Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и
земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь ее праздновались
Элевзинские Мистерии.
ДЕМЕТРА
ДЕМЕТРА
Источник: Теософский словарь
ДЕМЁТРА
др.-греч. богиня плодородия, земледелия, брака и семейной жизни. В мифе о Д. и ее дочери Персефоне отражается более др. культ периодич. возрождения и умирания растительного мира. Культ Д. был распространен по всей территории средиземноморской культуры.
Источник: Атеистический словарь
ДЕМЕТРА
(Demeter) - др.-греч. богиня земледелия и произращения хлебных злаков. Ей соответствует римская Церера. Миф о Д. был олицетворением смены времен года, особенно - осени и весны. Согласно мифу, Д. сделала землю бесплодной (осень), разгневавшись на Зевса за то, что с его ведома была похищена богом подземного мира Аидом ее дочь Иерсефона (римская Прозерпина). Д. возвратила земле плодородие только тогда, когда Зевс согласился выводить Персефону весной на землю на две трети года. Этот земледельч. культ, повсеместно распространенный в Др. Греции, позднее, оттесненный влиянием полисной религии, приобрел замкнутый характер и выливался в тайные служения - мистерии, доступные только посвященным. Гл. центром почитания Д. был Элевсин. О. И. Савостьянова
Деметра
в греческой мифологии — богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса. Занимала почетное место в олимпийском пантеоне. Имеет древнее происхождение, первоначально «земля — мать», «богиня - мать». Позже - благостная к людям богиня, красавица, помощница в сельском труде. Она научила людей пахоте и посеву, сочетавшись ритуальным браком на острове Крит с богом земледелия Иасионом на трижды вспаханном поле. Триптолему она подарила колесницу и пшеничные зерна, которые тот посеял по всему свету. Потеряв дочь Персефону, она ищет ее по всей земле. Этот сюжет стал основой мистерий, которые получили название элевсинских. Деметра удаляется в храм. На земле наступает голод. Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Но супруг Персефоны Аид делает так, что две трети года она проводит с Деметрой (весна - осень), одну треть — в царстве мертвых (зима).
Источник: Человек и общество. Культурология
ДЕМЕТРИЙ
ДЕМЕТРИЙ (?????????) Киник, представитель кинического движения времен имп. Нерона (сер. 1 в. н. э.), приятель Сенеки. Самый известный. С именем Д. связано первое публичное столкновение между киниками и римскими императорами, о котором сообщают историки (ср. Suet. Caes. VI 39; Tac. Ann. XVI 34-35). Известен защитой в 70 н. э. доносчика Эгнатия Цел ера, осужденного Сенатом по представлению стоика Музония Руфа. Лит.: Billerbeck M. Der Kyniker Demetrius: ein Beitrag zur Geschichte der fr?hkeiser-zeitlichen Popul?rphilosophie. Leiden, 1979; Kindstrand J. F. Demetrius the Cynic, - Philol 124, 1980, S. 83-98; Moles J. ´Honestius Quam Ambitiosius´? An Exploration of the Cynic´s Attitude to Moral Corruption in His Fellow Men, - JHS 103, 1983, p. 103-123; Billerbeck M. Greek Cynicism in Imperial Rome, - Die Kyniker in der modernen Forschung. Hrsg. von M. Billerbeck. Amst, 1991, S. 147-166. M. А. СОЛОПОВА
Деметра
греч.) – «земля-мать» – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле о-ва Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос – бог богатства и изобилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть – с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.
Источник: Мифологический словарь
ДЕМЕТРА
Богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Ее имя буквально значит «землямать». Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука»). Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Д. взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос – бог богатства и изобилия. Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.
Также Д. рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.
Главное священное место Д. – Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь – «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. В других городах также были храмы Д.
Источник: Словарь греческой мифологии
ДЕМЕТРА
Греческая богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Благожелательная к людям, Деметра наполняет амбары земледельца запасами. К ней взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Она также научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.
В Гомеровском гимне Деметре рассказывается о похищении дочери богини, Персефоны, царем подземного мира Аидом. Богиня долго странствовала в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, она пришла в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея. Ее приветливо встретили, и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывала царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амброзией и закаляет в огне. Но после того как супруга царя случайно увидела эти магические манипуляции, богиня удалилась, открыв свое имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нем и воссела Деметра, горюя по дочери. На земле наступил голод, люди стали умирать, и Зевс приказал вернуть Персефону матери. По решению Зевса две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.
Деметре посвящался праздник Фесмофорий, где ее чествовали вместе с Персефоной; их именовали «двумя богинями» и клялись именем «обеих богинь». Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д еметры, ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение.
Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Аркадии, где рядом соседствовали мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса.
В римской мифологии Деметре соответствует Церера.
В Гомеровском гимне Деметре рассказывается о похищении дочери богини, Персефоны, царем подземного мира Аидом. Богиня долго странствовала в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, она пришла в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея. Ее приветливо встретили, и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывала царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амброзией и закаляет в огне. Но после того как супруга царя случайно увидела эти магические манипуляции, богиня удалилась, открыв свое имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нем и воссела Деметра, горюя по дочери. На земле наступил голод, люди стали умирать, и Зевс приказал вернуть Персефону матери. По решению Зевса две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.
Деметре посвящался праздник Фесмофорий, где ее чествовали вместе с Персефоной; их именовали «двумя богинями» и клялись именем «обеих богинь». Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д еметры, ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение.
Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Аркадии, где рядом соседствовали мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса.
В римской мифологии Деметре соответствует Церера.
Деметра
В древнегреческой мифологии богиня Деметра (Δημήτηρ) – дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как божество земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так назыв. гомеровских гимнов.
Аид с согласия Зевса похищает Персефону; Деметра после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Деметру, посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Деметра делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив элевсинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и элевсинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. элевсин был главным местом культа Деметры. Миф о Деметре и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции элевзинских таинств (см.). В культе Деметры было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Деметра как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см).
Культ Деметры очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Деметры; его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Деметра стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п.
В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Арейона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее).
Ср. Preller, «D. u. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen» (1837); Förster, «Der Raub u. die Rückkehr der Persephone» (1874).
Аид с согласия Зевса похищает Персефону; Деметра после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Деметру, посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Деметра делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив элевсинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и элевсинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. элевсин был главным местом культа Деметры. Миф о Деметре и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции элевзинских таинств (см.). В культе Деметры было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Деметра как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см).
Культ Деметры очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Деметры; его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Деметра стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п.
В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Арейона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее).
Ср. Preller, «D. u. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen» (1837); Förster, «Der Raub u. die Rückkehr der Persephone» (1874).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.