ДЕМИУРГ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Демиург
греч. demiurgos — ремеслейник, мастер, творец) — обозначение в древнегреческой философии Творца Вселенной, впервые введенное Платоном.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Демиург
от греч. demiurgos - мастер, ремесленник) - в античной философии создатель космоса. У Платона демиург сотворил мир из со-вечной ему материи, взирая на столь же вечные первообразы - идеи (эйдосы).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ДЕМИУРГ
греч. demiurgos, дословно — мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕМИУРГ
(от греч. dêmiurgos — свободно занимающийся общественным ремеслом) — у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христианскому Богу, который создает мир из ничего.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ДЕМИУРГ
(греч. demiurgos, букв. - работник, творец) - у древних греков в эпоху Гомера - свободный ремесленник, мастер, певец, поэт. В идеалистич. философии Д. - идеальное первоначало, дух, творящий мир. Но религ. представлениям, Д. - - бог как «творец мира».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Демиург
греч. "demiourgoz") - "творец", "создатель", "ремесленник", "работник", "производитель". Термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало. Гностики придали этому понятию ярко выраженную отрицательную нагрузку, которой изначально не было.

Источник: Философия политики: глоссарий

Демиург
от греч. demiurgos) — 1) созидающее начало, созидательная сила, творец; 2) в философии Платона — Бог как создатель (творец) мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христианскому Богу, который создает мир из ничего.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Демиург
 (греч., дословно — мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Платона и в мистике неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества. У Гегеля Д. становится процесс мышления, к-рый он превращает в самостоятельную силу и обожествляет.

Источник: Философский словарь. 1963

Демиург
(δημιουργός строитель, делатель, от δήμος народ, εργάζω делаю).Так называли Сократ и Платон, а потом и другие греческие мыслители, божество, приписывая ему не создание, но только образование мира. В александрийской школе демиургу придавали значение божества, низшего в отношении к двум высшим отвлеченным идеям Бога, как разума и блага.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ДЕМИУРГ
греч. - творец, создатель) - филос.-теологич. категория, восходящая к Платону, у к-рого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отличие от христ. бога, творящего мир из ничего. У гностиков Д. - творец материального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеалистич. философии Д. - идеальное первоначало, творящее мир.

Источник: Атеистический словарь

ДЕМИУРГ
Греч.) Демиург или Строитель; Божественная Сила, которая
построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший
Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий
проявленный Логос, или "второй бог" Платона, - второй логос
представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как
Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.

Источник: Теософский словарь

ДЕМИУРГ
(Demiurg; греч. — «творец, свободно занимающийся общественным ремеслом») — у Платона обозначение Бога как создателя мира из вечно существующего первобытного хаоса или первоматерии; тот, кто дает первый толчок к возникновению чувственного мира. Противоположность христианскому Богу, который творит из ничего.
С. Field. The Philosophy of Plato. London, 1949; K. Murakawa. D., in: Historia, 6 (1957).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Демиург
гр.demiurgos] - 1) в древней Греции первоначально - свободный ремесленник, мастер, художник; позднее - высшее правительственное лицо в дорических государствах; 2) в идеалистической философии Платона - божество как творец мира; 3)созидательная сила, творец [12].
Интересна эволюция термина, связанная, вероятно, с изменением распределения функций людей в процессе исторического развития общества.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Демиург
(греч. dēmiurgos – букв. изготавливающий вещи для народа, ремесленник мастер) – термин древнегреческой философии для обозначения «творца», «мастера», введен в философский лексикон Платоном. Демиург – творец и отец Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из совечной ему материи, наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз – эйдос.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Демиург
греч.) – «творящий для народа» – мифологический персонаж, создающий элементы мироздания и живые существа, как правило, путем применения ремесленных приемов (божественный ткач, гончар, кузнец). Первоначально Д. назывались греческие граждане, работающие за вознаграждение, – мелкие ремесленники, поденщики, моряки, рыбаки, врачи, строители, художники ит.п. В философии Платона Д. является творцом, создавшим мир из праматерии, во многих мифологиях Д. сливается с образом бога-творца, создающего мироздание и его отдельные элементы. К Д. также относят племенного (тотемного) первопредка, создавшего свой народ и места его обитания.

Источник: Мифологический словарь

Демиург
(Demiurge).
Словоdemiourgos "мастер", или "созидатель" встречается в НЗ один раз (Евр 11:10) и передает идею творческой активности Бога. У Платона и Эпиктета этот термин используется для обозначения божественного мастерства в создании мира явлений или видимого мира. Гностики употребляли это понятие в уничижительном смысле, называя так низшее божество, ответственное за творение мира после "падения" или удаления Софии в высшую божественную сферу. Гностики считали этот мир низшим, ибо он был создан низшим божеством, поэтому целью, к крой надлежало стремиться, был уход из такого мира.
G.L. B0RCHERT(nep.В. Р.) См. также: Гностицизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ДЕМИУРГ
(греч. demiurgos – ремесленник, мастер) – мыслеобраз древнегреческой философии, несущий в себе идею, согласно которой «творец и отец этой Вселенной» создает упорядоченный космос из хаоса, первовещества, «материи». Д. создает также мировую душу, творит разумную человеческую душу и «низших богов», опираясь на вечные образцы – эйдосы .
Д. греческой философии коренным образом отличается от Бога христианства, который не имеет перед собой предварительно идей-образцов творения и материала, Он творит мир «из ничего». Образ Д. раскрыт Платоном в «Тимее». В неоплатонизме Д. отождествляется с Нусом (умом), исходящим из Единого. Особое место Д. занимает в гностицизме, где он выполняет отрицательную функцию в мире, несет зло, творя мир, не зная эйдосов.

Источник: Краткий философский словарь.

Демиург
«Если бы идея о Боге‑творце содержала рациональное зерно, – сказал мне однажды Марсель Конш, – древние греки до нее додумались бы…» Действительно, древнегреческие боги не выступали в роли творцов мира: либо потому, что мир вечен (как, например, считал Аристотель); либо потому, что его существование есть результат случайной (Эпикур) или божественной (Платон) организации предсуществовавшей материи. Вот здесь‑то в игру и вступает демиург – по Платону («Тимей»), бог, не создающий чувственный мир из ничего, но упорядочивающий «вместилище» (материю и пространство) в соответствии с моделью, заданной вечным порядком Идей. Этот бог – что‑то вроде ремесленника (этимологически demiourgos значит мастер, трудящийся на благо народа); он не создает ни материю, ни Идеи, но по мере возможного придает материи совершенство Идей. Со времен Платона смысл этого слова не изменился. Демиург – это скорее бог‑распорядитель, чем бог‑творец; скорее посредник, чем трансцендентная сущность; скорее умелец, чем воплощенное совершенство. Следует ли из этого, что в идее такого бога больше рационального, чем в идее Бога‑творца? Я в этом не уверен. Даже если бы древние греки додумались до всех возможных рациональных идей, что само по себе было бы поразительным, из этого отнюдь не следует, что все их идеи обязательно были рациональными. Случается, что и безрассудство выражается по‑гречески…

Источник: Философский словарь.

ДЕМИУРГ
греч. demiurgos - изготавливающий вещи, работник, творец) - у древних греков - свободный ремесленник; в древнегреческой мифологии - Бог, создающий мир не из "ничего" (как в иудаизме и христианстве), а из хаоса, существующего извечно; у гностиков - творец материального мира с его злом и греховностью; в идеалистической философии - сознание, дух, идеальное первоначало, творящее мир; в религиозных представлениях - Бог как "творец мира". В философский лексикон термин Д. введен Платоном. Д. у него это "отец и творец Вселенной" из совечной ему материи. Материя и первообраз не зависят от Д. К тому же Д. не всесилен. Аристотель фактически игнорирует такого Д. и употребляет этот термин в его первоначальном значении - ремесленник, мастер. Исключением является лишь его ранний диалог "О философии". В позднейшем платонизме функции Д., непосредственно контактирующего с материей в акте творения, перекладываются на вторичного бога - посредника. У Филона Александрийского Д. отождествляется с Логосом. Нумений отождествляет Д. с умом (нусом), называя, его "вторым богом". ("Ум породил другой ум - Д."). Приверженцы радикального дуализма в гностицизме, приписывая материи абсолютное зло, перенесли это и на Д. В результате у них некогда "благий" платоновский Д. превращается в источник мирового зла. Идея "злого Д." была объектом полемики Плотина с гностиками. В современной философии термин Д. употребляется чаще всего в значении созидателя идеального первоначала, творящего мир. (См. также: Античная философия (раздел "Техноморфная модель космического процесса").
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

ДЕМИУРГ
(греч. «ремесленник», «мастер», «созидатель», букв, «творящий для народа»), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путем изготовления, т. е. подобно ремесленнику.
Демиургом являются такие персонажи как гончар, кузнец [бог-кузнец Гефест делает щит, представляющий собой модель мировой жизни; Илъмаринен выковывает солнце и луну, сампо (ср. Гу и других африкан. кузнецов); египетский бог Хнум создает мир и людей на гончарном круге; индийсний Вишвакарман, ваятель, кузнец, плотник, является божественным творцом мира и др.].
Во многих мифологиях Д. сливается с образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, но космос в целом, и не только путем изготовления, но и посредством магических превращений, словесным называнием предметов и др. способами (например, Птах, Яхве, Мулунгу, Моримо, Мукуру и др.).
Демиург часто выступает как помощник верховного божества. Д. сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удаленные, скрытые и т. д. В архаических мифологиях функции Д. и культурного героя выполняются одним персонажем — племенным (тотемным) зооморфным и позднее антропоморфным первопредком, который зачастую действует как трикстер или в паре со своим антагонистом-трикстером.
В литературе термин «Демиург» применяется для обозначения мифологического персонажа, наделенного лишь функциями созидание космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

ДЕМИУРГ
от греч. ?????????? – осн. значение – "творящий для народа", переносное – творец, создатель). В обычном смысле греч. слово "Д." – "мастер", "знаток", "созидатель" – употреблялось для обозначения ремесленников, мастеров, врачей, художников, либо высших должностных лиц. В антич. философии понятие "Д." стало идеалистич. категорией, выражающей творч. функцию идеальных сущностей при их переходе к материальному космосу. У Филолая (В 21) говорится о Д. как о том принципе, к-рый сохраняет сущность вещей, несмотря на их текучесть (ср. А 17). Софист Критий (В 19) приравнивает Д. к "уму", Платон в диалоге "Тимей" (28С – 29А, 41 AB) говорит о космич. деятельности Д. ума; у Аристотеля, кроме одного текста (фргм. 13, Rose), трактующего о Д. "прекраснейшего устройства космоса", слово "Д." употребляется в бытовом значении. У стоиков встречается глагол от слова "Д." – ??????????, к-рый употребляется в смысле "создавать", "творить" (Зенон фргм. 85, Клеанф фргм. 493, Arnim, SVF I). Из неоплатоников подробное и разработанное учение о Д. принадлежит Проклу, к-рый излагает его в комментарии на диалог Платона "Тимей". У гностиков (см. Гностицизм) Д. – творч. начало, к-рое производит материю, отягощенную грехом и злом. Ср.-век. богословы дали монотеистич. и спиритуалистич. истолкование понятию "Д.", к-рое было использовано нек-рыми религ. и идеалистич. учениями для обозначения идеального первоначала, творящего мир. "Для Гегеля, – писал Маркс, – процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 19). В атом значении слово "Д." употребляется в совр. филос. лит-ре. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ДЕМИУРГ
термин древнегреческой философии для обозначения «творца» («мастера»), введенный в философский лексикон Платоном в *Тимее» (ср. также «Государство» VII 530а7). Демиург—творец и отец этой Вселенной (Tim. 28с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму—эйаос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-демиурга (см. Нус) устроить все «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистической «необходимости» (ананке). Демиург «Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного (формы и материи) — прообразом «действующей причины» Аристотеля—в платоновском «Фчлебе» (27Ь). Характерное замечание Платона о «правдоподобном мифе» (Tim. 29d) дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур (Ксенократ, fr. 54 Heinze). Аристотель подчеркнуто игнорировал демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «демиург» только в прямом значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение—ранний диалог «О философии» (fr. 8, 12 и 13 Ross). Трансцендентное понимание высшего божественного принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций демиурга (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация). Филон Александрийский отождествляет демиург с логосам (De cher. 35,136—137, De spec. Leg. 1, 81), Нумений—с умом (нусом), называя его «вторым богом» (Proci. In Tim. II 93); Euseb. Pr. Eu. XIV 5; ср. также Corpus Hermeticum 1, 9: «Ум породил другой ум — демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абсолютным злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского демиурга источником мирового зла: у Валентина демиург помешается не только ниже плеромы эонов (см. Эон). но и ниже низшей СофииАхамот, в «психической» сфере, и творит мир, не зная эйдосоп (!геп., Adv. Наег. 1, 5, 3). Идея «злого демиурга» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» !! 9, 6; ср. II 3, 8).
Лит.: Amhelain R. La notion gnostique du Demiurge dans les Ecritures el les traditions judeochretiennes. P., 1959; Doherty K. F. The Demiurge and the Good in Plaio.—«New Scholasticism», 1961, p. 510—524; Inf.ido Loper. M. El problema de Dios en Platon. La teologia del demiorgo. Salamanca, 1963.
A. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕМИУРГ
греч. demiourgos - "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-создатель) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. древнекитайскую пословицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмыслении структуры дея-
тельности акцент падает на объектно-предметную ее составляющую (превращение предмета в продукт по законам природы), а в древнегреческой - на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах: в древнекитайском вэньянь основную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке - имя и глагол, т.е. субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтанных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. Гилеморфизм) Д. выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму в сырьевой материал (техноморфная модель космогенеза - см. Античная философия), и как творец мироздания, понятый в качестве "отца мира", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследованный античной философией от мифа антропоморфный генетизм: например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта "то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся", полагает, что "воспринимающее начало можно уподобить матери, образец - отцу, а - промежуточную природу - ребенку".) Исходная этимология понятия "Д." полностью сохранена в натурфилософском контексте: творение мира понимается как его оформление (организация, космизация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому, в контексте гностицизма Д. переосмысливается как создатель материи, т.е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала. В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. - 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. принципиально отличается от натурфилософского демиургоса: во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям - типа гераклитовского "логоса" - космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения "по разуму Божьему": согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир "по воле своей", т.е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше (принцип "экземпляризма сотворенного" у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона, задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. в контексте атеистически ориентированного мировоззрения. Лишь в контексте неклассической и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафиксированной в фигуре Д. имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, соответственно, проясненности предельных основ и принципов мироздания посредством указания на Д. как его исходную "причину"): концепция "смерти Бога" в протестантском модернизме, основанная на том постулате, что человечество достигло своего рода "совершеннолетия", позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфемической замены признания непознанности исходных принципов бытия (Д.Бонхеффер); концепция "смерти Бога" в современной философии постмодернизма как фундированная новым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. "Смерть Бога", Неодетерминизм).

Источник: История Философии: Энциклопедия

ДЕМИУРГ
ДЕМИУРГ (??????????, от ????? ???? - народные, общественные дела), в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.     Первоначально демиургом называли всякого человека, работающего для людей, будь то ремесленник или должностное лицо, исполняющее определенные общественные обязанности (Thuc. V, 47, 9; 10). Поскольку для успешного выполнения работы требовалось наличие некоего мастерства или искусства (?????), со временем демиургом стали называть мастера, знатока в своем деле, противопоставляя его ??????? - несведущему, неумелому человеку или просто частному лицу, не владеющему никакой профессией (Plat. Prot. 312b, 322с). В более широком смысле демиургом назывался любой создатель чего-либо, напр.: пчела есть демиург меда (Julian. Or. 8, 241а), гимнастика - демиург здоровья (Galen. Thrasyb. 813, 18 K?hn), риторика - демиург убеждения (Plat. Gorg. 453а), философ - демиург добродетелей (Plat. Resp. 550d), и т. д.     Платон. В философский лексикон термин «Демиург» был введен Платоном, который впервые называет Демиургом «творца и отца» (??????? ??? ??????, Tim. 28c) этого видимого космоса (ср: Resp. VII 530а6; Polit. 270а5, 273b 1). В «Тимее» Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму (Tim. 28а, 29а), создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи («кормилицы», «восприемницы»). При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости (??????), мешает ему полностью осуществить свое намерение. Демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным, Tim. 41b): низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. Творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, Демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания» (41с).     Замечание Платона о том, что в вопросе о происхождении Вселенной следует довольствоваться «правдоподобным мифом» (29d), дало повод некоторым членам Древней Академии (Ксенократ, Спевсипп) истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур (Xenocrates, fr. 54 Heinze).     Аристотель подчеркнуто игнорировал Демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения, считая его бессодержательным понятием и поэтической метафорой (Met. I, 991a22-23), и употреблял этот термин только в прямом значении: «ремесленник, мастер». Однако не исключено, что Демиург «Тимея», тождественный причине соединения предела и беспредельного в «Филебе» (Phileb. 27b), повлиял на формирование аристотелевской концепции действующей причины, определяемой как начало соединения формы и материи (см. Ross D. Aristotle´s Physics. Oxf., 1955, p. 38). Во всяком случае, более поздние философы прямо соотносили действующую причину Аристотеля с Богом-творцом (Sen. Ер. 65, 7-9; Procl. In Tim. I, 2-3).     Платонизм. Трансцендентное понимание высшего божественного принципа в Среднем платонизме приводит к тому, что функции Демиурга как деятельного начала, непосредственно входящего в контакт с материей в акте творения, зачастую перекладываются на вторичного Бога-посредника, происходящего из первопринципа. Природу этого Бога средние платоники определяют по-разному. Автор «Учебника платоновской философии» Алкиной, опираясь на аристотелевское учение о пассивном и активном уме, понимает Демиурга как разумную часть мировой Души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума, являющегося одновременно умопостигаемой парадигмой космоса (Didasc. X, 2-3). С мировой Душой отождествляют Демиурга также Аттик (fr. 12, Baudry) и Апулей («Платон и его учение» I, 9).     Филон Александрийский приписывает функции Демиурга Логосу - творческой силе верховного Бога («Сущего»), содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю путем превращения идей в имманентные телам сперматические разумные принципы (Opif. 20, Spec, leg. 1,81). Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворожденным Сыном» Бога (Agr. 51) и даже «Богом» в собственном смысле слова, руководствуясь популярной этимологией: ???? - «бог» от ?????? - «полагать», «устанавливать».     Нумений Апамейский отождествляет Демиурга с божественным Умом, эманирующим из «Бога-Отца», определяемого как умопостигаемое бытие, благо, единое (fr. 21, Des Places). Демиург есть «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружен в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами. Нумений сравнивает эту двойственность Демиурга с положением кормчего на корабле, который вместе со своим судном находится во власти бушующего моря, но при этом устремляет взор ввысь, к неподвижным звездам, прокладывая безопасный путь среди волн (fr. 18).     Однако тенденция закреплять демиургические функции за божеством-посредником не была в среднем платонизме общепринятой. Некоторые философы, в частности Аттик и Никомах из Герасы, были склонны отождествлять Демиурга с первым и высшим Богом. Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает все сущее и «над которым нет никакого другого начала» (Procl. In Tim. I, 392,19-21). Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» (??????????) его и им «управляет» (???????????) (fr. 8, Des Places). Никомах в «Теологуменах арифметики» также отождествляет Демиурга с высшим Богом, описываемым как монада, «искусный ум» и благо ([Iambi]. Theol. arithm., 3-4).     Гностицизм. В гностицизме с его радикальным дуализмом и убежденностью в изначальном несовершенстве этого мира возникает учение о злом или неразумном Демиурге. В системе Валентина Демиург располагается не только ниже плеромы вечных сущностей - «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создает Д. из собственных страстей - страха и желания вернуться назад в плерому (Iren. Adv. haer. I, 1, 10). Как таковой Демиург имеет душевную природу и располагается над семью кругами неба. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит, и постоянно ошибается. В частности, пытаясь имитировать свойственную эонам вечность, он получает взамен ее бесконечно длящееся время. И хотя сам Демиург убежден, что является единственным Богом и Творцом этого видимого космоса, в действительности его деятельность направляется его матерью Ахамот. Среди множества эпитетов, которыми гностики наделяют Демиурга, есть эпитет «Отец тех, кто справа» и «Демиург тех, кто слева» (Adv. haer. I, 1, 9, 14). Под «находящимися справа» гностики подразумевают бестелесные сущности, подобные самому Демиургу, а под «находящимися слева» - тела. Таким образом в гностицизме, как и в среднем платонизме (Плутарх из Херонеи, Нумений), к кон. 1 - нач. 2 в. н. э. доктринально оформляется различие между демиургической и отеческой функциями богов: если Отцом Бог именуется постольку, поскольку Он производит нечто однородное и единосущное себе (как умопостигаемое бытие - ум, мировая Душа - единичные души и т. д.), то Демиург - поскольку Он создает нечто иное, отличное от себя. При этом отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая - более низкого, так как Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своем порождении, а Демиург - изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце.     В неоплатонизме, начиная с Плотина, функции Демиурга прочно закрепляются за Умом - второй после Единого бестелесной ипостасью (Enn. II 3, 18). Вступая в полемику с Нумением и гностиками, Плотин доказывает, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нем самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя (V 5, 2). В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой - в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта. Первым бессмертным творением Ума является мировая Душа. Она также несет на себе часть демиургических функций, оформляя и упорядочивая с помощью «логосов» сферу становления. Проводя параллель с «Тимеем», Плотин отождествляет этот аспект мировой Души с упоминаемыми Платоном «низшими богами», которым всеобщий Демиург доверил творение смертных существ (II 1, 5).     В позднем неоплатонизме с его значительно усложнившейся системой бестелесных ипостасей появляется уже целая «серия» (?????) демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. Возглавляет серию «всеобщий Демиург», обычно соотносимый с Демиургом «Тимея». Он обустраивает космическое целое целостным образом, создавая первое и главное в мире: душу, четыре стихии, небеса и божественные светила. У Прокла роль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум (?????? ????) — последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие-жизнь-ум (Th. PI. V, 13, 10-20; 15, 18-21). Помимо всеобщей или мыслящей демиургии, создающей космос в целом, Прокл различает еще три вида демиургии низшего порядка: 1) обустройство целого частным образом; 2) обустройство частей целостным образом и 3) обустройство частей частным же образом (V, 13, 42, 7-10). Три последних вида, носящие название «младшей демиургии», осуществляются богами душевной природы: надкосмическими (абсолютно бестелесными), околокосмическими (одушевляющими мир в целом) и внутрикосмически-ми (одушевляющими отдельные тела) соответственно. Последним богом, замыкающим собой всю демиургическую серию, является творец подлунного мира Дионис. В отличие от старших Демиургов, которые в процессе творения остаются обособленными от своих произведений, Дионис сам становится создаваемым им телесным космосом. В результате он смешивается с материей, теряет единство и распадается на множество единичных вещей, что, по мнению Прокла, нашло отражение в орфическом мифе о растерзании этого бога титанами (In Tim. I, 173).     Лит.: Ambelain R. La notion gnostique du D?miurge dans les Ecritures et les traditions jud?ochr?tiennes. P., 1959; Doherty K. F. The Demiurge and the Good in Plato, - NSchol 1961, p. 510-524; L?gido Lopez M. El problema de Dios en Platon. La teologia del demiorgo. Salamanca, 1963; Robinson T. M. Demiurge and World Soul in Plato´s Politicus, - AJP 88, 1, 1967, p. 57-66; Dillon J. The Middle Platonists. A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977,19962 (рус. п^.-.ДиллонДж. Средние платоники. СПб., 2002); MansfeldJ. Bad World and Demiurge: A «Gnostic» Motif from Parmenides and Empedocles to Lucretius and Philo, -Studies in Gnosticism and Hellenistic Religions. Presented to Gilles Quispel on the occasion of his 65th Birthday. Ed. by R. van der Broek, M. J. Vermaseren. Leiden, 1981, p. 261-314; Deuse W. Der Demiurg bei Porphyrios und Iamblich, - Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. ?. С. Zintzen. Darmst., 1997, S. 238-278; Perl ?. D. The Demiurge and the Forms: A Return to the Ancient Interpretation of Plato´s Timaeus, - AncPhil 18, 1998, p. 81-92; Halfwassen J. Der Demiurg: Seine Stellung in der Philosophie Piatons und seine Deutung im antiken Piatonismus, - Piatons «Timaios». Beitrage zu seiner Rezeptions-geschichte. Hrsg. von A. B. Neschke-Hentschke. Louvain; Leiden, 2000, S. 39-61; Opsomer J. Demiurges in Early Imperial Platonism, - Hirsch-Luipold R. (hrsg.). Gott und G?tter bei Plutarch. G?tterbilder-Gottesbilder-Weltbilder. В., 2005, S. 51-99; Бородай Т. Ю. Образ мастера и значение слова «демиург» в диалогах Платона, - ВДИ, 1983, 4, с. 119-130.     С. В. МЕСЯЦ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
419.27 кб

Текст как демиург субъективности в философии и литературе ХХ-ХХI веков

Береснева Наталья Ириковна, Береснев Владимир Дмитриевич
Классический субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах) исходит из представления о мире как совокупности ощущений.
Читать PDF
797.28 кб

Демиург в античной космогонии

Афонасин Евгений Васильевич
Статья начинается с краткого разбора основных элементов ранних греческих космологий Ферекида Сиросского и орфиков. Основное внимание уделяется фигуре Кроноса и демиургической активности Зевса.
Читать PDF
543.05 кб

Основные мифологические аспекты концепта «Демиург» в диалоге Платона «Тимей»

Волкова Людмила Львовна
Читать PDF
129.66 кб

Творчество как демиургическое подражание (на материале «Бхагавата-пураны»)

Останин Вадим Владимирович
Рассматривается религиозное понимание творчества, характерное для системы теологии Чайтаньи.

Похожие термины: