Санскр.) То состояние в практике Йоги, когда ум должен
быть сосредоточен без отклонений на каком-либо объекте медитации.
ДХАРАНА
ДХАРАНА
Источник: Теософский словарь
ДХАРАНА
сс. Удержание. Обладание. Память. Содержание. Удержание объекта в фокусе внимания, в памяти. Концентрация внимания, сознания. Процесс одновременного удержания в сознании субъекта и объекта, их отождествление. Дхарана входит во многие практики, в том числе буддийскую. При стрельбе из лука (яп. кюдо) в школе дзэн стрелок удерживает в сознании самого себя, стрелу и мишень, отождествляя их, что гарантирует попадание в цель даже при скачке на лошади. Синонимичны термину «дхарана» в значении удержания в памяти: сати, смрити,
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ДХАРАНИ
Санскр.) В Буддизме - как Южном, так и Северном - а
также в Индуизме это означает просто мантра или мантры -
священные стихи из "Риг Веды". В древние времена все такие мантры
или дхарани считались мистическими и практически действенными при
их применении. Теперь, однако, лишь школа Йогачарья доказывает
это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с
данными указаниями, дхарани дает чудесные результаты. Ее
оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или
приданному акценту и созданному в результате этого звуку. (См.
"Мантра" и "Акаша".)
также в Индуизме это означает просто мантра или мантры -
священные стихи из "Риг Веды". В древние времена все такие мантры
или дхарани считались мистическими и практически действенными при
их применении. Теперь, однако, лишь школа Йогачарья доказывает
это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с
данными указаниями, дхарани дает чудесные результаты. Ее
оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или
приданному акценту и созданному в результате этого звуку. (См.
"Мантра" и "Акаша".)
Источник: Теософский словарь
ДХАРАНИ
(санскр. dha–ranë, тиб. gzungs, заклинание) — магические заклинания и мистические формулы, правильное произношение которых способствует земным успехам, в том числе в созерцании или совершении ритуала. В сутрах различаются четыре вида Д.: 1) заклинание ради сохранения собственной жизни; 2) заклинание ради сохранения текстов Закона; 3) заклинание ради сохранения практик Закона; 4) заклинание ради сохранения действенности мантр. Буддийские комментаторы тантр считают, что Д. несут на себе отблески Дхарма-кайи, или Тела Истины. В Ваджраяне Д. по значению равноценны мантрам, будучи содержательно более длинными и более осмысленными. В Д. смысл важнее звучания, и потому, в отличие от мантр, они часто передаются не на санскрите, а переводятся на разные языки. См. Закон буддийский, Мантра.