ДЕРВИШ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕРВИШ
Буквально «нищий, бедняк». Странствующий суфий.

Источник: Ислам классический. Энциклопедия.

ДЕРВИШ
мусульманский нищенствующий монах. Проповедуя идеи суфизма, странствующие дервиши нередко отказывались от брака, вели аскетический образ жизни. Среди дервишей встречались ученые-суфии, философы, поэты, имена которых заняли почетное место в истории мировой культуры.  

Источник: Религиоведческий словарь

ДЕРВИШ
перс. - нищий, бедняк) - мусульм. нищенствующий монах. Д. принадлежат к различным суфийским орденам. Странствуя, распространяют суеверие и фанатизм. Нередко отказываются от брака, ведут аскетич. образ жизни. В раннем средневековье различали 2 типа Д.: бродячие, отличавшиеся нередко распущенными нравами, нарушавшие обществ. порядок, и ученые — суфии. Среди последних встречались историки, философы, поэты, к-рые критиковали соц. несправедливость, ханжество и невежество духовных лиц. Офиц. духовенство обвиняло их в ереси.

Источник: Атеистический словарь

ДЕРВИШ
(перс. дарвиш - «открывающий дверь», нищий) - мусульм. монах, член суфийского ордена (см. Суфизм). Имеется два вида Д.: странствующие и живущие в обителях под руководством наставников. Д. выдают себя за аскетов, стремящихся к единению с богом посредством уединенных размышлений, самоуглубления и духовных упражнений. Большинство Д., подобно христ., будд. и пр. монахам, - тунеядцы, лицемеры, развратники и невежды. Д., особенно бродячие, занимаются знахарством, гаданиями, предсказаниями и др. шарлатанскими приемами обирания забитых и темных верующих. С приходом к власти нац. буржуазии в странах мусульм. Востока и с ростом сознательности трудящихся влияние Д. быстро падает. Е. А. Беляев

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДЕРВИШ
Мусульманский аскет - турок или перс. Бродячий,
странствующий монах. Все же дервиши иногда живут в общинах. Их
часто называют "кружащимися чародеями". За исключением аскетизма,
молитвы и созерцания, турецкий, египетский или арабский поборник
представляет лишь малое сходство с индусским факиром, также
мусульманином. Первый может стать святым нищенствующим монахом;
последний же никогда не поднимется выше своего второго класса
оккультных проявлений. Дервиш также может быть сильным
месмеризатором, но он никогда не подвергнет себя добровольно
отвратительным и почти невероятным самоистязаниям, которые факир
изобретает для себя со все время нарастающей алчностью до тех
пор, пока природа не выдерживает, и он умирает в медленных и
терзающих мучениях. Ужаснейшие деяния, такие как сдирание кожи с
живого; отрезание пальцев ног, ступни и ног; вырывание глаз и
зарывание себя живым по подбородок в землю и пребывание целыми
месяцами в таком состоянии, кажутся детской игрой для них.
Дервиша не следует путать с индусским санньяси и йогом. (См.
"Факир".)

Источник: Теософский словарь