Греч.) Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера
и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводилось спартанцами с
большим весельем.
ДИОСКУРЫ
ДИОСКУРЫ
Источник: Теософский словарь
ДИОСКУРЫ
Братья Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Леды и спартанского царя Тиндарея (традиционно Полидевк считался сыном Зевса, в связи с чем Кастор считался смертным, а Полидевк бессмертным), братья Елены и Клитемнестры. Полидевк славился как кулачный боец, Кастор – как укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем и Пирифоем Елену. Диоскуры – участники похода, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика, и калидонской охоты. Диоскуры враждовали со своими родичами Афаретидами, у которых похитили невест Фебу и Гилаиру – дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того, Диоскуры и Афаретиды вступили в спор изза дележа стада быков. В поединке Кастор пал от руки Линкея и бессмертный Полидевк убил Линкея.
Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к погибшему брату Полидевк уделил ему часть своего бессмертия. Они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.
Источник: Словарь греческой мифологии
ДИОСКУРЫ
В греческой мифологии близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды, братья Елены и Клитемнестры. По Аполлодору, Полидевк и Елена — от Зевса, Кастор и Клитемнестра — от спартанского царя Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным).
Диоскуры участвовали в нескольких героических предприятиях: они участвовали в походе аргонавтов и в калидонской охоте. По мифу, Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына. У Гомера в «Илиаде» бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.
В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединенных друг с другом бревен.
В римской мифологии Диоскуры носят имена Кастор и Поллукс.
Диоскуры участвовали в нескольких героических предприятиях: они участвовали в походе аргонавтов и в калидонской охоте. По мифу, Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына. У Гомера в «Илиаде» бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.
В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединенных друг с другом бревен.
В римской мифологии Диоскуры носят имена Кастор и Поллукс.
Диоскуры
греч.) – «сыновья Зевса» – прозвище близнецов Полидевка (рим. Поллукс) и Кастора, сыновей Тиндарея и Леды. По некоторым мифам, сыном Зевса был только Полидевк, а Кастор был сыном Тиндарея, поэтому Полидевк родился бессмертным, а Кастор – смертным (вариант: они оба были сыновьями Зевса, откуда и возникло их прозвище). Кастор считался искусным укротителем коней, а Полидевк – непревзойденным кулачным бойцом. Наиболее известны мифы об освобождении сестры Д. Елены, похищенной Тесеем, об участии Д. в походе аргонавтов, в котором Полидевк победил Амика, и о битве Д. с сыновьями царя Афарея, Идасом и Линкеем. Д. похитили у них невест Фебу и Гилаиру, дочерей Левкиппа, а также стадо скота. Догнав похитителей, Идас убил Кастора, но Линкей был убит Полидевком, а за гибель Кастора отомстил Зевс, испепелив молнией Идаса. Полидевк так горевал по брату, что Зевс разрешил ему отдать Кастору половину своего бессмертия. С тех пор братья поочередно проводили одну половину суток в Аиде, а другую – на Олимпе среди богов, появляясь на небе в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов.
Источник: Мифологический словарь
Диоскуры
В древнегреческой мифологии – Кастор и Поллукс, близнецы, дети Леды. В «Илиаде» и «Одиссее» имя Диоскуров не встречается. В «Одиссее» Кастор и Поллукс называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычному, распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора – Тиндарей, а отец Поллукса – Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. Когда возникла ссора по поводу украденного Диоскуры, в сообществе с автаретидами, стада быков – или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, – то Кастор был убит Идом, а Поллукс одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида. Когда же Зевс, на просьбу Поллукса дать ему умереть вместе со братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой – в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными. Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой – в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причем один был утренней, другой – вечерней звездой. Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Д. чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит еще об участии Диоскуров в предприятиях других героев – в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тезея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену. Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединенными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Поллукс – кулачным бойцом.
Ср. Myriantheus, «Die Açvins oder arischen D.» (Мюнх., 1876); Deneken, «De Theoxeniis» (Б., 1881); Bс. Миллер, «Очерки арийской мифологии; т. I. Асвины. Диоскуры» (Москва, 1876).
Ср. Myriantheus, «Die Açvins oder arischen D.» (Мюнх., 1876); Deneken, «De Theoxeniis» (Б., 1881); Bс. Миллер, «Очерки арийской мифологии; т. I. Асвины. Диоскуры» (Москва, 1876).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.