специфическая черта богословских учений, признающих существование двух противоположных субстанций — духовной и материальной, а также двух миров — видимого и невидимого (естественного и сверхъестественного). К невидимому миру относят бесплотных духов — ангелов, серафимов, херувимов, а также верховного и «чистого» духа — бога. Видимый мир — это окружающее нас царство «мертвой материи», в к-ром обитают животные и люди. Человек также наделяется богословами двумя субстанциями — грешной, смертной плотью и бессмертной душой.
Религиозно-дуалистическое представление о мире и человеке, отрывающее сознание от материи, объявляет духовный мир первичным, вечным, неуничтожимым, а мир материальный — временным, преходящим, подлежащим гибели в конце света. Кроме того, Д. р. проявляется и в признании существования сверхъестественных существ с противоположными качествами: бога и дьявола, «чистых» стихий и «темных» сил природы, а также добра и зла. В мировых религиях проявилась тенденция к преодолению такого рода дуализма и созданию монотеистических систем с единым божеством (ислам, христианство), однако дуализм в них сохраняется.
Дух — по религ. представлениям — сверхъестественное существо. Понятие Д. сложилось в анимизме и первоначально обозначало существо, связанное с «тонкой», «чистой» материей. Однако постепенно материальные свойства исчезают, и в мировых религиях Д. противостоит природе как особое начало — бог. В христианстве «дух святой» выступает в качестве одной из ипостасей бога. Православие, католицизм, ислам и др. религ. направления разработали учение об особом классе духов — ангелах. Нек-рые богословы допускают наличие Д. и у человека, считая, что природа последнего «трехчастна» (тело, душа, дух). Человеческий Д. понимается как частица божественного Д. и как средство «познания» и «приобщения» к богу. В религ. представлениях о мире духов извращенно-фантастически отражаются стихийные силы природы и об-ва, непознанные явления человеческой психики и сознания.