ДЕОНТОЛОГИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Деонтология,
греч.: deon (deontos) должное + logos – слово, учение) 1) учение о долге, составляющее рездел этики; 2) мед.: совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполненинии своих профессиональных обязанностей.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ДЕОНТОЛОГИЯ
раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен англ. философомутилитаристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом («Д., или Наука о морали», «Deontology or The science of morality», v. 12, 1834).

Источник: Советский философский словарь

Деонтология
усеченная» этика поведения, мораль жестко замкнутого общества, диктующая его членам четкие правила поведения в виде законов и инструкций, а также принятых негласных разрешительных и запретительных действий. Имеет четкий главный критерий, далеко отстающий от Глобального Критерия Природы и общества – Любви.

Источник: Краткий критериологический словарь

Деонтология
Род профессиональной этики; совокупность обязательств, накладываемых той или иной профессией (от to deon – что нужно делать). Деонтология носит одновременно и условный, и частный характер: это не столько этика в строгом смысле слова, сколько некий кодекс. Например, в медицинскую деонтологию не входит честность (человек должен быть честным не потому, что он врач); зато входит обязанность оказать больному помощь, хранить врачебную тайну и т. д.

Источник: Философский словарь.

ДЕОНТОЛОГИЯ
от греч. deontos должное и logos - учение) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом ("Деонтология, или Наука о морали" - "Deontology or the science of morality", vol. 1 - 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Деонтология
(греч. deon – то, что необходимо, обязательно + logos – слово, наука; букв. наука об обязанностях) – 1. В философии нравственности, или в этике: термин, введенный И. Бентамом для определения науки о нравственности. В основе этой науки находится утверждение, что фундаментом нравственности является чувство обязанности, долженствования. Отсюда И. Бентам выводит идею долженствования, императивности как понятия первичного по отношению к понятиям добра и другим понятиям этики. 2. Совокупность нравственных норм и правил в некоторой области профессиональной деятельности (например, деонтология врачебная, деонтология профессиональная и др.).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ДЕОНТОЛОГИЯ
греч. deon — долг и logos — учение, слово) — раздел этической теории, в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения учения о морали в целом. Впоследствии Д. стали отличать от этической аксиологии — теории добра и зла, моральных ценностей вообще. Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем к-рого нравственность выражает требования социальных законов, в т. ч. потребностей об-ва и человека, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Эти формы и их соотношение и изучает Д. В противоположность мн. теориям (интуитивизм и др.), отрывающим сферу долженствования от ценности, марксистская этика устанавливает их тесную связь, рассматривая их как две стороны одного и того же морального отношения. Поэтому она считает Д. не особой теоретической дисциплиной или самостоятельной сферой этики, а лишь определенной областью этического исследования, обладающей нек-рыми специфическими задачами. В более узком смысле Д. называют профессиональную этику медиков, к-рая имеет целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета и т. п.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕОНТОЛОГИЯ
греч. deon - долгжное и logos - учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга. Термин и концепция Д. введен и разработан Вентамом. Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не разрешен, хотя решение весьма актуально, поскольку оно детерминирует возможность адекватного видения роли целостного и деятельностного смыслового поля культуры в формировании личности. Радикализм социального насилия и самопожертвования в период французской (18 ст.) и российских революций показал, насколько пагубно может проявить себя отрицание нравственных ценностей. Теоретическое обоснование Д. предпринималось многими философскими и этическими традициями (интуитивизм, феноменология, утилитаризм и др.). Непосредственная преемственность идей Бентама наиболее очевидна в работе Милля "Утилитаризм". Милль, как и Бентам, был сторонником построения общества на определенных принципах справедливого распределения богатств (принцип счастья наибольшего числа людей). Принцип долженствования неявно присутствовал и в марксистской традиции, концентрирующей внимание на революционных преобразованиях общества. Оправданность последних обосновывалась предположением, что любая система ценностей исторична и служит интересам отдельных социальных групп. В борьбе, связываемой с достижением основной цели - коммунизма, массовое самопожертвование трактовалось как высшая форма долга и особым образом переживаемое удовлетворение, усиливаемое общественным мнением или же оценкой круга людей, разделяющих подобный образ жизни (профессиональные революционеры) и т.п. Долженствование как действие в этих условиях заменило вечные ценности в отношении человеческой жизни, которая практически превратилась в средство воплощения идеологизированного общественного долга. Д. использует определенный понятийный аппарат. В числе основных и требующих истолкования - понятия долга, удовольствия, практического интереса, самопожертвования и т.п. Как концепция, Д. разрабатывает "идеальный тип" долга, в той или иной степени соотнесенный с реально присутствующим в культуре феноменом долженствования и долга.
А.И. Лойко

Источник: Новейший философский словарь

ДЕОНТОЛОГИЯ
наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом («Деонтология, или Наука о морали». Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или акстлогии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции—в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, «первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, W. Ross; Ч. Брод, Ch. Brod; и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической И консеквенциальной этике— гедонизму, утилитаризму и др.
Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.
Л. В. Максимов

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕОНТОЛОГИЯ
греч. оеоп - должное и logos - учение; наука о должном) - раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний) Термин впервые был введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии Д. стали отличать от аксиологии-учения о добре и зле. Одной из особенностей морального сознания как специфической формы общественного сознания является то, что оно отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, об-ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той т. зр., насколько они оправданы в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д. Одним из важнейших вопросов теории морали, к-рый так и не смогла решить домарксистская этика, является проблема соотношения Д. и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух осн. категорий этики - долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно основываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро), но, с др. стороны, он определяет добро через долг (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Невозможность для всей немарксистской этики разрешить проблему соотношения этих категорий объясняется тем, что она, как правило, противопоставляет друг другу два вида нравственности - добродеяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному закону. Это противопоставление в разных вариантах можно обнаружить и в совр. буржуазных этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.). В конечном итоге отсюда проистекает характерное для буржуазной этики (особенно для деонтологического интуитивизма) представление о противоположности двух областей теории морали - Д. и аксиологии. В коммунистической нравственности не существует противоречия между выполнением долга и осуществлением добра, поскольку ее требования исходят, в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного развития об-ва и человечества, отражают действительные интересы людей. С т. зр. коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С др. стороны, в своем служении об-ву и человеку каждый должен не просто исходить из своего собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принципах, к-рые выработало коллективное сознание об-ва. Поэтому моральным добром является то, что отвечает предписаниям морали (должному). В коммунистической нравственности решается также и др. проблема, к-рая вызывала противопоставление должного и добра, - вопрос о соотношении личности и об-ва (Личность и коллектив, Самодеятельность и творчество, Человек и общество).

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Деонтология артефактов: между элиминативизмом и эссенциализмом

Драгалина-черная Е. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Трансгуманизм и деонтология бессмертия Николая Федорова

Майданская И. А.
В статье критически освещается теория «воскрешения отцов» Н.Ф. Федорова в ее связи с трансгуманистическим проектом достижения бессмертия.
Читать PDF
0.00 байт

Консеквенциализм и деонтология в нравственном учении Л. Н. Толстого

Прокофьев А.В.
В статье предпринята попытка выявить деонтологические и консеквенциалистские элементы этики ненасилия Л.Н.Толстого.
Читать PDF
0.00 байт

ЭТИКА АВТОНОМНЫХ МАШИН: ДЕОНТОЛОГИЯ И ВОЕННЫЕ РОБОТЫ

Мартынов Кирилл
Статья посвящена этической дискуссии вокруг автономного летального вооружения.
Читать PDF
0.00 байт

Деонтологизация понимания

Долженко Олег Владимирович, Тарасова Ольга Игоревна
Статья посвящена проблеме деградации человеческого понимания под воздействием существа техники.
Читать PDF
0.00 байт

Философские основания экологической деонтологии

Матвийчук А. В.
В статье исследуются философские основания новой научной дисциплины – экологическая деонтология.
Читать PDF
0.00 байт

Деонтологизирующая роль документа в медиареальности

Фортунатов Антон Николаевич
Исследуется изменение роли документа в медиареальности. Вместо утверждения истины док умент создает иллюзию достоверности.
Читать PDF
0.00 байт

Джон Сёрл о происхождении языка и деонтологии

Каримов Артур Равилевич
В статье на материале концепции Дж. Сёрла рассматривается проблема происхождения языка как ключевая проблема современной аналитической философии языка. Приводится критический анализ концепции Дж.
Читать PDF
0.00 байт

Представления о кантианской деонтологии в современной англоязычной политической философии

Чалый Вадим Александрович
В статье рассматриваются понятие деонтологической этики Канта и проблема ее использования для обоснования политического либерализма. Приняв в качестве центрального кантовское понятие личной автономии, Дж. Ролз и М.
Читать PDF
0.00 байт

Политика справедливости: о деонтологической этике в японской политической культуре

Матвеенко Валентин
На основе «социологии градов» и модели «патриархального града» Л. Болтански и Л. Тевено автор статьи рассматривает вопрос о деонтологическом характере традиционной политической культуры Японии.
Читать PDF
0.00 байт

Деонтологизация мира как деантропологизация общества

Кузь О.Н., Сахань Е.Н.
Статья посвящена выявлению проблемно-тематического поля, в рамках которого возможна постсовременная теоретизация отчуждения.
Читать PDF
0.00 байт

Онтология кино и деонтологизация кинематографического материала

Штейн Сергей Юрьевич
Статья посвящена описанию ключевых аспектов деонтологизации кинематографического материала такого рода трансформации онтологического содержания фиксируемого, в результате которой связь между ним и экранной формой зафиксированного
Читать PDF
0.00 байт

Бытие человека в контексте деонтологизации идеи умаления человека

Рожковский Виталий Борисович, Вакула Иван Михайлович, Воскобоев Александр Иванович
Актуальность исследования идеи умаления человека, генетически принадлежащей опыту христианской культурной традиции, вызвана феноменом деантропологизации как следствия вовлеченности в новый культурный контекст.
Читать PDF
0.00 байт

Глобальный социальный порядок постиндустриализма и процессы деонтологизации человеческого бытия

Е. Н. Сулима
В статье рассматриваются предпосылки и тенденции деонтологизации человеческого бытия в постиндустриальном обществе, вызванные, в частности, новой социокультурной поляризацией общества, появлением новых, более радикальных форм соци
Читать PDF
0.00 байт

"HOMO NOOECONOMICUS": ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНЗИТИВНОСТЬ

Одинцова Алена Алексеевна
Посвящается осмыслению деонтологической транзитивности «человека экономического» через призму представлений о ноосферном человеке и ноосферной экономике.

Похожие термины:

  • ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ

    Deontology or The Science of Morality, v. 1—2, 1834)— сочинение Иеремии Бешпама, основателя утилитаристской философии морали. Опубликовано через два года после его смерти. Посвящено главному вопросу утилитаризма: что
  • Деонтология врачебная

    медицинская) (от греч. deon – должное, надлежащее и logos –учение) – учение о долге, обязанностях и нормах поведения медицинского персонала, обеспечивающих оптимальное качество и результативность его
  • ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ

    учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие «Д.м.» обычно упот
  • ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТУИТИВИЗМ

    см. Интуитивизм
  • Деонтологизм

    (греч. deon – то, что необходимо, обязательно + logos – слово, наука) – в этике: взгляд, согласно которому поведение человека является нравственно положительным, когда оно следует предписаниям и запрета