ДХАРМАЧАКРА
ДХАРМАЧАКРА
(Колесо Дхармы, буддийского Учения) — один из основных символов буддизма. Представляет собой восьмирадиусное колесо, восемь спиц которого символизируют этапы Благородного Восьмеричного Пути (см. статью «Благородные Истины, Четыре) и восемь ступеней медитативного сосредоточения (дхьяна). Дхармачакра обычно помещается на крышах буддийских храмов и монастырей, и в таком случае по ее бокам располагаются скульптурные изображения двух полулежащих газелей. В таком случае Дхармачакра символизирует первую проповедь Будды в Оленьем парке под Бенаресом, известную как «поворот Колеса Учения»: согласно преданию, эту проповедь Будды слушали пять аскетов и две газели.
Источник: Буддизм. Карманный словарь
ДХАРМАЧАКРА
Санскр.) Букв., "прославленное духовное тело",
названное "Одеянием Блаженства". Третье или высшее из Трикай
(Трех Тел), атрибут, развитый каждым "Буддой", т.е. каждым
посвященным, который прошел или достиг конца того, что называется
"четвертым Путем" (в эзотеризме - шестые "врата", предшествующие
вступлению в седьмые). Высшее из Трикай есть четвертое из
Буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически
представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров
светящейся Духовности. В популярном Северном Буддизме этими
покровами или одеяниями являются: 1) Нирманакая, 2) Самбхогакая,
3) Дхармакая; последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо
ставит аскета на порог Нирваны. (См., однако, "Голос Безмолвия",
3-е изд., примечание 81, для истинного эзотерического смысла.)
названное "Одеянием Блаженства". Третье или высшее из Трикай
(Трех Тел), атрибут, развитый каждым "Буддой", т.е. каждым
посвященным, который прошел или достиг конца того, что называется
"четвертым Путем" (в эзотеризме - шестые "врата", предшествующие
вступлению в седьмые). Высшее из Трикай есть четвертое из
Буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически
представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров
светящейся Духовности. В популярном Северном Буддизме этими
покровами или одеяниями являются: 1) Нирманакая, 2) Самбхогакая,
3) Дхармакая; последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо
ставит аскета на порог Нирваны. (См., однако, "Голос Безмолвия",
3-е изд., примечание 81, для истинного эзотерического смысла.)
Источник: Теософский словарь