Санскр.) Посвящение. Дикшит - Посвященный.
ДИКША
ДИКША
Источник: Теософский словарь
ДИКША
в ведийской традиции — индивидуальное посвящение, к-рому подвергается жертвователь (яджамана) перед началом жертвоприношения сомы. В ведийской Д. сохраняется ряд элементов архаич. обрядности: помимо религ, функции (ввести посвящаемого в сакральный мир) она удерживает и побочную архаич. функцию стимуляции плодородия; в ее символике сочетаются мотивы соития и "эмбрионального состояния", "нового рождения". В поздних формах Д., индуистских и буддийских, эти мотивы отмирают, внешний символизм ритуала вытесняется символизмом и практикой "внутреннего делания", духовный прогресс уже не обозначается драматическими перипетиями "испытания", "временной смерти" и "нового рождения", но составляется сменой духовных состояний посвящаемого, вызываемой медитацией на свящ. предметах, сообщением мантры, прикосновением наставника и т. д. Послеведийские формы Д. несут исключительно религ. функцию перевода посвящаемого в более высокий план бытия.
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ДИКША
(от корня «дакш» — стать способным) — ритуал посвящения. В эпоху вед так назывался обряд индивидуального посвящения жертвователя перед принесением в жертву сомы (священного напитка). В индуизме Д. в целом означает введение новичка учителем (гуру) в соответствующую традицию. В современном кришнаизме Д. включает в себя пять элементов: 1) тапа — нанесение на тело сандаловой пастой символов Вишну. Тала символизирует раскаяние ученика в греховности своих действий до посвящения; 2) пундра — нанесение особых вертикальных знаков на тело, что означает намерение ученика контролировать свои страсти; 3) нама — получение нового духовного имени и осознание себя вечным слугой Кришны, готовность ежедневно повторять на четках его имена; 4) мантра — символ стремления восстановить утраченные отношения с Богом; 5) яга—разрешение поклоняться Богу, решимость посвящать свое время служению Кришне. После Д. следует очистительный ритуал. Важное место Д. занимает и в тантризме. Тантристы раскладывают слово «дикша» на «ди» — «божественное знание» — и «кша» — «уничтожение греха». В этом случае Д. понимается как «то, посредством чего достигается божественное знание, уничтожающее грех». Различаются разные виды Д. Низшей и наиболее ритуализованной формой Д. считается криявати, в ней происходит собственно посвящение в конкретную тантрическую школу. В нирвана-Д. учитель символически уничтожает преграды, мешающие достижению освобождения. Кроме того, есть деление Д. на внешнюю, с применением внешних ритуалов, и внутреннюю, которая помогает пробудить кундалини. По другой классификации, Д. тройственна: шамбхави-Д. очищает сознание; шактиД. поднимает внутреннюю энергию, а мантри-Д. увеличивает силу мантры. Есть и более частные посвящения, называемые абхишекой, которые пригодны для учеников на различных ступенях духовного пути.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм