ДХАРМАПАЛА Анагарика

Найдено 1 определение
ДХАРМАПАЛА Анагарика
(1864–1933) — религиозный деятель, идеолог и организатор возрождения буддизма в Индии, национальный герой Шри-Ланки (с 60-х гг. ХХ в. учреждён государственный праздник в его честь). Родился в Коломбо (столица тогдашнего Цейлона) в семье сингалов-буддистов. Под именем Давид Хевавитарне получил европейское образование в британских христианских миссиях, одновременно посещая буддийских монастырских учителей. В 20 лет принял обет безбрачия (что отражено в его новом имени — Анагарика), поселился в резиденции Теософского общества, с руководителем которого полковником Олкоттом путешествовал в качестве переводчика. Встречался с Е.П. Блаватской. Изучение буддизма и социально-культурных отношений в британской колонии утвердило Анагарику в мысли о вреде деятельности христианских миссий в Индии и на Шри-Ланке, и он принял решение посвятить жизнь защите и возрождению буддизма (отсюда имя — Д.). Вначале он работал в буддийской секции Теософского общества, в рамках которого ему удалось заострить внимание на восстановлении из руин священных мест буддизма в Индии. На Цейлоне в 1891 г. он создал общество Маха Бодхи (Великого Просветления), первоначальной целью которого было возвратить в буддийскую собственность земли в Бодх-гайе с древними руинами, а затем восстановить их, сделав международным буддийским центром и университетом. Но начинать приходилось с малого. Более всего он преуспел лишь в создании первого в ХХ в. монастыря (вихара) в Калькутте при местном отделении Маха Бодхи (1915–1920). Последнее его успешное предприятие — восстановление буддийского центра и строительство монастырского комплекса с величественным храмом в Сарнатхе, месте первой проповеди Будды (близ Варанаси на Ганге). Церемония освящения и открытия состоялась в 1931 г. Здесь же рядом с храмом через два года его похоронили. Главная мечта о возрождении Бодх-гайи была воплощена последователями Д. позднее. Как реформатор буддизма, Д. руководствовался переосмысленными древними идеями, изложенными им в публицистике и лекциях. Он считал, что для буддизма пагубно, когда вера застилает глаза, не давая развиваться разуму, что духовное счастье — не в пожертвованиях богам, идолам, а в неустанной деятельности, что монахи должны совершать добродеяния в обществе, а не дожидаться посетителей в монастыре, что религия и жизнь неразрывны.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.