учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам.
В профессиональной медицинской среде понятие «Д.м.» обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебная этика, сестринская этика). Термин «деонтология» введен в философию И.Бентамом. На рубеже 19—20 вв. во Франции молодым врачам читался специальный курс Д.м.
В Германии среди частнопрактикующих врачей была популярна идея создания всеобъемлющего деонтологического кодекса, в основном регулирующего их корпоративно-сословные взаимоотношения. Основная масса российских врачей и медицинских сестер для обозначения моральных вопросов здравоохранения чаще используют термин «Д.м.», что объясняется насаждавшимся в течение десятилетий в советской медицине нигилистическим отношением к самому понятию «медицинская этика». Главная заслуга в развитии, пропаганде Д.м. принадлежит известному хирургу, основоположнику отечественной онкологии Н.Н.Петрову; его книга «Вопросы хирургической деонтологии» (1944) определила на многие десятилетия подходы в Советском Союзе к этическим вопросам медицины. По Петрову, понятие «врачебная этика» включает исключительно вопросы взаимоотношения врачей друг с другом. Д.м. касается именно лечебной работы с больными, ее требования обязательны прежде всего для врачей, но также для всего медперсонала. Д.м., в т.ч. хирургическая, есть «учение о принципах поведения медицинского персонала... для максимального повышения суммы полезности хирургического лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы». Существенным в учении о хирургической деонтологии Петрова было то, что он целиком освободил обсуждаемый предмет от идеологизирования: принципы деонтологии были уподоблены им правилам грамматики. Лейтмотивом учения Петрова о Д.м. является его максима: «Медицина для больных, а не больные для медицины». Хирургический риск должен быть всегда прогнозируемым. Предупреждение злоупотреблений медициной, хирургией — одна из важных функций Д.м. Созданное в 30-50-е гг. учение о Д.м. Петрова несет на себе печать своего времени: он рекомендует при информировании онкологических больных не произносить слов «рак», «саркома», заменяя их эвфемизмами «язва», «инфильтрат» и др.; обреченным больным никогда не сообщать правды о прогнозе их заболевания. Вопрос о врачебной тайне в его книгах даже не упоминается. Понятие Д.м. стало чрезвычайно широко употребляться отечественными медиками в 60-80-е гг.
В период «оттепели» во многих медицинских ин-тах страны создаются по аналогии с «Клятвой Гиппократа» врачебные клятвы, а в 1971 Президиум Верховного Совета СССР утвердил официальный текст «Присяги врача Советского Союза». Другая причина нарастающего внимания врачебного сообщества к этическим вопросам медицины заключалась в современном научно-техническом прогрессе. Вплоть до нач. 90-х гг. в среде советских медиков господствовали идеи Д.м., выработанные на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии в 1969 (аналогичные конференции собирались в 1977 и 1982). На этих конференциях подход Петрова, создавшего учение о хирургической деонтологии, был распространен и на другие области клинической медицины.
В эти годы вышли десятки книг и статей отечественных авторов по Д.м.-в области хирургии (А.В.Гуляев, Б.В.Петровский, А.Н.Орлов, др.), онкологии (Н.Н.Блохин, С.Б.Корж, др.), акушерства и гинекологии (Л.С.Персианинов, С.Н.Давыдов, др.), терапии (Л.А.Лещинский, И.А.Шамов, Н.В.Эльштейн, др.), педиатрии (С.Я.Долецкий, др.), судебной медицины (А.П.Громов, др.), экспериментальной медицины (С.Д.Носов, др.) и т.д. Возрастающее внимание врачей к проблеме риска в современной медицине отразилось в работах, посвященных ятрогении (И.А.Кассирский, Е.М.Тареев, др.). Т.о., Д.м. стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Напр., на симпозиуме, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного.
В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Петровский, Е.И.Чазов) и т.д.
В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по Д.м. был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной лит-ры по Д.м. в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, к-рые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА).
С момента своего возникновения в 1947 ВМА в основном сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация—1948, Лиссабонская декларация о правах пациента — 1981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.
В современной медицине употребляются оба термина — и «медицинская этика», и «Д.м.»; при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «Д.м.» — на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики. Л и т.: Билибин А.Ф., Вагнер Е.А., Корж СБ. Деонтология медицинская // Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. Т. 7. М.: Советская энциклопедия, 1977. С. 109-115; Деонтология в медицине:
В 2 т. / Под. ред. Б.В.Петровского. М.: Медицина, 1988; Мать А. Врачебная этика. СПб.: А.Ф.Маркс, 1903; Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии. М.: Медицина, 1970; Петров ИИ. Вопросы хирургической деонтологии. 5-е изд. Л.: Медгиз, 1956; Проблемы медицинской деонтологии. Тезисы докладов Второй Всесоюзной конференции. М.: М-во здравоохранения СССР, Учен. мед. совет, Совет науч. мед. о-в., Всесоюз. науч. о-во невропатологов и психиатров, 1977. А.Я.Иванюшкин