ДИЛЕММА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИЛЕММА
рассуждение, представляющее два предложения, такие, что если одно из них ложно, второе с необходимостью будет истинным. В широком смысле — необходимость выбора между двумя возможностями: «стоять перед дилеммой».

Источник: Философский словарь

ДИЛЕММА
(от греч. di — дважды и lemma — посылка) — двойное предположение; сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными предположениями, исключающими возможность третьего; положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ДИЛЕММА
[от греч. di(s) — дважды и lemma — предположение] — необходимость выбора между несколькими альтернативами, приводящего в любом случае к негативному результату. Экстраординарность ситуации состоит в том, что любой выбор оставляет человека в не устраивающем его, а подчас и в трагическом положении. Что касается моральных Д., то их допущение особенно пагубно. См. моральные дилеммы.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Дилемма
возникающая у человека проблемная жизненная ситуация, состоящая в необходимости выбрать из двух альтернатив, т. е. по принципу "либо либо" решить задачу, стоящую перед ним в весьма жесткой форме; проблемная ситуация выбора субъектом (личность, группа, партия, государство, культура, цивилизация) одного из двух примерно равнозначных путей развития, способов ориентации, поведения.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ДИЛЕММА
разновидность условно-разделительного силлогизма, в первой посылке которого из одного или двух оснований вытекает два или одно следствие, вторая посылка является дизъюнкцией оснований или следствий, а вывод представляет собой утверждение следствия или дизъюнкции следствий (конструктивная дилемма простая и сложная, соответственно) или же отрицание основания или дизъюнкции оснований (деструктивная дилемма простая и сложная соответственно).

Источник: Краткий курс логики: глоссарий

ДИЛЕММА
греч. di(s)—дважды и lemma — предположение) — вид умозаключения (условно-разделительного силлогизма), в число посылок к-рого входят два условных и разделительное суждения, причем разделительное суждение формулируется в виде дизъюнкции, в к-рой объединяются основания или следствия условных суждении. Д. встречается как в сложных теоретических рассуждениях, так и в обыденной жизни, когда человек оказывается перед необходимостью выбора между двумя одинаковыми возможностями.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДИЛЕММА
греч. di - дважды, лат. - lemma - предположение - двойное предположение) - суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего. Дилеммой называется также особый случай условно-разделительного силлогизма, в котором одна посылка - условное, а другая - разделительное суждение. В логике различают два вида дилемм: конструктивную и деструктивную, каждая из которых делится на простую и сложную дилемму
М.Р. Дисько

Источник: Новейший философский словарь

Дилемма
(δις дважды, λήμμα принятое положение) — такое отрицательное умозаключение, когда мы отвергаем что-либо посредством опровержения двух форм или двух оснований, на которых единственно мог бы утверждаться предмет чьей-нибудь защиты и нашего опровержения. Формула его: если бы А было В, то оно было бы либо η либо т\ но оно не есть ни η ни /я, значит А не есть В. Подобное умозаключение Дилетантизм — Дисциплина может быть трилеммою, тетралеммою и полилеммою, когда опровергаются не два предположения, а три, четыре или много. Дилемму называют еще рогатым силлогизмом, поражающим с двух сторон, как рогами.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ДИЛЕММА
(Dilemma; греч. — «двойное предположение») — мучительное положение, в котором находится тот, кто должен или обязан сделать выбор между двумя одинаково неприятными вещами («попасть в переплет»). В логике — умозаключение следующей формы: А удовлетворяется, если либо В, либо С выполнено; но В и С не совместимы друг с другом; следовательно: если А выполняется благодаря В, это нарушает С; если благодаря С, это нарушает В. Пример: некто нуждается в деньгах, которые он мог бы получить от другого, но последний не должен знать, что у первого нет денег. Следовательно, если некто попросит в долг, то тот другой узнает о его стесненном положении, а если не попросит, то не получит денег.
С. Prantl. Gesch. der Logik im Abendlande, I—IV, 1855— 1870 (Repr. 1955); W. Sinott-Armstrong. Moral Dilemmas. Oxford, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Дилемма
В широко распространенном смысле слова – трудный выбор из двух в равной мере неудовлетворительных возможностей. В строгом смысле, принятом в логике, – разновидность альтернативы, при которой оба термина подводят к одному и тому же выводу, расцениваемому как неизбежный. У философов, пишет, например, Монтень, «всегда наготове утешительная для смертного человека дилемма: либо наша душа смертна, либо бессмертна. Если она смертна, значит, никакой кары ей не будет; если бессмертна, значит, она будет становиться все лучше и лучше» («Опыты», книга II, глава 12; см. также: Паскаль, «Мысли», 409–220). Вывод отсюда один и тот же – смерти бояться нечего. Нетрудно заметить, что дилемма стоит столько же, сколько составляющие ее выводы. Где доказательство, вопрошает Монтень, что после смерти душа будет становиться лучше, а не хуже?

Источник: Философский словарь.

ДИЛЕММА
[от гр. di(s) дважды + lemma предположение] – 1) полемический довод с двумя выставленными противоположными положениями, исключающими возможность третьего (спец.); вид умозаключения (условно-разделительного силлогизма), в число посылок которого входят два условных и разделительное суждения, причем разделительное суждение формулируется в виде дизъюнкции, в которой объединяются основания или следствия условных суждений. Дилемма встречается как в сложных теоретических рассуждениях, так и в обыденной жизни, когда человек оказывается перед необходимостью выбора между двумя одинаковыми возможностями; 2) положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен (книжн.), (затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями).
Условно-разделительные умозаключения вообще называются леммами; если разделительная посылка содержит только два члена, то такое умозаключение называется дилеммой, если в нее входит три члена, то перед нами трилемма, и вообще полилемма, когда разделительная посылка содержит больше двух членов.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ДИЛЕММА
форма умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют гипотетич. (условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат. буквами обозначать высказывания (суждения), а выражения «не», «или» и «если..., то ...» понимать соответственно как логич. отрицание, дизъюнкцию и импликацию (см. Логические операции), то т. н. конструктивная (утверждающая) Д. имеет вид: «если А, то В; если С, то Д; А или С; следовательно, В или Д» (сложная конструктивная Д.) или «если А, то В; если С, то В; следовательно, В» (простая конструктивная Д.). Сложная и простая деструктивные (отрицающие) Д. имеют соответственно вид: «если А, то В; если С то Д; не В или не Д; следовательно, не А или не С» и «если А, то В; если А, то С; не В или не С; следовательно, не А».
Все эти виды Д. доказуемы (или являются аксиомами) в совр. формальной (математич.) логике (см. Исчисление высказываний, Логика высказываний), а содержательные их формулировки используются как орудия дискуссий и споров (напр., распространенным инструментом логич. опровержения служит простая деструктивная Д.). В расширит. смысле под Д. понимают затруднит. ситуацию выбора между двумя равно неприятными возможностями.

Источник: Советский философский словарь

дилемма
ДИЛЕММА (от греч. dilemma: di(s) — дважды и lemma — посылка) — условно-разделительное умозаключение, содержащее две условные (импликативные) посылки и одну разделительную (дизъюнктивную) посылку.         В традиционной логике обычно выделяли четыре типа корректных Д.         В простой конструктивной Д. консеквенты условных посылок совпадают, дизъюнкция в разделительной посылке связывает антецеденты условных посылок, а заключение представляет собой консеквент последних:         <U>АЗС,ВРС,АУВ</U>         С.         В сложной конструктивной Д. консеквенты условных посылок различны, разделительная посылка представляет собой дизъюнкцию антецедентов условных посылок, а заключение — дизъюнкцию их консеквентов:         <U>AJC,BDD,AVB</U>         CvD.         В простой деструктивной Д. антецеденты условных посылок совпадают, дизъюнкция в разделительной посылке связывает отрицания консеквентов условных посылок, а заключение представляет собой отрицание их антецедента:         <U>СРАХЭВАУВ</U>         В сложной деструктивной Д. антецеденты условных посылок различны, разделительная посылка представляет собой дизъюнкцию отрицаний консеквентов условных посылок, а заключение — дизъюнкцию отрицаний их антецедентов:         <U>СРА,РРВ,-ПАУВ</U>         С v D.         Кроме того, к числу корректных умозаключений рассматриваемого типа можно отнести и так называемые конструктивно-деструктивные Д., напр.,         <U>APC,BDD,AVD</U>         C v B.         Обычному, общеупотребительному пониманию термина Д. соответствует ситуация стоящего перед человеком выбора из двух возможных альтернатив, причем практическая реализация каждой из них ведет к определенным нежелательным последствиям. Рассуждение, фиксирующее подобную ситуацию, в традиционной логике называли рогатым силлогизмом (Syllogismus cornutus). Примером такой Д. является следующее умозаключение: «Если президент подпишет законопроект, он лишится поддержки профсоюзов. Если президент наложит на законопроект вето, то потеряет доверие предпринимателей. Президент обязан подписать законопроект или наложить на него вето. Следовательно, он лишится поддержки профсоюзов или потеряет доверие предпринимателей».         Известный в методологии науки парадокс теоретизирования был сформулирован К. Гемпелем также в виде Д. (знаменитая Д. теоретика): «Если теоретические термины выполняют свою систематизирующую функцию, то они не необходимы (поскольку в этом случае могут быть сформулированы законы, непосредственно устанавливающие взаимосвязи между наблюдаемыми феноменами). Если теоретические термины не выполняют свою функцию, то они тем более не необходимы. Но теоретические термины либо выполняют, либо не выполняют свою функцию. Поэтому теоретические термины не являются необходимыми в эмпирических, естественнонаучных теориях».         В.И. Маркин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДИЛЕММА
греч. ???????, от ??(?) – дважды и ????? – предложение, предположение) – особый вид умозаключений с гипотетич. (условными) и разделит. (дизъюнктивными) посылками, описываемый в традиц. формальной логике. Понятие Д. восходит еще к стоикам, к-рые употребляли термин ?????????? ????? для обозначения гипотетич. умозаключения с двумя посылками. В схоластич. логике сложилось деление Д. на конструктивную (утверждающая форма, modus ponens дилеммы) и д е с т р у к т и в н у ю (отрицающая форма, modus tollens дилеммы), каждая из к-рых, в свою очередь, может быть п р о с т о й и с л о ж н о й. Д. состоит из трех посылок – двух условных суждений (к-рые часто рассматриваются конъюнктивно объединенными в одну сложную посылку), одного дизъюнктивного суждения и заключения, к-рое в случае сложных форм Д. является дизъюнктивным суждением (см. Разделительное суждение). Конструктивная Д.: сложная – "Если А, то В; и если С, то D; А или С; следовательно, В или D" (здесь А, В, С, D – произвольные суждения); простая – "Если A, то В; и если С, то В; А или С; следовательно, В" (следствия условных суждений совпадают). Умозаключения формы "Если А, то В; и если не-А, то С; А или не-А; следовательно, В или С" (не-А есть отрицание суждения А; в этом умозаключении основания условных суждений отрицают друг друга; дизъюнктивное суждение "А или не-А" является не содержательной посылкой, а выражением принципа исключенного третьего) и формы "Если А, то В; и если не-А, то В; А или не-А; следовательно, В" (читается: "Если как из суждения А, так и из его отрицания не-А следует В, то В истинно") можно рассматривать как частные случаи этих форм. Деструктивная Д.: сложная – "Если А, то В; и если С, то D; не-В или не-D; следовательно, не-А или не-С"; простая – "Если А, то В; и если А, то C (эти посылки могут быть сведены в одну: "Если А, то В и С"); не-В или не-C; следовательно, не-А". Умозаключений "Если А, то В; и если С, то не-В; В или не-В; следовательно, не-А или не-С" и "Если А, то В; и если А, то не-В; В или не-В; следовательно, не-А" можно рассматривать (имея в виду эквивалентность В его двойному отрицанию не-не-В) как частные случаи этих форм. В нек-рых соч. по истории логики и в руководствах по традиц. логике деструктивной Д. наз. умозаключения формы: "Если А, то В; и л и если А, то D (смысл этих двух посылок обычно выражается в одной посылке вида "если А, то В или D"); не-В и не-D; следовательно, не-А" (см., напр., B. Минто, Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 5 изд., М., 1905, с. 272–73; В. Асмус, Логика, 1947, с. 222–23; М. С. Строгович, Логика, 1949, с. 258; К. Бакрадзе, Логика, Тбилиси, 1951, с. 303). Традиц. логика, рассматривающая членение суждений на субъект и предикат (в смысле аристотелевой логики) в качестве составной части анализа умозаключений, распространяет обычно такой подход и на Д., представляя, напр., простую конструктивную Д. в следующем виде: "Если А есть В, то С есть D; и если ? есть F, то С есть D; А есть В или ? есть F; следовательно, С есть D" (здесь А, В, С, D, E, F – субъекты и предикаты суждений, возможно, вместе с квантифицирующими словами "все" и "нек-рые"); такой анализ во мн. случаях ближе к формам языка, в к-рых выражается Д., однако он не дает ч.-л. существенно нового для характеристики Д. как логич. формы. В традиц. логике смысл слова "или" в Д. обычно не уточняется. Если трактовать "или" в соединит. смысле (слабая дизъюнкция), то все формы Д. из истинных посылок будут всегда давать истинные заключения; если же трактовать "или" в исключающем смысле, то правильными будут только такие формы Д., в к-рых заключение не является разделит. суждением; для того чтобы в этом случае формы Д. с разделит. заключением стали правильными, надо рассматривать условные посылки в качестве условно-выделяющих суждений ("если и только если А, то В"). В повседневных рассуждениях, пользуясь Д., люди часто имеют в виду исключающий смысл союза "или" и рассматривают члены дизъюнктивной посылки как исключающие друг друга суждения – как т.н. а л ь т е р н а т и в ы; смысл Д. тогда состоит в предписании выбора одной из альтернатив с вытекающими отсюда следствиями. Д. находят применение в спорах и дискуссиях, в частности простая деструктивная Д. служит цели опровержения. Д. не исчерпывают всех видов умозаключений с условными и дизъюнктивными посылками. Уже традиц. логика рассматривает Д. как частный случай лемматических умозаключений. Средства алгебры логики показывают неограниченность возможных правильных форм выводов из условных и дизъюнктивных посылок (среди к-рых лемматические умозаключения составляют только часть). Значение Д. в науч. рассуждениях связано с тем, что она является, по существу, видоизменением одной из форм доказательства разбором случаев. Термин "Д." применяется и вне логики; тогда под Д. обычно понимают затруднит. положение, в к-ром оказывается человек, когда ему надлежит сделать выбор между двумя равно неприятными для него возможностями. Лит.: Черч ?., Введение в математическую логику, [т.] 1, пер. с англ., [М.], 1960, с. 98, 394; Гетманова А. Д., Выражение дедуктивных умозаключений традиционной логики в символической логике, Мурманск, 1962; Prantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, В., 1955, S. 478, 493, 510, 525. 598, 604–605; Encyclopaedia Britannica, 1956, v. 7, p. 384, v. 14, p. 314; ?iehen ?h., Lehrbuch der Logik..., Bonn, 1920, S. 752–53. Б. Бирюков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
159.82 кб

Дилемма мудрости и шариата (философия и религия) у Братьев Чистоты

Аль-джанаби Матем Мухаммед
Статья посвящена анализу и систематизации взглядов Братьев Чистоты о соотношении философии и религии.
Читать PDF
110.42 кб

Языковая игра или индивидуальный язык? Дилемма восприятия одного суфийского текста

Псху Рузана Владимировна
Статья посвящена анализу произведения иракского суфия Х в. Ниф-фари «Китаб ал-Мавакиф».
Читать PDF
115.79 кб

Дилемма «Априорное - апостериорное» как несостоятельный подход к классификации знаний по способу их

Абакумов Юрий Георгиевич
Утверждается, что понятие «априорные знания» в настоящее время является устаревшим. Анализируются некоторые концепции современного мате матического априоризма: праксеологический априоризм и динамический априоризм
Читать PDF
118.72 кб

Дилемма современной культуры: технократизм или духовность?

Писарчик Л. Ю.
В статье анализируется тенденция нарастания нигилизма в культуре XIX-XX веков и тенденция массовизации культуры на основе идей Ф. Ницше, М. Хайдеггера, М. Шелера, Х. Ортеги-и-Гассета, П.А. Сорокина и Э. Фромма.
Читать PDF
722.67 кб

ГУССЕРЛЬ ИЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ? ДИЛЕММА ФИНКА

Маяцкий Михаил
Читать PDF
433.96 кб

Дилемма эпистемизма и фидеизма: проблема деконструкции

Пивоваров Даниил Валентинович, Рыльцев Евгений Валентинович
В течение тысячелетий никому не удалось разрешить дилемму эпистемизма и фидеизма. Эпистемисты и фидеисты молчаливо исходят из совершенно разных представлений о знании, вере и истине.
Читать PDF
93.22 кб

«Дилемма лжи» в этической концепции В. С. Соловьёва

Буллер Андреас
В центре внимания предлагаемого исследования вопрос о том, какую роль в обосновании нравственных принципов может/должна играть философия языка. В основу анализа положен текстовый отрывок из работы В.С.
Читать PDF
115.98 кб

2000. 02. 001. Амель Ж. Блеск и нищета постмодернизма: дилемма науки в антропологии и социологии. Ha

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
480.14 кб

Толерантность как доктрина, принцип поведения и моральная дилемма

Пороховская Татьяна Ивановна
Толерантность рассматривается как идея и принцип поведения, как доктрина и как один из механизмов поддержания мирного сосуществования социальных групп.
Читать PDF
26.32 мб

Этика Л. Н. Толстого: дилемма свободы и закона

Гельфонд Мария Львовна
Автор обращается к творческому наследию Л.Н. Толстого великого русского писателя, философа, моралиста и оригинального религиозного мыслителя.
Читать PDF
12.41 мб

Дилемма «Естественности» и «Неестественности» морального мотива

Максимов Леонид Владимирович
Необычность морального мотива, его явное отличие (по некоторым параметрам) от всех других мотивов человеческого поведения послужило источником ряда метафизических концепций, отвергающих возможность описания и объяснения морали в т
Читать PDF
11.52 мб

Дилемма психологизма и антипсихологизма

Бажанов В.А.
В статье рассматривается драматичная полемика психологизма и антипсихологизма, которая благодаря успехам классических разделов математической логики в ХХ веке, казалось бы, устранила психологизм ввиду его концептуальной несостояте
Читать PDF
76.75 кб

Антигегельянство или постгегельянство: дилемма французской постклассической мысли

Стрелков Владимир Игоревич
В статье рассмотрена рецепция гегелевской философии во французском постструктурализме (Фуко, Деррида).
Читать PDF
0.00 байт

Дилемма морали и политического успеха: от Средневековья к новому времени

Мархинин Василий Васильевич
В статье рассматривается история взгляда на политику как предмет моральных оценок. Основное внимание направлено на осмысление аморальных политических практик в работах авторов, писавших на рубеже Средневековья и Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

История/память: "трудная" дилемма

Федорова Мария Михайловна
В статье анализируется проблема соотношения истории и памяти.

Похожие термины:

  • Деструктивная дилемма

    один из модусов условно-разделительного силлогизма: «Если А, то В. Если С, то D. Или В нет, или D нет. Следовательно, нет или А, или С».
  • Конструктивная дилемма

    см. Дилемма.
  • ДИЛЕММА в логике

    от греч. di(s) - дважды и lemma - предположение) -в традиционной логике условно-разделительное умозаключение, т. е. умозаключение, посылками которого являются условные и разделительные суждения. Условно-
  • ЗАКЛЮЧЕННОГО ДИЛЕММА

    тип игр, при которых их участники преднамеренно отказываются от кооперативного поведения, даже при условии, что именно оно могло бы привести к наилучшему результату. Прокурор по очереди обрисовыв
  • Социальная дилемма

    затруднительный выбор, который надо сделать членам группы, когда они сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением личных интересов и максимальным повышением коллективного б