ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
продолжение существования вещей во времени.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
понятие, которое, после Бергсона, обычно противопоставляется времени: пережитая длительность — это живой опыт времени, тогда как измеренное или математическое время является абстракцией. Длительность — психологическая и субъективная реальность: это время ожидания и нетерпения, когда один час у разных индивидов может быть долгим или коротким; тогда как с точки зрения объективного времени один час всегда остается одним часом, идет ли речь о часе скуки или о часе радости.
Источник: Философский словарь
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
продолжение существования вещей во времени. Бергсон говорит о действительности, что она не имеет ни пространственного, ни количественного измерения, что она представляет собой "чистую длительность" и абсолютно отлична от времени и пространства. Длительность может быть воспринята не с помощью рассудка (который способен только расчленять, анализировать, измерять и считать), а с помощью интуиции. Понятие длительности, данное Бергсоном, было подхвачено Рильке и др. философами.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
(Dauer) — продолжение существования вещей во времени. Бергсон говорит о действительности, что она ни пространственна, ни исчислима, что, напротив, она есть «чистая длительность» и совершенно отлична от времени и пространства. Длительность воспринимают не с помощью рассудка (который может только расчленять, анализировать, измерять и считать), а с помощью интуиции. Бергсоновское понятие длительности встречается, между прочим, у Рильке.
H. Bergson. Durée et simultanéité, 1923; G. Pflug. H. Bergson. Quellen und Konsequenzen einer induktiven Metaphysik, 1959.
H. Bergson. Durée et simultanéité, 1923; G. Pflug. H. Bergson. Quellen und Konsequenzen einer induktiven Metaphysik, 1959.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
(фр. dur?e — понятие в философии А.Бергсона) — продолжительность, протяженность существования во времени. Полагая, что действительность не имеет ни пространств., ни количеств. измерения, А.Бергсон _____писал, что она представляет собой «чистую Д.» и абсолютно отлична от времени и пространства. Д. м.б. воспринята не с помощью рассудка, к-рый способен лишь расчленять, анализировать, измерять, а с помощью интуиции. Понятие Д., данное Бергсоном, было воспринято Р.М.Рильке и др. изв. философами и писателями. Лит.: Бергсон А. Соб. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
объективная количественная характеристика бытия, существования предметов, процессов и событий материального мира. Будучи абстракцией высокого уровня, понятие длительность не поддается определению через подведение под более общее понятие. Его можно только пояснить, указав на объекты, обладающие разной длительностью бытия. Длительность сама по себе не обладает внутренней имманентно присущей ей мерой. Обусловлено это тем, что следующие друг за другом интервалы длительности, взятые в отрыве от материальных процессов, не могут сопоставляться друг с другом для выяснения степени равенства их между собой. Для измерения длительности необходимо иметь равномерные или строго периодические процессы, равные изменения или равное число периодов которых совершается за равные интервалы длительности. Но критерий равномерности и строгой переодичности позволяет выделять только классы соравномерных процессов, которые, удовлетворяя этим критериям, между собой могут быть взаимно стохастичными.Равномерное время - это равномерная длительность того или иного класса соравномерных процессов, качественное многообразие которых определяет существование качественно разных типов времени. См.: «Время»; «Относительность равномерности времени»; «Класс соравномерных процессов (КСП)». Ильгиз А. Хасанов
Длительность
Длиться значит продолжать быть. Такое определение дает Спиноза. «Длительность, – пишет он, – есть неопределенная непрерывность существования» («Этика», часть II, определение 5). С ним согласен Бергсон, заявляющий, что «вселенная длится», иначе не было бы времени. «Длительность, имманентно присущая всему сущему во вселенной», должна предсуществовать, равно как и мы в ней, благодаря чему мы получаем возможность, расчленяя ее методом абстракции, говорить о времени («Творческая эволюция», глава I).
Нетрудно заметить, что всякая действительная длительность существует в настоящем времени (поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет), следовательно, она неделима (разве можно расчленить настоящее?). Тем самым длительность отличается от:
– абстрактного времени, которое могло бы быть бесконечно делимой суммой прошлого и будущего;
– пережитого времени или временности, подразумевающего память и предвосхищение;
– наконец, мгновения, которое следовало бы представить себе как прерывистое и не имеющее длительности настоящее.
Длительность – это и есть само настоящее, пока оно продолжается. Длительность – это вечное предъявление природы. Следовательно, это и есть реальное время как время бытия, время быть в бытии или, как я это называю, время‑бытие.
Нетрудно заметить, что всякая действительная длительность существует в настоящем времени (поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет), следовательно, она неделима (разве можно расчленить настоящее?). Тем самым длительность отличается от:
– абстрактного времени, которое могло бы быть бесконечно делимой суммой прошлого и будущего;
– пережитого времени или временности, подразумевающего память и предвосхищение;
– наконец, мгновения, которое следовало бы представить себе как прерывистое и не имеющее длительности настоящее.
Длительность – это и есть само настоящее, пока оно продолжается. Длительность – это вечное предъявление природы. Следовательно, это и есть реальное время как время бытия, время быть в бытии или, как я это называю, время‑бытие.
Источник: Философский словарь.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
1. Формально, субъективное или псевдосредное (например механически отмеренное) отстояние локального переживания, виденья, эмпирического события и т. п. в одном общем восприятии от локального переживания, виденья и т. п. в другом общем восприятии.
Совершенно нелепо обыденное отнесение длительности к существованию предметов-потоков. Последние предстают только через образы.
Длительность феноменологическая не может относиться к процессам, а интегративное бесструктурное ощущение, сопровождающее якобы внешние, отражаемые в прагматических фикциях процессы или процессы-потоки, описывается в категориях ДЛЕННОСТИ.
2. Метрическое или метрико-мнестическое (задействована долговременная память) интегративное ощущение. Содержит простую интенцию компараций образов или переживаний.
Абсолютная длительность, предполагает сверхвосприятие и восстановление смежных субъективностей. Такая длительность фактически сводится к факторам, производным от степени и характера структурности.
Бергсоновская длительность - одна из псевдосредных длительностей. Бергсоновское оживление бухгалтерской мертвизны расположено где-то между Ницше и Хайдеггером (типичное привнесение значений).
Время вещей - философский нонсенс. Длительность вещей касается чисто прагматических квазирациональных выделенностей. Даже если бы некий естественнонаучный натуральный мир существовал, то в нем действовало бы положение: "Нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку".
Совершенно нелепо обыденное отнесение длительности к существованию предметов-потоков. Последние предстают только через образы.
Длительность феноменологическая не может относиться к процессам, а интегративное бесструктурное ощущение, сопровождающее якобы внешние, отражаемые в прагматических фикциях процессы или процессы-потоки, описывается в категориях ДЛЕННОСТИ.
2. Метрическое или метрико-мнестическое (задействована долговременная память) интегративное ощущение. Содержит простую интенцию компараций образов или переживаний.
Абсолютная длительность, предполагает сверхвосприятие и восстановление смежных субъективностей. Такая длительность фактически сводится к факторам, производным от степени и характера структурности.
Бергсоновская длительность - одна из псевдосредных длительностей. Бергсоновское оживление бухгалтерской мертвизны расположено где-то между Ницше и Хайдеггером (типичное привнесение значений).
Время вещей - философский нонсенс. Длительность вещей касается чисто прагматических квазирациональных выделенностей. Даже если бы некий естественнонаучный натуральный мир существовал, то в нем действовало бы положение: "Нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку".
Источник: Философский словарь