ДЕОНТОЛОГИЯ
Деонтология,
греч.: deon (deontos) должное + logos – слово, учение) 1) учение о долге, составляющее рездел этики; 2) мед.: совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполненинии своих профессиональных обязанностей.
ДЕОНТОЛОГИЯ
раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен англ. философомутилитаристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом («Д., или Наука о морали», «Deontology or The science of morality», v. 12, 1834).
Источник: Советский философский словарь
Деонтология
усеченная» этика поведения, мораль жестко замкнутого общества, диктующая его членам четкие правила поведения в виде законов и инструкций, а также принятых негласных разрешительных и запретительных действий. Имеет четкий главный критерий, далеко отстающий от Глобального Критерия Природы и общества – Любви.
Источник: Краткий критериологический словарь
Деонтология
Род профессиональной этики; совокупность обязательств, накладываемых той или иной профессией (от to deon – что нужно делать). Деонтология носит одновременно и условный, и частный характер: это не столько этика в строгом смысле слова, сколько некий кодекс. Например, в медицинскую деонтологию не входит честность (человек должен быть честным не потому, что он врач); зато входит обязанность оказать больному помощь, хранить врачебную тайну и т. д.
Источник: Философский словарь.
ДЕОНТОЛОГИЯ
от греч. deontos должное и logos - учение) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом ("Деонтология, или Наука о морали" - "Deontology or the science of morality", vol. 1 - 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Деонтология
(греч. deon – то, что необходимо, обязательно + logos – слово, наука; букв. наука об обязанностях) – 1. В философии нравственности, или в этике: термин, введенный И. Бентамом для определения науки о нравственности. В основе этой науки находится утверждение, что фундаментом нравственности является чувство обязанности, долженствования. Отсюда И. Бентам выводит идею долженствования, императивности как понятия первичного по отношению к понятиям добра и другим понятиям этики. 2. Совокупность нравственных норм и правил в некоторой области профессиональной деятельности (например, деонтология врачебная, деонтология профессиональная и др.).
ДЕОНТОЛОГИЯ
греч. deon — долг и logos — учение, слово) — раздел этической теории, в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения учения о морали в целом. Впоследствии Д. стали отличать от этической аксиологии — теории добра и зла, моральных ценностей вообще. Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем к-рого нравственность выражает требования социальных законов, в т. ч. потребностей об-ва и человека, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Эти формы и их соотношение и изучает Д. В противоположность мн. теориям (интуитивизм и др.), отрывающим сферу долженствования от ценности, марксистская этика устанавливает их тесную связь, рассматривая их как две стороны одного и того же морального отношения. Поэтому она считает Д. не особой теоретической дисциплиной или самостоятельной сферой этики, а лишь определенной областью этического исследования, обладающей нек-рыми специфическими задачами. В более узком смысле Д. называют профессиональную этику медиков, к-рая имеет целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета и т. п.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ДЕОНТОЛОГИЯ
греч. deon - долгжное и logos - учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга. Термин и концепция Д. введен и разработан Вентамом. Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не разрешен, хотя решение весьма актуально, поскольку оно детерминирует возможность адекватного видения роли целостного и деятельностного смыслового поля культуры в формировании личности. Радикализм социального насилия и самопожертвования в период французской (18 ст.) и российских революций показал, насколько пагубно может проявить себя отрицание нравственных ценностей. Теоретическое обоснование Д. предпринималось многими философскими и этическими традициями (интуитивизм, феноменология, утилитаризм и др.). Непосредственная преемственность идей Бентама наиболее очевидна в работе Милля "Утилитаризм". Милль, как и Бентам, был сторонником построения общества на определенных принципах справедливого распределения богатств (принцип счастья наибольшего числа людей). Принцип долженствования неявно присутствовал и в марксистской традиции, концентрирующей внимание на революционных преобразованиях общества. Оправданность последних обосновывалась предположением, что любая система ценностей исторична и служит интересам отдельных социальных групп. В борьбе, связываемой с достижением основной цели - коммунизма, массовое самопожертвование трактовалось как высшая форма долга и особым образом переживаемое удовлетворение, усиливаемое общественным мнением или же оценкой круга людей, разделяющих подобный образ жизни (профессиональные революционеры) и т.п. Долженствование как действие в этих условиях заменило вечные ценности в отношении человеческой жизни, которая практически превратилась в средство воплощения идеологизированного общественного долга. Д. использует определенный понятийный аппарат. В числе основных и требующих истолкования - понятия долга, удовольствия, практического интереса, самопожертвования и т.п. Как концепция, Д. разрабатывает "идеальный тип" долга, в той или иной степени соотнесенный с реально присутствующим в культуре феноменом долженствования и долга.
А.И. Лойко
А.И. Лойко
Источник: Новейший философский словарь
ДЕОНТОЛОГИЯ
наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом («Деонтология, или Наука о морали». Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или акстлогии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции—в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, «первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, W. Ross; Ч. Брод, Ch. Brod; и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической И консеквенциальной этике— гедонизму, утилитаризму и др.
Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.
Л. В. Максимов
Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.
Л. В. Максимов
Источник: Новая философская энциклопедия
ДЕОНТОЛОГИЯ
греч. оеоп - должное и logos - учение; наука о должном) - раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний) Термин впервые был введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии Д. стали отличать от аксиологии-учения о добре и зле. Одной из особенностей морального сознания как специфической формы общественного сознания является то, что оно отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, об-ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той т. зр., насколько они оправданы в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д. Одним из важнейших вопросов теории морали, к-рый так и не смогла решить домарксистская этика, является проблема соотношения Д. и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух осн. категорий этики - долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно основываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро), но, с др. стороны, он определяет добро через долг (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Невозможность для всей немарксистской этики разрешить проблему соотношения этих категорий объясняется тем, что она, как правило, противопоставляет друг другу два вида нравственности - добродеяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному закону. Это противопоставление в разных вариантах можно обнаружить и в совр. буржуазных этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.). В конечном итоге отсюда проистекает характерное для буржуазной этики (особенно для деонтологического интуитивизма) представление о противоположности двух областей теории морали - Д. и аксиологии. В коммунистической нравственности не существует противоречия между выполнением долга и осуществлением добра, поскольку ее требования исходят, в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного развития об-ва и человечества, отражают действительные интересы людей. С т. зр. коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С др. стороны, в своем служении об-ву и человеку каждый должен не просто исходить из своего собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принципах, к-рые выработало коллективное сознание об-ва. Поэтому моральным добром является то, что отвечает предписаниям морали (должному). В коммунистической нравственности решается также и др. проблема, к-рая вызывала противопоставление должного и добра, - вопрос о соотношении личности и об-ва (Личность и коллектив, Самодеятельность и творчество, Человек и общество).
Источник: Словарь по этике