ДАННОЕ
ДАННОЕ
нечто, существующее без нашего содействия как факт. Данность — то, что дано, что есть в наличии, объективная действительность.
ДАННОЕ
это нечто, существующее без нашего содействия как факт или содержание сознания; "данное", "данность" - нейтральное выражение для переживаемого наличного бытия предметного содержания в сознании.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Данное
Словом данное, данные называют что- либо, сообщенное нам без всякого с нашей стороны труда, и требуется, чтобы мы из данного что-либо требуемое вывели или выработали. Данными в математике называют величины известные, по которым определяют величины неизвестные.
ДАННОЕ
(gegeben) — то, что появляется без нашего содействия как факт или содержание сознания; «данное», «данность» в экзистенциализме — нейтральное выражение для обозначения переживаемого наличия предметного содержания в сознании.
N. Hartmann. Zum Problem der Realitätsgegebenheit, 1931; J. Wild. The Concept of the Given in Contemporary Philosophy, in: Philos. Phenom. Res., 1 (1940/1941); J.J. Ross. The Appeal of the Given. A Study in Epistemology. London, 1970.
N. Hartmann. Zum Problem der Realitätsgegebenheit, 1931; J. Wild. The Concept of the Given in Contemporary Philosophy, in: Philos. Phenom. Res., 1 (1940/1941); J.J. Ross. The Appeal of the Given. A Study in Epistemology. London, 1970.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ДАННОЕ
к.-л. объект, ставший предметом рассмотрения, познания. В противоположность идеалистич. эмпиризму, теория познания диалектич. материализма исходит из того, что подлинным "данным" в человеч. ощущениях, представлениях и понятиях является объективная реальность – материя. "Для материалиста "фактически дан" внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста "фактически дано" ощущение, причем внешний мир объявляется „комплексом ощущений“" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 99). Сам процесс отражения и его результаты (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.п.) тоже могут быть предметом познания, но не непосредственно, а всегда опосредованно, через материальную сторону своего выражения – язык, музыку, скульптуру, живопись и т.п. средства выражения, поступки, действия, движения. Т.о., непосредственно данным может быть только материальный предмет или явление.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
данное
ДАННОЕ — понятие эпистемологии, обозначающее непосредственные элементы опыта. Такие характеристики Д., как непосредственность, неинтерпретированность, очевидность, противопоставляются опосредствованности, концептуальной оформленности, наличию интерпретаций и идеализации в выводном знании. Особое значение Д. придается в эмпиризме сенсуалистического типа, в котором всякое знание рассматривается как возникающее из непосредственных данных чувственного опыта — «простых идей» (Локк), «идей или чувственных качеств» (Беркли), «впечатлений» (Ю м) — путем их ассоциации, обобщения и т.п. Чувственно Д. рассматривалось в качестве абсолютного фундамента знания, как то, что определяет содержание научных понятий. Эти принципы были поставлены под сомнение Кантом. Хотя Д. существует «посредством чувственности предметы нам даются», оно не только не составляет основу знания, но вообще не входит в него, пока не оформляется посредством чистых интуиции пространства и времени, категорий и схем рассудка. Без этого Д. остается бесформенной материей опыта, «не знанием, а лишь набором восприятий». В неопозитивизме тезис о фундаментальности «непосредственно Д.» обосновывался в логико-семантическом плане как вопрос о редуцируемости теоретических предложений к понятым так или иначе высказываниям о чувственном Д. (атомарным предложениям, протокольным предложениям, базисным высказываниям). Эволюция неопозитивизма показала как неадекватность редукционистской модели, так и тщетность всех попыток выделить уровень непосредственного чувственного опыта. Неопозитивистская трактовка Д. стала рассматриваться как «миф о Д.», как «догма эмпиризма», не соответствующая реальному познанию. В современной эпистемологии и философии науки утвердилось представление о неустранимой теоретической, концептуальной «нагруженности» наблюдений и фактуального уровня знания. В.П. Филатов
ДАН
(кит. — пригодность, уместность, органичность, соответствие занимаемому положению) — важная эти ко-эстетическая категория, обозначающая «правильное положение элемента в системе», его соответствие предназначению, функциональность.
С т.з. классической (конфуцианской) этики, построение жизнеспособной иерархии в обществе возможно только на основании принципа, в соответствии с к-рым высшие по положению являются высшими и по своим нравственным качествам. Важные для благосостояния социума (Поднебесной) позиции должны быть заняты «мужами благородными» (цзюньцзы, см. Благородный муж), к-рые одни лишь способны обеспечить соблюдение всеми принципов справедливости, «общего блага» (гул), следовательно, и устойчивость общественной системы (напр., династии) в целом. Напротив, пребывание на высших «постах» личностей безнравственных характеризуется как «несоответствие [качества людей] занимаемым ими позициям» (бу дан) и рассматривается как фактор неустойчивости иерархии и предпосылка ее быстрой деградации и краха.
С т.з. натурфилософской теории «инь—ян» также желательно, чтобы важнейшие (доминантные) позиции в социуме занимали «янные» (мужские) элементы, поскольку и в природе высшая позиция (абсолюта) закреплена за «янным» небом (тянь). На этом основании натурфилософия выступала против женщин (напр., вдовствующих императриц) на троне, т.к. в этом случае «янная» позиция занималась «иньным» элементом, что противоречило правильному соотношению ведущих (ган) и ведомых элементов системы. Наглядным представлением натурфилософской концепции «инь-янной» системы подчиненности-доминирования служила звуковысотная система, теоретическая разработка к-рой в основном была завершена уже в эпоху Хань (206 до н.э.-220 н.э.).
В музыкально-теоретической лит-ре категория «Д.» относится к положению музыкального тона в гармоническом звукоряде (люй), причем, согласно натурфилософской утопии, хорошо устроенный, «упорядоченный» (чжи) социум подобен такому звукоряду и потому «гармоничен» (хэ). Задача по «настройке» или гармонизации Поднебесной возлагается теорией на ее главный элемент — правителя-вана, а успешной его деятельность оказывается тогда, когда он следует «царским путем» (ван дао), т.е. руководствуется принципом «общего блага» (гун). «Царский путь» (ван дао) в нравственном смысле противоположен «пути ба-гегемонов» (где «ба» — в целом обозначение властвования при помощи силы-ли, а не добродетели-дэ, т.е. посредством насилия, а не морального совершенства). Если какой-либо элемент системы (включая и самого вана) не отвечает (бу дан) своему функциональному предназначению и «роли», возникает некое «служебное несоответствие», к-рое объясняется моральной деградацией данного индивида. Последняя, в свою очередь, есть следствие его неспособности справиться с собственными «страстями» (юй), т.е. связана с потерей контроля над эмоциональной сферой (цин, букв. - чувственность). Если в «упорядоченном» индивиде как психосоматическом единстве органы чувств (у гуань, букв. пять чиновников-подчиненных) находятся под управлением «центра» — сердца (синь, букв. — ум-сердце, — контролирующий четыре остальных — селезенку, легкие, печень и почки, «центральный» орган-гуань), в индивиде, «безрассудно» отдавшемся своим чувствам, все органы-гуань действуют самовластно. Это означает, что разум и соответствующее моральное сознание больше не являются критерием поступков такого индивида, вступившего на путь «хаоса», ведущий в конечном счете к самоуничтожению (в случае правителя — и к уничтожению его государства). Если выправить положение (самому или при помощи конфуцианца-советника) не удается, такой правитель, как негодный элемент, почти «автоматически» (на самом деле за этим стоит Д.-закон абсолюта) заменяется пригодным, и эти «перемены» в основном и образуют событийную (видимую) часть истории, приобретающей в этом контексте «нравственное» (дидактическое) измерение, всячески подчеркиваемое и сознательно усиливаемое конфуцианскими моралистамиисториографами. Г.Л. Ткаченко
С т.з. классической (конфуцианской) этики, построение жизнеспособной иерархии в обществе возможно только на основании принципа, в соответствии с к-рым высшие по положению являются высшими и по своим нравственным качествам. Важные для благосостояния социума (Поднебесной) позиции должны быть заняты «мужами благородными» (цзюньцзы, см. Благородный муж), к-рые одни лишь способны обеспечить соблюдение всеми принципов справедливости, «общего блага» (гул), следовательно, и устойчивость общественной системы (напр., династии) в целом. Напротив, пребывание на высших «постах» личностей безнравственных характеризуется как «несоответствие [качества людей] занимаемым ими позициям» (бу дан) и рассматривается как фактор неустойчивости иерархии и предпосылка ее быстрой деградации и краха.
С т.з. натурфилософской теории «инь—ян» также желательно, чтобы важнейшие (доминантные) позиции в социуме занимали «янные» (мужские) элементы, поскольку и в природе высшая позиция (абсолюта) закреплена за «янным» небом (тянь). На этом основании натурфилософия выступала против женщин (напр., вдовствующих императриц) на троне, т.к. в этом случае «янная» позиция занималась «иньным» элементом, что противоречило правильному соотношению ведущих (ган) и ведомых элементов системы. Наглядным представлением натурфилософской концепции «инь-янной» системы подчиненности-доминирования служила звуковысотная система, теоретическая разработка к-рой в основном была завершена уже в эпоху Хань (206 до н.э.-220 н.э.).
В музыкально-теоретической лит-ре категория «Д.» относится к положению музыкального тона в гармоническом звукоряде (люй), причем, согласно натурфилософской утопии, хорошо устроенный, «упорядоченный» (чжи) социум подобен такому звукоряду и потому «гармоничен» (хэ). Задача по «настройке» или гармонизации Поднебесной возлагается теорией на ее главный элемент — правителя-вана, а успешной его деятельность оказывается тогда, когда он следует «царским путем» (ван дао), т.е. руководствуется принципом «общего блага» (гун). «Царский путь» (ван дао) в нравственном смысле противоположен «пути ба-гегемонов» (где «ба» — в целом обозначение властвования при помощи силы-ли, а не добродетели-дэ, т.е. посредством насилия, а не морального совершенства). Если какой-либо элемент системы (включая и самого вана) не отвечает (бу дан) своему функциональному предназначению и «роли», возникает некое «служебное несоответствие», к-рое объясняется моральной деградацией данного индивида. Последняя, в свою очередь, есть следствие его неспособности справиться с собственными «страстями» (юй), т.е. связана с потерей контроля над эмоциональной сферой (цин, букв. - чувственность). Если в «упорядоченном» индивиде как психосоматическом единстве органы чувств (у гуань, букв. пять чиновников-подчиненных) находятся под управлением «центра» — сердца (синь, букв. — ум-сердце, — контролирующий четыре остальных — селезенку, легкие, печень и почки, «центральный» орган-гуань), в индивиде, «безрассудно» отдавшемся своим чувствам, все органы-гуань действуют самовластно. Это означает, что разум и соответствующее моральное сознание больше не являются критерием поступков такого индивида, вступившего на путь «хаоса», ведущий в конечном счете к самоуничтожению (в случае правителя — и к уничтожению его государства). Если выправить положение (самому или при помощи конфуцианца-советника) не удается, такой правитель, как негодный элемент, почти «автоматически» (на самом деле за этим стоит Д.-закон абсолюта) заменяется пригодным, и эти «перемены» в основном и образуют событийную (видимую) часть истории, приобретающей в этом контексте «нравственное» (дидактическое) измерение, всячески подчеркиваемое и сознательно усиливаемое конфуцианскими моралистамиисториографами. Г.Л. Ткаченко
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001