от греч. diabolos) — синонимы — сатана, черт, Иблис; в мировых религиях злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада.
Дьявол
Дьявол
ДЬЯВОЛ
(от греч. diabolos — клеветник) — наименование злого духа, который воспринимается верующими как источник греха, владыка ада, князь тьмы, отец лжи. Также — бес, нечистый, черт.
Дьявол
христ.) – «клеветник» – мифологический дух, олицетворяющий мировое зло и противостоящий Богу. В христианской мифологии считается повелителем подземного мира, где мучаются души грешников (ада), и является главным вдохновителем колдунов и ведьм, причиняющих зло людям.
Источник: Мифологический словарь
Дьявол
главный противник Бога, предводитель злых сил, враг человеческого рода. Дьявол пытается сбить людей с пути истинного, предназначенного им Богом. По представлению христиан, на Последнем Суде Антихрист выступит в роли обвинителя. Дьявол не верит в бескорыстную любовь людей к Богу и желает, чтобы они отпали от Него. Идея дьявола или злой силы составная часть более общей проблемы зла, страдания и вины.
Источник: Религиозные термины
Дьявол
Главный демон, князь демонов. Дьявол творит зло ради зла, и в этом его бесчеловечность. Человек, поясняет Кант, никогда не творит зло ради самого зла, но всегда руководствуется эгоизмом (делает зло другим ради своего блага). Дьявол зол, тогда как человек всего лишь дурен («Религия в пределах только разума», часть I, 3).
Но дьявол олицетворяет не только зло, но и крайнюю глупость, доходящую до невразумительности. Зачем, спрашивается, ему творить зло, если он не извлекает из этого никакого блага для себя? О дьяволе можно сказать то же, что Стендаль сказал о Боге: единственное, что его извиняет, это то, что его нет.
Но дьявол олицетворяет не только зло, но и крайнюю глупость, доходящую до невразумительности. Зачем, спрашивается, ему творить зло, если он не извлекает из этого никакого блага для себя? О дьяволе можно сказать то же, что Стендаль сказал о Боге: единственное, что его извиняет, это то, что его нет.
Источник: Философский словарь.
ДЬЯВОЛ
(греч. - клеветник), также бес, демон (греч. - божество, дух), лукавый, нечистый, Сатана, черт, Вельзевул, Люцифер и т. д. - в ряде религий - злой дух, источник зла и греха, князь тьмы, владыка ада, отец лжи. Представление о Д., имеющееся в Библии, в России испытало нек-рое влияние дохрист. славянской демонологии. По иудео-христ. преданию, Д. - падший ангел, созданный богом, но нарушивший долг повиновения ему. Д. - антагонист бога, «враг человеческий», а подчиненные ему злые ангелы (бесы, демоны) - негативная параллель ангелам божьим. Образ Д., к-рому бог дал власть совращать и губить людей, не вяжется с представлениями о всеблагом и всемогущем боге, но церковь заявляет, что Д. действует по допущению (с попущения) бога и используется для наказания грешников. Вера в Д. служила разжиганию вражды и нетерпимости к еретикам, «чернокнижникам», иноверцам, врагам самодержавия, поддерживала самые темные и дикие суеверия; преследование «одержимых Д.» ведьм, кликушество, «изгнание Д.» с помощью креста, св. воды и др. «священных» средств. Яркие картины соблазнения Д. святых имеются в правосл. агиографии. И в наст. вр., несмотря на нек-рую модернизацию, представление о Д. составляет неотъемлемый аспект правосл. вероучения, относящего на счет дьявольских сил и козней существующее в мире зло.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ДЬЯВОЛ
от греч. diabolos, перевод евр. термина «Сатана») — главный символ трансцендентного высшего зла. Именуется также лукавым, нечестивым и т. п., у мусульман — шайтаном и Иблисом. Первоначально под дьяволом иудеи понимали ангелоподобное существо, в чьи обязанности входило удостовериться в верности людей Богу посредством их искушения. Затем, в период вавилонского пленения, под персидским дуалистическим влиянием дьявол из слуги трансформировался в противостоятеля Богу. Дьявол идентифицируется с демоном. Изначально дьявол носил личину ангела и даже являлся предводителем небесного воинства, но утратил Божественную чистоту, впав в грех гордыни. Он отказался поклониться сотворенному человеку, за что подвергся изгнанию из рая. При падении он и его сторонники обретают хвосты, когти и другие демонические черты. Его небесное имя было Люцифер, или Денница, что подразумевало светлую субстанцию. Но визуальный, аполлонический свет не есть сияние внутренней святости. После отчуждения от Творца ему было присвоено имя Сатана, т. е. враг, противостоятель. Планетарным воплощением Люцифера считалась Венера, символизирующая плотскую любовь и красоту форм, противостоящая красоте и любви христианской духовности. Знак Люцифера — пятиконечная звезда, ибо она содержала намек на двойственную природу «падшего ангела». При правильном изображении пентаграмма есть схематическая проекция человеческого тела, обозначающая его душу: считалось, что души людей после смерти превращаются в звезды. Звезда, конусом направленная вниз, — это «морда Люцифера», в которой можно усмотреть атрибуты существа из преисподней. Нумерологическое воплощение Сатаны — число 364. Во-первых, суммарное сложение цифр дьявольского числа равняется 13. Во-вторых, 364 есть календарный год без одного дня, что указывает на отсутствие гармонии в дьявольском мире. Над одним днем в году, а именно над христианской Пасхой, Сатана не властен. В рамках проблемы теодицеи в средневековом богословии имела место дискуссия определения исторической миссии дьявола. Одни теологи считали Сатану онтологическим врагом Бога, что служило основанием для обвинения их в манихейском, т. е. дуалистическом, уклоне. Другие именовали дьявола слугой Господа, предназначенного соблазнить нестойких в вере и выступить их обвинителем в дни Страшного Суда, что вызывало упрек в интерпретации Бога как первоисточника генезиса зла. Некоторые секты, например езиды, считали дьявола более могущественным, нежели Демиурга. На престол Люцифера был возведен архангел Михаил, бывший до того четвертым в ангельской иерархии и первым из ангелов выступивший против Сатаны. Во время пришествия Христа Михаил победил дьявола, заковав его в оковы на тысячу лет. В апокрифических сочинениях, сообщавших о сошествии Христа в ад, дьявол изображался закованным в оковы и распоряжавшимся всем происходящим вокруг. Внешний облик дьявола, вобравший в себя черты парнокопытного Пана, был нормативно установлен Толедским собором 447. Но дьявол обладал силой менять обличья. В Малороссии XVIII в. его изображали в немецком фраке. Наиболее опасной формой проявления была внешность дьявола в качестве ангела, наводящего ужас, — «полуденный дьявол». Именно его испугалась Дева Мария во время Благовещения. В композиции с дьяволом не могли быть помещены священные христианские символы голубя и ягненка. Его появление сопровождали шум бранящейся толпы, голоса плачущих младенцев, рев быков, львиное рычание, звуки движущейся армии. Дьявол являлся людям не обычным способом, не отпирая закрытых дверей и окон — он распространял зловония, причиняющие обычному человеку страдания: среди них различался запах серы. Обычно под дьяволом понимался верховный предводитель сил зла, тогда как демонами считались падшие ангелы более низшего порядка. Ряд легенд приписывает дьяволу плотскую связь с Евой и зачатие от нее Каина. Все зло, творящееся в мире, происходит при прямом или косвенном содействии дьявола. В романтическом направлении культуры восставший против Бога дьявол иногда интерпретировался как символ героя-бунтаря, например, у Дж. Мильтона. Источ.: Шульгин М. О дьяволе и чудесах. М., 1960; Багдасарян В. Э. Демонологическая парадигма христианской конспирологии 11 Армагеддон. 1999. № 3; Роббинс P. X. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М., 1990; Орлов М. А. История сношений человека с Дьяволом. СПб., 1904; Демонология эпохи Возрождения (XVI–XVII вв.). М., 1995; Горфункель А. X. «Молот ведьм» — средневековье или Возрождение? // Культура Возрождения и общество. М., 1986; Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия