ДХАРМАПАЛА 2
ДХАРМАПАЛА 2
имя индо-буддийского мыслителя школы йогачара VI– VII вв., последователя Дигнаги и учителя Дхармакирти. Ему принадлежит определённый вклад в буддийскую теорию познания. Он полагал реальным лишь субъект познания (что соответствовало воззрениям школы), в уме которого различаются четыре аспекта: внутренний, внешний, рефлексивный и саморефлексивный. В отличие от других представителей школы, Д. признавал действительно существующим (в том относительном смысле, которое придавалось существованию в этой философии) объективное содержание каждого из аспектов. Своеобразно толковал он и учение йогачары о «трёх природах» (три-свабхава). Они, по его мнению (ср. Асанга, Васубандху), реальны в равной мере в отношении как пустотности (шуньята) сознания, так и пустотности всех дхармо-частиц (см. Абхидхарма, «Абхидхарма-коша», Дхарма). Положения Д. пользовались авторитетом и среди сторонников йогачары Китая и Японии.