СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
направление в буржуазной социологии кон. 19 — нач. 20 в., представители к-рого в той или иной степени переносят на общество биологические законы, в частности открытый Дарвином закон естественного отбора и борьбы за существование. Хотя сторонники С. д. (Чемберлен, Аммон, Ратценгофер и др.) и выдвигают различные теории, их объединяет стремление объяснить общественные явления, исходя из биологической природы человека. Люди рождаются с неодинаковыми предпосылками для своего развития: одни из них более одаренные, другие менее. Отправляясь от этого факта, социал-дарвинисты приходят к выводу, что в ходе борьбы за существование побеждают наиболее сильные, биологически полноценные индивидуумы. Так, по их мнению, возникают социальные группы и классы, занимающие различное положение в обществе. Границы между ними строго определены. Нарушение этих границ в результате, напр., браков членов высших классов с членами низших классов приводит, с точки зрения некоторых сторонников С. д., к понижению биологического уровня и вырождению высших классов (по мнению других сторонников С. д., «вырождение» человечества является следствием прогресса науки и техники, что ослабляет борьбу за существование). Конфликт интересов различных классов и групп считается ими естественным состоянием общества, поскольку эти интересы обусловлены в конечном счете биологическими потребностями людей. Подобные взгляды означают на деле стремление увековечить классовую структуру капиталистического общества, сохранить капиталистическую конкуренцию.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
идейное течение в бурж. обществоведении кон. 19 - нач. 20 вв., к-рому свойственно сведение закономерностей развития человеч. общества к закономерностям биологич. эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособ­ленных в качестве определяющих факторов обществ. жизни.
Наиболее ранним предшественником С. д. явился Т. Мальтус, а непосредств. его основателем - Г. Спен­сер. С. д. чрезвычайно разнороден. Среди его предста­вителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У.Самнер) и его противники (итал. социологи М. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. со­циолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необ­ходимость стихийности в обществ. развитии (Спенсер, Самнер). Нек-рые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Гер­мании, Ж. Лапужа во Франции), другие - с психологич. направлением в социологии (напр., англ. социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер, Смолл). Биологизация обществ. процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмайер и Г. Мацат непосредственно выводили свои концеп­ции из принципов биологич. эволюции. Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей - с другой (Ваккаро). Нако­нец, у третьей категории социальных дарвинистов биологизация обществ. процессов проявилась в подчерки­вании ведущей роли социальных конфликтов, возника­ющих в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).
С. д. обосновывал связь биологич. и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармонич. целое, подчеркивал конфликт­ный и противоречивый характер обществ. развития. В работах нек-рых социальных дарвинистов исследова­лись определенные стороны жизни первобытных обществ. роль социальных норм и обычаев в регулирова­нии поведения человека (работы Беджгота, Самнера). Однако основополагающие принципы С. д. несостоя­тельны. Осн. теоретич. пороки С. д.: натурализм в ис­толковании обществ. явлений, отрицание их специфич­ности и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ. закономерностей к биологическим. Вульгар­ная трактовка эволюц. теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли социальных конфликтов, к-рые рассматриваются как «естественные», вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями. На­иболее реакционные варианты С. д. служили идейным обоснованием классового господства буржуазии, мили­таризма и экспансионизма во внешней политике.

Источник: Советский философский словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
направление в социологии 2-й пол. 19 в., пытавшееся объяснить эволюцию обществ. жизни биологич. законами естеств. отбора и борьбы за существование. Для С. д. характерно исследование проблем социального конфликта, столкновения интересов и борьбы социальных групп. В него входили разнородные по своей идеологич. и политич. ориентации социологи. Наиболее реакц. крыло С. д. составляли социологи, непосредственно переносившие принципы борьбы за существование на отношения групп, народов, гос-в, – Чемберлен, Лапуж, Аммон (см. Антропологическая школа в социологии, Расизм). Более умеренные и наиболее влият. представители С. д. (Беджгот, Гумплович, Ратценхофер, Самнер, Смолл) видели в теории Дарвина универсальную модель эволюц. процесса и пытались применить ее к обществу. При этом биологич. подход к социальной эволюции сочетался с психологизацией обществ. жизни. Однако для С. д. характерно искаженное и узкое истолкование учения Дарвина, свед?ние его к отвлеченным принципам борьбы за существование и естеств. отбора. Социал-дарвинисты считали возможным использовать в социологии принципы, выдвинутые Дарвиным, подставив вместо организмов социальные группы. При этом Беджгот еще не определял характера этих групп, Ратценхофер и Гумплович идентифицировали их с расовыми, Самнер – с этническими и культурными. Источники социальных конфликтов редуцировались к биологич. факторам. Так, по Беджготу, побеждает сильнейшая группа, более компактная и сплоченная благодаря устойчивости обычаев и правил поведения, закрепляющихся путем подражания. Гумплович источником конфликта считал борьбу рас, происшедших от разных предков. Возникновение гос-ва и борьба классов сводятся им к борьбе этнич. и расовых групп. По Ратценхоферу, борьба человеческих групп связана со столкновением интересов, к-рые являются выражением биологич. стремлений. Социальные дарвинисты опирались на эволюц. теорию Спенсера. Эволюц. изменения представлялись им необратимыми и не зависящими от воли человека, и поэтому попытки сознательно вмешиваться в социальный процесс объявлялись абсурдными (напр., Самнером). Социальные дарвинисты утверждали, что конкуренция, неравенство, суровые законы жизненной борьбы необходимы и полезны как для лучших и сильнейших, так и для тех, кто обречен природой на гибель. По существу это была апология капиталистич. общества. Представители С. д. дали описания различных конфликтов, обратили внимание на значение подражания в обществе, положили начало социологич. изучению обычаев и норм (см. Нормы социальные), групповой психологии, этноцентризма. Однако существ. методологич. порок С. д. заключался в абсолютизации биологич. процесса, к-рый не может объяснить источников развития общества, многообразия его форм. Абстрактность и антиисторичность С. д. выражались в том, что изучение конкретного механизма социального процесса подменялось иллюстрацией дарвиновских принципов. Лит.: Бюхнер Л., Дарвинизм и социализм или борьба за существование и совр. общество, пер. с нем., СПБ, 1907; Лориа А., С. д., в сб.: Дарвинизм и марксизм, X., 1923; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2, § 3; Timasheff N. S., Sociological theory: its nature and growth, N. Y., 1955, ch. 5; Conrad (Martius) H., Utopien der Menschenz?chtung. Der Sozialdarwinismus und seine Folgen, M?nch., [1955]; Gottschalk R., Darwin und der Sozialdarwinismus, "Dtsch. Z. Philos.", 1959, No 4, S. 521–39; Hofstadter R., Social Darwinism in American thought, ?. ?., 1959; Darwinism and the study of society. A centenary symposium, ed. M. Banton, L.–Chi., [1961]; Dale ?., An introduction to social biology, 3 ed., L., [1964]; Biological aspects of social problems. A symposium held by the Eugenics society in Oct. 1964, Edinburgh–L., [1965]. В. Чаликова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.