ДАРВИНИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дарвинизм
Так называют новейшую теорию известного натуралиста Дарвина о происхождении наблюдаемого нами множества родов и видов существ путем не внутреннего развития их из предпосланных творящим могуществом живых основ, но случайного внешнего столкновения и подбора очень немногих первоначальных видов.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Дарвинизм
теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, понимаемая как теория происхождения видов. По Дарвину движущей (естественной, целесообразной) силой эволюции является наследственная изменчивость и естественный отбор. Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека. В эпоху неклассической и постнеклассической науки (XX в.) подвергнута серьезному сомнению в работах Л. С. Берга (Россия) (основателя номогенеза) и Л. Кроаза (Франция) (основателя ортогенеза).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Дарвинизм
система воззрений Ч. Дарвина. Материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия триады основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой для образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под воздействием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования. Благодаря наследственной изменчивости и непрерывному действию естественного отбора организмы в процессе эволюции присваивают (и закрепляют благодаря наследственности) новые приспособительные признаки, что в конечном итоге приводит к образованию новых видов. Так, по Дарвину, образовался и человек.

Источник: Философия политики: глоссарий

ДАРВИНИЗМ
теория происхождения видов (см. Происхождения видов теория) в той форме, которая была ей придана Дарвином. Основу этой теории составляют установленные на опыте факты изменчивости видов живых существ, наследственности и перепроизводства потомков. Последнее вызывает (и в этом суть дарвиновского учения) борьбу за существование среди организмов, которая приводит к отмиранию тех, которые из-за отсутствия соответствующих качеств не выдерживают этой борьбы, погибают, вымирают; те, которые благодаря соответствующим качествам и способностям выдерживают борьбу, образуют расу, размножаются и передают свои свойства по наследству потомкам путем отбора наиболее выносливых (естественный отбор). Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение "целесообразности", встречающейся в природе и в жизни человека.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Дарвинизм
материалистическая теория эволюции органического мира, рассматривающая процессы и закономерности его исторического развития и основанная на воззрениях английского ученого Ч. Дарвина (1809 — 1882). Дарвинизм сложился в самостоятельную область знания о механизмах, путях и закономерностях эволюционного процесса как учение о взаимодействии изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой возникновения новых признаков, наследственность закрепляет эти признаки у потомков, а естественный отбор вызывает селекцию, в результате которой устраняются организмы, не приспособленные к существующим условиям среды жизни. Благодаря такому взаимодействию в процессе эволюции накапливаются приспособительные признаки, что в конечном итоге ведет к образованию новых видов. Конечная цель дарвинизма — управление эволюцией живых существ (см. Отбор естественный, Учение эволюционное).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ДАРВИНИЗМ
(Darwinismus) — учение о происхождении видов в той форме, которая была ему придана Дарвином. Его основу составляют установленные на опыте факты изменчивости видов живых существ, наследственности и перепроизводства потомков. В противоположность «унаследованию приобретенных свойств» Ламарка дарвинизм считает, что это перепроизводство (и в этом суть дарвиновского учения) вызывает борьбу за существование среди живых существ, которая приводит к отбору (селекции) тех, которые из-за недостаточности соответствующих качеств не выдерживают этой борьбы, погибают, вымирают; те же, которые благодаря благоприятным качествам и способностям выдерживают эту борьбу, сохраняют свою породу, размножаясь и передавая свои свойства по наследству своим потомкам путем отбора более подходящих партнеров для размножения (естественный отбор).
W. Koch. Der Soziald., 1973; T. F. Click (Hg.). The Comparative Reception of Darwinism, Austin Tex., 1974; G. Altner (Hg.). Der D., 1981; J. lilies. Der JahrhundertIrrtum. Würdigung und Kritik des D., 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Дарвинизм
материалистическая теория эволюции органического мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (Т. Гексли, Э. Геккель, Ф. Мюллер, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев и др.). Дарвин выделяет материальные факторы эволюции – наследственность и изменчивость и движущие факторы эволюции – естественный отбор для организмов, живущих в природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие дарвинизма от предшествующих эволюционных концепций состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции. Главный фактор эволюции в природе – это естественный отбор. В отличие от проводимого человеком искусственного отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. В борьбе за существование, в которой выражается взаимодействие организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее приспособленные к окружающим условиям среды. Важнейшее положение дарвинизма – относительность органической целесообразности: приспособленность организмов к условиям внешней среды, целесообразность их строения и функций несовершенны. Это и заставляет непрерывно совершенствоваться в процессе отбора.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ДАРВИНИЗМ
материалистич. учение о развитии живой природы. Осн. положения изложены в труде Дарвина «Происхождение видов...» Д. раскрыл материальные естеств. факторы развития органического мира - изменчивость, наследственность и естеств. отбор, выступающий гл. движущей силой эволюции и видообразования. Д. материалистически объяснил целесообразность строения и функций организмов как результат естеств. отбора, показал ее относительность. Т. о., развитие органического мира было объяснено на основе действия объективных законов природы, без участия сверхъестеств. сил. В труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин дал материалистич. обоснование процесса выделения человека из животного мира, но не раскрыл его соц. факторы. Д. подорвал основы религ. идеологии, внес огромный вклад в развитие науч.-материалистич. мировоззрения. Д. утвердился в ожесточенной борьбе с антидарвинист, религ.-идеалистич. теориями. Продолжателями Д. были Геккепъ, Гексли, в России - Тимирязев, Мичурин идр. К.Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин дали высокую оценку Д., к-рый явился одной из естеств .-науч. предпосылок диалектич. материализма. «Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними» (Ленин В. И. ПСС, т. 1, с. 139). Значит, вклад в обогащение Д. внесли сов. ученые А. Н. Север-цов, Н. И. Вавилов, С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен и др. Развитие совр. биологии (генетики, биокибернетики) углуЗило Д., увеличило его материалистич., миро-воззренч. и методологич. значение. На основе синтеза классич. Д. и генетики, особенно популяционной, формируется совр. теория эволюции.

Источник: Атеистический словарь

Дарвинизм
материалистическая теория эволюции органического мира, основанная на воззрениях Ч. Дарвина, изложенных им в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора…» и в других трудах. Движущими силами эволюции Дарвин считал наследственную изменчивость, естественный отбор. Он впервые поставил в центр внимания эволюционной теории не отдельные особи, а виды и внутривидовые группировки, в противоположность учениям Ламарка и Линнея. Собрав многочисленные доказательства существования наследственной изменчивости организмов, он выделил две основные формы изменчивости: неопределенную (наследственную) и определенную (ненаследственную), придавая основное значение в эволюции неопределенной изменчивости. В условиях одомашнивания на основе наследственной изменчивости организмов путем искусственного отбора человек создал многочисленные породы домашних животных и сорта культурных растений. По аналогии Дарвин показал, что в природе организмам любого вида свойственна постоянная борьба за существование, которая складывается из их взаимодействий с факторами внешней среды и внутривидовой конкуренции. Борьба за существование обычно приводит к гибели значительного числа особей в каждом поколении любого вида и к выборочному участию особей в размножении. Неизбежным результатом наследственной изменчивости организмов и борьбы за существование является естественный отбор – преимущественное выживание и участие в размножении наиболее приспособленных особей каждого вида. Следствиями естественного отбора являются видообразование, сопровождаемое закреплением приспособлений (адаптаций), расхождение признаков (дивергенция) и прогрессивная эволюция.
Приспособленность к окружающей среде носит относительный характер. Классический дарвинизм оставил нерешенными ряд важнейших вопросов (сущность наследственности, механизмы наследственной изменчивости и др.). Однако важнейшие положения дарвинизма (учение о творческой роли естественного отбора, формирующего приспособления организмов к изменяющейся среде на основе неопределенной наследственной изменчивости) сохранили свое значение в современной теории эволюции.

Источник: Генетика и эволюция. Словарь-справочник.

Дарвинизм
Учение Дарвина и его учеников; способ объяснения кажущейся целесообразности жизни эволюцией видов и естественным отбором, т. е. слепой игрой мутаций, воспроизведения и смерти. Большинство людей из всей теории Дарвина помнят только одно: что человек произошел от обезьяны или что, по крайней мере, обезьяны являются нашими двоюродными братьями. Когда утих шумный скандал, вызванный этим открытием, высказанное Дарвином предположение понемногу стало очевидной истиной, благодаря которой мы, к счастью, снова можем считать себя частью природы. Дарвинизм, однако, не сводится к узкой проблеме происхождения человека, но предлагает более общее толкование, которое и разрабатывают современные дарвинисты. Можно сказать, что дарвинизм – это попытка объяснить порядок беспорядком, а смысл, во всяком случае видимый, – случайностью. Та или иная хромосома претерпевает изменение. Чем благоприятнее это изменение для вида, тем больше у него шансов закрепиться (положительный отбор); чем оно вреднее, тем этих шансов меньше (в этом случае носители изменения теряют жизнеспособность или способность к продолжению рода). То же самое происходит при изменениях во внешней среде: одни виды в результате этих изменений вымирают, другие, напротив, бурно размножаются, а наивным зрителям остается только удивляться, как это природе, вопреки всем этим ужасам, а может, и благодаря им, удается сохранить такую гармонию… Кое‑кто испытает искушение почувствовать за всем этим невидимую руку. Представим себе некую парадоксальную лотерею, в которой самым крупным выигрышем становится… сам выигравший. И, если этот победитель обладает способностью к метафизике, он просто обречен уверовать в существование Бога. На самом деле подобный ход мыслей означает попытку возведения лотереи в ранг религии. От этого блаженного суеверия, в котором пребывает обладатель главного приза, нас и избавляет дарвинизм. Природа никогда ничего не выбирает. Отдельные особи либо передают свои гены потомству, либо не передают, и делают это сообразно своим способностям более или менее эффективно и в больших или меньших масштабах. Это выглядит как своеобразное решето (работающее по принципу смерти и воспроизведения), и хотя, с нашей точки зрения, результаты отсева выглядят как некая провидческая целесообразность, на самом деле они – набор случайностей (генов и мутаций), подчиненных необходимости (борьбе за выживание и вытеснению более слабых и наименее приспособленных к воспроизводству видов). Таким образом, дарвинизм ведет к атеизму. Оказывается, природа играет в кости – значит, она не Бог.

Источник: Философский словарь.

ДАРВИНИЗМ
теория эволюции фенотипических признаков организмов, восходящая к идеям Ч. Дарвина, главный труд которого «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» увидел свет в 1859 г. Оценивая роль Ч. Дарвина в биологии, Н.В. Тимофеев-Ресовский писал: «Гениальность Дарвина была в том, что он первым увидел в природе принцип естественного отбора, естественно-исторический механизм эволюции живых существ» [С. 79]. Итак, по Тимофееву-Ресовскому, основная заслуга Дарвина состояла в открытии одного из принципов биологии, а именно принципа естественного отбора. Оценка значимости Д. для биологии зависит от судьбы этого принципа. Прежде всего отметим, что философско-метафизические истоки эволюционного учения уходят далеко в античность (Гераклит, Демокрит). Восходя от Античности к Дарвину, нетрудно обнаружить философскую идею эволюции у тех или иных авторов, но нигде нет биологического принципа эволюции. Строго говоря, Дарвин не стремился преодолеть ту огромную дистанцию, которая отделяет философию от биологии. Он действовал в другой манере. Будучи одним из самых энциклопедически образованных биологов своего времени, он осмысливал многочисленные известные ему факты. Именно в этой связи он сделал решающий шаг в сторону теории и не без многолетних колебаний выдвинул на первый план принцип естественного отбора. Это — метанаучный подвиг. Кстати, в названии главного труда Дарвина значится и другой принцип — борьба за жизнь, но его метанаучный вес значительно меньше, чем у принципа естественного отбора. Борьба за жизнь не всегда является борьбой, конкуренцией.
При оценке принципа естественного отбора крайне важно учитывать его статус в современной биологии, особенно после многочисленных новаций, случившихся после Дарвина в связи с развитием генетики (см.). Именно генетика вынуждает по-новому осмыслить внутренние потенции организмов, те самые, которые занимают столь почетное место в построениях многих критиков Д. Принцип естественного отбора не опровергнут генетикой. В этом факте заключен глубокий смысл. Н.В. Тимофеев-Ресовский отмечал непреходящую значимость принципа естественного отбора не потому, что он некритически пропагандировал устаревший Д., а в силу понимания его особой роли. Генетика не может обойтись без принципа естественного отбора точно так же, как и любая актуальная биологическая теория. Разумеется, дарвиновское понимание содержания принципа естественного отбора во многих отношениях устарело. Важно, что сам принцип естественного отбора сохранил в составе биологического знания одно из центральных мест. См. философия биологии. Тимофеев-Ресовский Н.В. Генетика, эволюция и теоретическая биология // Тюркжанов А.Н., Федоров В.М. Н.В.Тимофеев-Ресовский: Биосферные раздумья. М., 1996.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ДАРВИНИЗМ
теория английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В качестве натуралиста Дарвин отправляется в экспедицию капитана Фицроя на борту «Beagle» и посещает Южную Америку и Тихоокеанские острова (в частности, острова Галапагосского архипелага). Наблюдая за разнообразными видами животных, он приходит к выводу, что они могут эволюционировать, изменяясь. Он изучает одну из птиц, так называемую «птицу Дарвина», которая, питаясь рыбой и живя в безопасности (на нее никогда не охотились), через несколько поколений разучилась использовать крылья, и они у нее атрофировались (см. «Зоологию путешествия "Beagle"»); значит, и человек также вполне мог произойти от обезьяны — гипотеза, сначала вызвавшая скандал, хотя она и высказывалась уже одним французом — Ламарком (1744-1829). В этом общем течении — трансформизме — присутствует коренное различие: у Дарвина среда осуществляет отбор, устраняя непригодное, тогда как у Ламарка она производит отбор, трансформируя организмы; это теория «естественного отбора». Для большей ясности поясним: по Дарвину, животные, не имеющие меха, в холодных странах погибают; по Ламарку, они не погибают, но обрастают мехом. Итак, «естественный отбор» предполагает выживание сильнейших, т.е., в сущности, тех, кто наиболее способен защитить себя одновременно и от других особей, и от суровых климатических условий, и от трудностей в нахождении пищи. Смерть, таким образом, будет «избирательной»: те, кто вымирает, не идентичны тем, кто выживает; остающиеся владеют дополнительными особенностями, которые,, в частности, и позволяют им выжить; в результате всего этого образуются новые виды и имеет место общее улучшение состояния особей. Дарвинизм оспаривали очень долго: отрицали наследственность некоторых индивидуальных особенностей, приобретенных в свя-зи с условиями жизни; кроме того, кажется сомнительным утверждение, что отбор может создать новые виды и признаки. Вместе с тем научные законы, наследственности, открытые в 1865 г. Г.Менделем, установили, что мутация может передаваться только в том случае, если она вызывает изменение на уровне «генов». Бурный рост генетики популяций, связанный с именами британца Фишера («The Gene-tical Theory of Natural Selection», 1930) и американца Райта («Evolution in Medeliem Population», 1931), постепенно вывел связную доктрину, дающую изобретенному Дарвином механизму эволюции недостающее ему биологическое обоснование. Основная идея неодарвинизма остается все той же: эволюция, связанная с игрой генетических мутаций, полностью отданных на волю случая; биологические «конструкции» «появляются на свет» благодаря естественному отбору, в соответствии со своей полезностью. Мутации проверяются средой, которая устраняет некоторые из них, позволяя развиваться другим. Так были образованы существующие виды: одни постепенно ответвлялись от других. Эта теория была замечательным образом отшлифована современным эволюционизмом. Группа американцев показала («The Origin of Mutants, Nature», 1988), что в некоторых случаях бактерии способны вызывать адаптационные генетические мутации в ответ на ситуации своеобразного окружения. С другой стороны, существуют эволюционные скачки, неравномерности в развитии, связанные с молекулярным давлением, и наличие недостающих звеньев эволюции идет не от недостаточности поисков, но от прерывистой природы эволюции. См. Эволюционизм, Наследственность.

Источник: Философский словарь

ДАРВИНИЗМ
учение Ч. Дарвина и его ближайших последователей (А. Уоллес, Т. Гексли, Э. Геккель, К.А. Тимирязев и др.) о том, что, Во—первых, вся ныне существующая живая природа (от одноклеточных бактерий до человека включительно) есть продукт длительного исторического развития, а, Во—вторых, развитие это осуществляется таким образом, что необходимыми и достаточными условиями его являются наличие в живой природе наследственности, изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. При этом именно подчеркивание творческой роли естественного отбора и его ведущей роли в процессе исторической трансформации видов живых организмов отличало собственно дарвинистическое понимание механизмов биологической эволюции от всех других вариантов эволюционных и трансформистских учений второй половины XIX — начала XX в. Однако исторически, в силу определенных научных и идеологических соображений, термину «дарвинизм» придавался различный смысл.
Впервые в научный обиход он был введен А. Уоллесом в заглавии его монографии «Дарвинизм. Изложение теории естественного отбора и некоторых из ее приложений» (1889). Весь период от момента появления первых работ Ч. Дарвина до выхода указанной монографии Уоллеса характеризовался не столько борьбой за «дарвинизм» в собственном смысле слова, сколько за идею исторического развития живой природы вообще. Поэтому на этом этапе «дарвинистами» назывались часто просто защитники самого факта биологической эволюции, независимо от того, насколько последовательно они придерживались взглядов самого Ч. Дарвина. А с объединением идеи естественного отбора с идеями дискретной менделевской генетики и формированием популяционной генетики и того, что стало потом называться «синтетической теорией эволюции» (30 - 40 гг. XX в.), в мировой литературе, посвященной проблемам эволюции и эволюционной теории, термин «дарвинизм» вообще постепенно вышел из употребления. Это связано с тем, что наполнение общей схемы Ч. Дарвина конкретным генетическим содержанием не только позволило превратить идею естественного отбора из гипотезы, каковой она была еще в трудах как самого Ч. Дарвина, так и дарвинистов конца XIX — начала XX вв., в подлинную научную теорию, но и так переинтерпретировать все основные понятия этой теории, что и по своему объему, и по своему содержанию она вышла далеко за рамки того, что еще целесообразно было бы называть «дарвинизмом».
Иначе сложилась судьба дарвинизма в нашей стране. Поскольку в виде «творческого дарвинизма» он был на долгие годы захвачен сторонниками лысенковской агробиологии, ничего общего с подлинным дарвинизмом не имевшей, то подлинные последователи Ч. Дарвина в нашей стране и активные творцы современной биологической теории эволюции (например, академики Н.И. Вавилов, Н.П. Дубинин, И.И. Шмальгаузен и др.) сохранили за ней название «дарвинизм» и активно пользовались им в борьбе с различного рода анти- и псевдодарвинистичсскими концепциями. В настоящее время термин «дарвинизм» имеет в биологии лишь исторический смысл и всплывет лишь эпизодически в связи с возникающими время от времени кампаниями по очередному «опровержению» теории естественного отбора. Имеется, правда, и другая, более веская причина для сохранения этого термина, непосредственно связанная с проблемой происхождения человека. Как известно, из теории эволюции Ч. Дарвина прямо следовал вывод о происхождении человека от какого-то ближайшего к нему обезьяноподобного предка, вывод, который и был сделан самим творцом теории естественного отбора. Это, как опять же хорошо известно, сразу же вызвало резко негативную реакцию со стороны сторонников идеи божественного творения мира и человека. С тех пор, с первого знаменитого диспута Т. Гексли с епископом Уилберфорсом и не менее знаменитых «обезьяньих процессов» 20-х гг. в США, дарвинизм остается символом и бастионом научного подхода к решению вопроса о происхождении человека, о его глубоком внутреннем родстве со всем миром, живых организмов на Земле. (См. биология, эволюция, антропогенез).
В.Г. Борзенков

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ДАРВИНИЗМ
наука об общих законах истор. развития органич. мира; в более узком значении - учение о развитии органич. мира в том виде, как оно было сформулировано Ч. Дар вином. Идея развития (эволюции) живой природы, как и всего окружающего нас мира, высказывалась еще философами древнего мира (см., напр., Тит Лукреций Кар). В ср. века, однако, господство религ.-идеалистич. и метафизич. воззрений на природу как на нечто неизменное со дня творения почти полностью вытеснило эту идею. В новое время первую попытку развернутого объяснения органич. мира с т. зр. эволюц. идеи предпринял дед Ч. Дарвина Эразм Дарвин (1731—1802) в поэтич. соч. «Ботанич. сад», «Храм природы». Затем теорию развития живой природы разрабатывали Ж. Б. Ламарк, Э. Ж. Сопт-Илер, К. Ф. Рулье и др. ученые нач. XIX и. Так подготавливалась почва для возникновения теории Дарвина.
Опираясь на огромный фактич. материал, накопленный в биологии и селекц. практике, Дарвин создал принципиально новую теорию развития органич. мира. В основе ее лежит учение о естеств. отборе как совокупном действии изменчивости, наследственности, борьбы за существование и выживания наиболее приспособл. форм. Это учение Дарвин разработал по аналогии с практикой искусств, отбора, осуществляемого человеком при выведении новых животных и растит, форм. Конечно, в природе нет разумного существа, к-рое бы отбирало те или иные животные и растит, формы. Но соответствующую браковку тут осуществляет борьба организмов за существование в окружающей их среде, т. е. противоречия между данным организмом и окружающими его условиями неживой природы, а также др. организмами. В результате этой борьбы более приспособленные к среде особи выживают и оставляют потомство, менее приспособленные - погибают или не дают потомства. Устранение неприспособленных и расцвет наиболее приспособленных форм, накапливающих новые свойства и признаки, приводит к образованию новых разновидностей и видов, а затем и новых родов, семейств и т. д. Так растет многообразие органич. мира и происходит его движение от простых к более сложным формам. Этот процесс, как доказал Д., совершается без вмешательства к.-л. потусторонних сил, в результате действия объективных законов природы. В частности, Д. материалистически объяснил и такое присущее организмам явление, как целесообразность, решительно опровергнув ранее господств. религ.-идеалистич. взгляд на нее как на доказательство божеств, происхождения живых существ. Устраняя сверхъестеств. силы из объяснения природы, Д. нанес религии удар сокрушит. силы. Об этом научном подвиге Дарвина В. И. Ленин писал: «Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними» (Соч. Изд. 5. Т. 1, с. 139). Книга Дарвина «Происхождение видов» (1859) вплотную подводила читателя также к выводу о том, что, подобно др. существам, человек возник естеств. путем. Этот вывод был вскоре сделан учеными-дарвинистами Т. Гексли, Д. И. Писаревым, Э. Геккелем и др. В 1871 всестор. обоснование происхождения человека от древних человекообр. обезьян было дано в книге Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В ответ на нападки церковников, будто своим учением он принижает честь и достоинство людей, Дарвин с полным основанием заявлял, что его учение, напротив, возвеличивает их. Тот факт, что человек сам поднялся на высшую ступень органич. лестницы, а не был поставлен здесь кем-то с самого начала, указывал ученый, может внушить человеку надежду на то, что в будущем он займет еще более высокое положение.
Теория Дарвина встретила ожесточ. сопротивление со стороны реакц. сил. Сначала ее третировали как богохульную и якобы противоречащую фактам. Затем появились попытки подорвать Д. изнутри: пытаются доказать, будто Дарвин лишь раскрыл «механизм», с помощью к-рого бог творит живые существа, уверяют, что развитие совершается не путем естеств. отбора, а под влиянием непостижимых супранатуральных сил и т. д. Значительная часть духовенства и бурж. биологов по-прежнему целиком отвергает Д., справедливо полагая, что верить в бога невозможно, если признать эволюцию. В ряде стран реакционеры добились запрещения преподавания Д. в школах (см. «Обезьяний процесс»), «Эволюция, - пишет проф.-баптист Г. Моррис, - но самой своей природе материалистична: это не что иное, как попытка объяснить биологич. факты законами природы, не обращаясь к идее сверхъестественного и святого» (Morris II. М. The Bible and modern science. Chicago, 1951, p. 47). Против попыток совместить теорию естеств. отбора с признанием каких-то сверхъестеств. сил решительно выступал и сам Дарвин.
Прогрессивные силы общества, напротив, очень высоко оценили научное значение Д. Его приветствовали вожди и теоретики рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс, а также русские рев. демократы Д. И. Писарев и М. А. Антонович, его пропагандировали, отстаивали от нападок и развивали дальше известные биологи - Т. Гексли, Э. Геккель, Ф. Мюллер, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Е. Перрье, М. Дюваль, Л. Бербанк и др. Выдающийся вклад в развитие Д. внес И. В. Мичурин, подняв его на новую, высшую ступень, получившую наименование мичуринского учения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДАРВИНИЗМ
материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). Д. выделяет материальные факторы эволюции - наследственность и изменчивость - и движущие факторы эволюции - естеств. отбор для организмов, живущих в природе, и искусств. отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции.
Гл. фактор эволюции в природе - естеств. отбор. В отличие от проводимого человеком искусств. отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно Дарвину, естеств. отбор - это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого на основе неопределенной (т. е. неадекватной воздействиям внеш. среды) наследств. изменчивости (материала для эволюции) в ряду поколений происходит эволюция. В борьбе за существование, в к-рой выражается взаимодействие организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. Важнейшее положение Д.- относительность органич. целесообразности: приспособленность организмов к условиям внеш. среды, целесообразность их строения и функций несовершенны. Это заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора.
Источники Д.- ряд естеств.-науч. концепций, разработанных в 18 и 1-й пол. 19 вв. К. Линней выдвинул принцип иерархичности систематич. категорий (близкий к дарвиновскому принципу дивергенции признаков в процессе эволюции) и поместил человека среди отряда приматов, нанеся первый удар по представлениям об исключительности человека как явления природы. Идеи трансформизма (возможности преобразования одних форм в другие) без выявления движущих факторов эволюции высказывались и пропагандировались швейц. натурфилософом Ш. Бонне и франц. просветителями П. Л. Мопертюи и Ж. Л. Бюффоном. Ламарк вплотную подошел к принципу актуализма и создал первую эволюц. концепцию, однако он не вскрыл движущих факторов эволюции. Большую роль в подготовке Д. сыграли конкретные исследования и ряд теоретич. обобщений убежденных антиэволюционистов. Так, Ж. Кювье создал палеонтологию, теорию корреляций частей организма, разработал ряд принципов сравнит. анатомии. Идеалистич. морфология (И. В. Гете, Г. Брони, К. Э. фон Бэр) разработала принципы сравнения органич. структур, к-рые в переработанном виде вошли в состав важнейших для Д. дисциплин - сравнит. анатомии и сравнит. эмбриологии. Важнейший источник Д.- основанная на принципе актуализма в геологии теория эволюции лика Земли, разработанная Ч. Лайелем в 1829-33. Признание концепции геологич. эволюции подготовило формирование Д. В 1859-62 эволюционизм был принят практически всеми.
Первые критики Дарвина (амер. зоолог Ж. Л. Р. Агассис, англ. анатом Р. Оуэн) выступали с креационистских позиций. Атеистич. смысл теории Дарвина вызвал резкие нападки клерикалов на Д., в особенности по вопросу о происхождении человека (математик и оксфордский епископ Уилберфорс, нем. анатом Р. Вирхов, англ. геолог А. Седжвик и др.). В центр полемики выдвинулся вопрос о том, является ли естеств. отбор формирующим, творч. фактором эволюции. Осн. внимание противники Д. (Г. Спенсер, H. H. Страхов, Н. Я. Данилевский) сосредоточили на след, вопросах. Может ли естеств. отбор, играющий «роль сита», отсеивающего неприспособленных, играть творч. роль, обеспечивать поступат. ход эволюции? Каким образом благоприятные признаки выживших особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей этих признаков с особями, несущими иные признаки?
Критика Д. шла с двух сторон - с позиций эктогенеза и автогенеза. Общим во взглядах этих двух осн. направлений антидарвинизма является неприятие или резкое ограничение роли естеств. отбора в эволюции. Согласно сторонникам эктогенеза, причины развития лежат вне организмов, организм как «тесто» меняет форму и строение под влиянием действующих извне факторов среды. Все эктогенетики признают ламарковский принцип «наследования приобретенных признаков», отсюда возникает представление о возможности эволюции отд. особи (согласно совр. Д., наименьшей эволюционирующей единицей является группа особей- популяция). К эктогенетич. разновидностям антидарвинизма относятся неоламаркизм (ведущий свое начало от Спенсера), психоламаркизм, механоламаркизм и их отд. варианты, а также т. н. творч. Дарвинизм (Т. Д. Лысенко и др.), по существу отрицавший осн. положения теории естеств. отбора.
Антидарвинистыавтогенетики видят причины эволюц. развития лишь внутри организма, отрицая роль среды как формообразующего фактора, действующего в пределах нормы реакции генотипа. Автогенетич. концепции неодарвинизма, развитые в кон. 19 в. А. Вейсманом, сводят эволюцию к независимой от внеш. условий комбинации наследств. признаков. Развитием автогенетич. концепций стали работы мутационистов - рус. ботаника С. И. Коржинского, выступившего с теорией «гетерогенезиса» (1899), и голл. ботаника Г. де Фриза (1903-11). Мутационисты противопоставляли резкие наследств. изменения (мутации) нерезким, считая, что каждый новый признак возникает на основе новой мутации, независимо от комбинации и взаимовлияния признаков и генов. Переоткрытие законов Г. Менделя (1900) привело к столь бурному развитию генетики в нач. 20 в., что ранние менделисты стали рассматривать менделизм как общую естеств.-науч. концепцию, способную заменить «устаревший» Д. Переоценка роли комбинативной изменчивости в эволюции при недооценке роли естеств. отбора, контролирующего ценность возникающих мутаций и их комбинаций, привела нек-рых ранних дарвинистов к автогенетич. концепциям (Я. Лотси) и попытке заменить Д. менделизмом. Эти тенденции вызвали резкую критику со стороны «ортодоксальных дарвинистов» (К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др.), к-рые не увидели в фактах, накопленных ранними менделистами, подкрепления наиболее уязвимого для критиков места в Д.-учения о наследственности и причинах изменчивости.
В качестве ответной реакции на автогенетич. антидарвинизм ранних менделистовмутационистов в 10-20-х гг. 20 в. вновь возникает интерес к эктогенетич. трактовкам теории эволюции. Идею об адекватности наследств. изменений внеш. воздействиям пыталась экспериментально подтвердить школа механоламаркистов (П. Каммерер, Ф. Самнер, Г. Прибрам, П. П. Сахаров и др.), получившая поддержку со стороны нек-рых биологов (E. M. Вермель, B.C. Кузин, Е. С. Смирнов). Эксперименты механоламаркистов методически оказались несовершенными и при многочисл. проверках были опровергнуты.
Особняком от двух осн. линий развития антидарвинизма стоит теория номогенеза (выдвинутая сов. ихтиологом и географом Л. С. Бергом, 1922), к-рая объединяла как автогенетич., так и эктогенетич. концепции, отводя особую роль целесообразности как свойству живого и концентрируя внимание на направленности эволюц. процесса. С антидарвинистскими статьями выступили в 20-х гг. палеонтолог Д. Н. Соболев, энтомолог А. А. Любищев.
Критика антидарвинистов позволила выявить нек-рые недостаточно разработанные аспекты Д. В трудах некоторых антидарвинистов содержатся ценные факты и частные теоретические положения. Так, например, важное значение для совр. эволюционизма имеют фактич. исследования таких антидарвинистов, как Э. Коп (работы по филогении млекопитающих) и Л. С. Берг (труды по зоогеографии и филогении рыб).
Исследования Н. И. Вавилова и его школы (закон гомологич. рядов наследств. изменчивости, теория линнеевского вида), С. С. Четверикова и его учеников (экспериментальная генетика популяций), Р. А. Фишера, С. Райта, Дж. Холдейна, А. Н. Колмогорова (математич. теория популяций), И. И. Шмальгаузена, Б. Рента, Дж. Г. Симпсона (закономерности макроэволюции), О. Клайншмидта, Э. Майра, Н. В. ТимофееваРесовского (теория вида), Ф. Г. Добржанского (учение об изолирующих механизмах эволюции), Г. Ф. Гаузе и В. Вольтерра (математич. теория отбора) создали предпосылки для формирования в кон. 30-х гг. «синтетич. теории эволюции» (СТЭ), объединяющей достижения Д. и совр. генетики. Эта теория в 40-х гг.
была признана подавляющим большинством естествоиспытателей. Классич. Д. вошел в СТЭ в качестве ее важнейшей составной части.
Новейшие открытия в области молекулярной биологии, не отраженные СТЭ, значительно видоизменяют концепцию совр. Д. Б 60-х гг. возникает новая синтетич. дисциплина - эволюц. биология, разделом к-рой является молекулярная эволюция.

Источник: Советский философский словарь

ДАРВИНИЗМ
наука об общих законах историч. развития живой природы и путях управления процессом образования новых органич. форм. Название дано по имени Ч. Дарвина, сформулировавшего осн. положения этой науки. В основе Д. лежит учение о естественном отборе, охватывающем сложный комплекс биологич. явлений, начиная от изменчивости, наследования происшедших изменений и кончая выживанием наиболее приспособленных организмов в процессе борьбы за существование. Учение о естеств. отборе составляет важнейшую особенность Д., отличающую его от др. эволюц. учений, в частности от ламаркизма. К выводу о существовании естеств. отбора в природе Дарвин пришел на основе обобщения с.-х. практики по аналогии с искусственным отбором, осуществляемым селекционерами при выведении новых сортов растений и пород животных. Потомство, как известно, всегда в той или иной мере отличается по морфологич. и физиологич. признакам друг от друга и от своих родителей. Многие из вновь образующихся признаков наследуются. Отбирая отцовские и материнские особи с наиболее ярко выраженными признаками, интересующими человека, и скрещивая их между собой, селекционер добивается усиления этих признаков в последующих поколениях. Повторение этих операций на протяжении ряда поколений приводит к образованию новых форм, резко отличных от исходных. Так было создано большинство из существующих пород животных и сортов растений. Во времена Дарвина особенно крупных успехов добились англ. селекционеры, создавшие к сер. 19 в. до 30 новых пород овец, 10 пород крупного рогатого скота, более 10 пород свиней и т.д. Явления изменчивости и наследственности имеют место не только у с.-х. растений и животных, но и в природе. Поэтому и там есть предпосылки для суммирования и накопления полезных для организма изменений; в естеств. обстановке они осуществляются в процессе борьбы за существование, ведущей к выживанию более приспособленных и гибели менее приспособленных органич. форм. Так происходит самосовершающийся противоречивый процесс совершенствования органич. форм, процесс образования новых разновидностей, видов, родов, семейств животных и растений. Поскольку в ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство прежде всего организмы, наиболее соответствующие данным условиям жизни, степень их приспособленности (и в этом смысле степень их совершенства) из поколения в поколение возрастает. Таким путем у организмов постепенно вырабатывается то свойство, к-рое издавна получило в биологии наименование целесообразности. Материалистич. объяснение Дарвином целесообразности имело особенно важное атеистич. значение, поскольку теология издавна использовала ее для т.н. телеологич. "доказательства" бытия божия (см. Телеология). Обращая внимание на это обстоятельство, Маркс писал, что в книге Дарвина "Происхождение видов" "не только нанесен смертельный удар "телеологии" в естественных науках, но и эмпирически выяснен ее рациональный смысл..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 121). Учение о естественном отборе хорошо объясняет также многообразие органич. мира, существование разрывов между видами. Поскольку максимальной выживаемостью в процессе борьбы за существование обладают обычно формы, более уклоняющиеся от среднего типа, а особи с промежуточными свойствами вымирают, – в природе постоянно осуществляется расхождение (дивергенция) признаков. Явление дивергенции Дарвин ошибочно (под влиянием Мальтуса) связывал преимущественно с перенаселенностью и внутривидовой борьбой. Но последующее развитие биологии позволило установить, что дивергенция совершается и при отсутствии перенаселенности в результате направленного воздействия условий жизни. Дарвин решительно отвергал все попытки совместить учение о естественном отборе с признанием каких бы то ни было сверхъестеств. сил. Отвечая на письмо Лайеля, где высказывались такие идеи, Дарвин писал: "Я очень много думал о том, что Вы высказываете относительно необходимости постоянного вмешательства творческой силы. Я не вижу этой необходимости, и допущение ее, по моему мнению, сделало бы всю теорию естественного отбора бесполезной" (The life and letters of Charles Darwin, v. 2, p. 174). Причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. Он считал несостоятельными автогенетич. представления о существовании врожденной тенденции у организмов к изменениям, подчеркивая, что беспричинных явлений в природе быть не может. Наблюдая в природе различные масштабы изменчивости организмов, Дарвин ошибочно разделял изменчивость на определенную (закономерную) и неопределенную (случайную). Последней он придавал даже более важную роль в эволюции. Но, как видно из положения Дарвина о т.н. длящейся изменчивости, в к-рой сочетаются процессы одновременно и определенной и неопределенной изменчивости, он не абсолютизировал противопоставление этих двух типов изменчивости. Это свидетельствует о том, что объективно в Д. содержится диалектич. подход к взаимосвязи между необходимостью и случайностью. Об этом же говорят и идеи о возможности превращения случайных, единичных изменений организмов в необходимые, видовые. Хотя субъективно Дарвин неоднократно заявлял об отсутствии скачков в природе, его учение об образовании новых видов фактически указывало на существование таких скачков, качеств, переходов. Но, как справедливо указывали на это Т. Гексли и И. И. Мечников, в его трудах наблюдается недооценка роли резких скачков в процессе видообразования. Одним из проявлений диалектич. характера теории Дарвина является признание поступат. развития органич. мира от низших форм к высшим. Дарвин не только был убежден в существовании прогресса в мире животных и растений, но и указывал, что его причиной является постоянное усложнение жизненных условий в связи с увеличением многообразия органич. мира. Все это указывает, что учение Дарвина по своему филос. содержанию является не только материалистическим, но и стихийно-диалектическим. Вот почему Д. справедливо рассматривается в качестве одной из естественнонауч. основ диалектического материализма. Совершенно несостоятельными являются попытки Дж. Дьюи, Дж. Мида, Ф. Винера и др. прагматистов доказать родство прагматизма с Д. на том основании, что в учении Д. существенную роль играет указание на принцип полезности. Но полезность как критерий истины в прагматизме не имеет ничего общего с полезностью признаков и свойств животных и растений в их борьбе за существование. Фальсифицируя Д., прагматисты и др. бурж. философы и социологи пытаются распространить на общество законы борьбы за существование и естественного отбора (см. Социальный дарвинизм, Мальтузианство). Стремление прикрыть именем Дарвина реакц. тенденции в науке характерно и для нек-рых бурж. биологов. Это особенно относится к неодарвинизму и тесно связанному с ним вейсмановско-моргановскому направлению в генетике. Основатель неодарвинизма нем. биолог А. Вейсман и его последователи пошли по линии выхолащивания материалистич. содержания теории Дарвина и в то же время раздувания, усугубления допущенных им ошибок. Неодарвинисты отрицают творч. роль отбора, рассматривая отбор как простое сито, отсеивающее готовые органич. формы. Они не признают дарвиновской определенной и длящейся изменчивости, сводя изменчивость к чисто случайным отклонениям от норм, происходящим независимо от условий жизни в результате непостижимых внутр. процессов (см. Автогенез). Особенно ожесточенные нападки встречает у них признававшаяся Ламарком и Дарвином возможность наследования приобретаемых признаков. Все это приводит к тому, что, признавая на словах органич. эволюцию, неодарвинисты фактически ее полностью отвергают. Если неодарвинизм является завуалированной формой антидарвинизма, то ряд др. направлений в совр. буржуазной биологии открыто выступает против теории Дарвина. К числу их относятся неовитализм, финализм, теория эмерджентной эволюции. Не прекратили своего существования в капиталистич. странах и откровенно креационистские концепции, тесно связанные с католич. философией неотомизма. Различные стороны учения Дарвина получили развитие в трудах многих его последователей: Т. Гексли, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, А. О. Ковалевского, В. О. Ковалевского, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Л. Б?рбанка, А. Н. Северцова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова. Особенно важную роль в развитии Д. сыграли труды И. В. Мичурина и его последователей, в особенности Т. Д. Лысенко. Поэтому совр. этап в развитии Д. заслуженно получил наименование мичуринского учения. Его важнейшей особенностью является сознательное использование марксистской философии, тесная связь с практикой. См. Эволюционное учение. Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов путем естественного отбора, Соч., т. 3, М.–Л., 1939; его же, Изменения домашних животных и культурных растений, там же, т. 4, М.–Л., 1951; его же, Происхождение человека и половой отбор, там же, т. 5, М.–Л., 1953; Веселов ?. ?., Дарвинизм, М., 1957; Геккель Э., Трансформизм и дарвинизм, СПБ, 1900; Давиташвили Л. Ш., В. И. Ленин и кризис в эволюционном учении, "Вопр. философии", 1959, No 5; Лысенко Т. Д., Энгельс и некоторые вопросы дарвинизма, в кн.: Агробиология, М., 1952; его же, Дарвинизм живет и развивается, "Агробиология", 1959, No 5; Мечников И. И., О дарвинизме, сб. статей, М.–Л., 1943; Нуждин Н. И., Ламарк, Дарвин и современная биология, М., 1959; Платонов Г. В., Дарвинизм и религия, М., 1958; Панчев Иван, Дарвинизъм и марксизъм, С., 1957; Тимирязев К. ?., Избр. соч., т. 2, М., 1957. Г. Платонов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
309.36 кб

Дарвинизм

Родос Валерий Борисович
В тексте представлен авторский анализ происхождения, сущности, обоснованности и культурных последствий теории естественной эволюции.
Читать PDF
245.13 кб

Теория мимов, социальный дарвинизм и проблема гуманизма в общественных науках

Акопов С. В.
Читать PDF
87.36 кб

Дарвинизм в научном и массовом сознании

Шмерлина И. А.
Фокус-групповые дискуссии составляют основу для изучения отношения общества к проблеме происхождения человека и наследственности.
Читать PDF
100.21 кб

2008. 01. 018. Нельсон Р. Эволюционный подход в общественных науках и универсальный дарвинизм. Nelso

Ализаде А. А.
Читать PDF
574.89 кб

96. 04. 010. Шейнин С. , Бэрнс Б. Дарвин и социальный дарвинизм: чистота и история. Shapin s, Barnes

Али-заде А. А.
Читать PDF
151.79 кб

2008. 01. 009. Розенберг А. Дарвинизм в современной философии морали и социальной теории. Rosenberg

Безжонова О. В., Волкова П. А.
Читать PDF
131.40 кб

2004. 03. 031. Амато П. Гоббс, дарвинизм и взгляды на человеческую природу. Amato P. Hobbes, Darwini

Ким Е. М., Яковлев В. А.
Читать PDF
541.25 кб

96. 04. 006. Пеннок Р. Моральный дарвинизм: этические соображения в вопросе происхождения человека.

Юдин Б. Г.
Читать PDF
362.60 кб

Дарвинизм и проблема реальности эволюционной предыстории жизни (историко-философский анализ)

Стрельченко Василий Иванович
В статье дарвинизм рассматривается в контексте изучения проблемы реальности эволюционной предыстории жизни.
Читать PDF
149.77 кб

Социал-дарвинизм в контексте либеральной идеологии

Мухатаев Павел Николаевич
В статье рассматривается роль социал-дарвинизма в дискурсе современной политической философии. Осуществляется сравнительный анализ работ Г. Спенсера, Ф. Хайека, Р.
Читать PDF
256.14 кб

Дарвинизм и современная наука: социокультурная экспликация

Федяев А. П., Федяева Р. Х.
В статье доказывается, что теория эволюции Ч.Дарвина имеет статус оригинальной философской кон-цепции и не соответствует современным критериям и стандартам научности.
Читать PDF
318.91 кб

Дарвинизм, псевдодарвинизм и англосаксонская жизненная философия

Долгих Андрей Юрьевич
В статье представлена точка зрения, согласно которой дарвиновская теория борьбы за существование и естественного отбора лишь отчасти выведена из наблюдений животного мира, а в значительной степени являет собой отражение повседневн
Читать PDF
0.00 байт

Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру

Храмов Александр
Концепция теистического эволюционизма (ТЭ), согласно которой Бог сотворил органический мир посредством эволюционного процесса, сегодня разделяется большинством христианских мыслителей, пытающихся найти компромисс между религией и
Читать PDF
1.87 мб

Основные направления развития дарвиновской теории в социологии и философии: социальный дарвинизм и «

Филатова Екатерина Васильевна
Данная статья представляет собой попытку определить место нравственной теории П.А. Кропоткина в ряду других этических систем, выросших из дарвиновской теории эволюции.
Читать PDF
510.66 кб

95. 03. 005. Джонс г. Возвращение к социал-дарвинизму. Jones G. social Darwinism revisited // Histor

Юдин Б. Г.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ, или социо-дарвинизм

    идейное течение кон. 19 — нач. 20 в., трактовавшее социальное развитие по аналогии с биологической эволюцией. В качестве основных факторов общественной жизни выдвигались принципы естественного отб
  • ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

    — течение в обществ. науках в XIX — начале XX вв., пытавшееся свести з-ны развития об-ва к биол. закономерностям естеств. отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам инстинкта, наследстве
  • СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

    теория, сформулированная позитивистом Г.Спенсером, переносит законы эволюции видов - жизненная борьба и т.д. - на общество.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

    см. Социальный дарвинизм.