, что сциентистская и герменевтическая методологии науки об обществе и человеке несмотря на их идеологическую непримиримость методологически нуждаются друг в друге.
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм мышления и диалектика

Шагиахметов М. Р.
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм и псевдодуализм в религиозной метафизике

Попов Салман Николаевич
В работе рассматривается псевдодуализм религиозной метафизики библейского креационизма и систем Платона и санкхьи. Она есть особая разновидность пантеизма (метафизики всеединства).
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 013. Хинтикка Я. Логические vs. нелогические понятия: несостоятельный дуализм? Hintikka J.

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм человеческой природы и его социальные условия

Дюркгейм Эмиль , Юдин Григорий
В статье кратко излагается социологическая концепция двойственной природы человека, разработанная автором в работе «Элементарные формы религиозной жизни».
Читать PDF
0.00 байт

Природа концепта: «Ментализм - дуализм - физикализм» или новый взгляд на проблему?

Бронник Лариса Васильевна
В статье рассматривается проблема онтологического статуса концепта.
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа

Оришев Александр Борисович, Мамедов Азер Агабала Оглы
Цель статьи подняв вопрос о равенстве двух божеств в зороастризме Ахура-Мазды и Ангра-Манью, показать, как разрешалась проблема морального выбора в религиозном сознании одного из древнейших народов Востока талышей.
Читать PDF
0.00 байт

Дуализм и проблема творчества: от Аристотеля до Декарта

Комаров Александр Иванович
Обсуждаются достоинства и недостатки дуалистических версий решения проблемы творчества на примере выдающихся философских систем Аристотеля и Декарта.
Читать PDF
0.00 байт

Современный дуализм: попытка защиты

Гаспаров И.Г.
Рецензия на книгу: Contemporary Dualism: A Defense; A. Lavazza and H. Robinson (eds.). Routledge, 2014. 292 p. ISBN 9780415818827.
Читать PDF
0.00 байт

ОСОБЕННОСТИ ЭПИСТЕМОЛОГИИ ДЕКАРТА: ДУАЛИЗМ МЕТОДИЧЕКСКОГО СОМНЕНИЯ

Полетаева Ю. Г., Дьякова Н. В.
В статье рассматривается декартовская позиция в формировании основной проблемы эпистемологии: каким образом в процессе познания, исходя из субъективного отражается конкретное знание, содержащее условие обоснования его причинности.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие материи в метафизике абсолютного дуализма

Попов Салман Николаевич
На основе философии Лейбница, космологических и иных материалов выявлено понятие материи. Из работы следует, что она представляет собой динамическое поле. Однако в метафизике абсолютного дуализма материя не всё.

Похожие термины:

  • Частично-волновой дуализм

    лежащее в основе квантовой механики представление о том, что не существует различия между частицами и волнами, частицы могут иногда вести себя как волны, а волны – как частицы.
  • ДУАЛИЗМ в философии

    (от лат. dualis — двойственный) — концепция, признающая равноправными, несводимыми друг к другу два начала — сознание и материю, идеальное и материальное. Д. противостоит как материалистич., так и иде
  • ДУАЛИЗМ в физике

    (от лат. dualis — двойственный) — двойственная природа к.-л. объекта, явления. Напр., свет имеет двойственную природу: это и электромагнитная волна, и поток световых частиц — фотонов. Двойственная прир
  • Монизм, дуализм и плюрализм

    философские принципы, утверждающие в качестве исходного начала мира одну, две или множество субстанций. С точки зрения монизма в основе мира находится единое первоначало (у Фалеса вода, у Гераклит
  • КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ

    наличие корпускулярных свойств (см. корпускулы) у физических полей и волновых свойств (см. волны материи) у элементарных частиц (микрообъектов), неотделимых одно от другого. Примером является корпу
  • ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ

    от лат. dua-lis - двойственный) - противопоставление религией мира сверхъестественного, потустороннего, трансцендентного земным, чувственно воспринимаемым объектам и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр.
  • ДУАЛИЗМ ПОЗИТИВНОЙ И НОРМАТИВНОЙ ТЕОРИИ

    методологическое положение, призванное разъяснить статус экономической науки. Впервые оно было высказано Б. Сениором. В дальнейшем оно стало лейтмотивом произведений Дж. Н. Кейнса, М. Фридмена и М.
  • Дуализм религиозный

    специфическая черта богословских учений, признающих существование двух противоположных субстанций — духовной и материальной, а также двух миров — видимого и невидимого (естественного и сверхъ