(data и capta) – с помощью этих категорий в коррелятивной онтологии кокретизируется понимание бытия-существования как соотношения в применении к соотношению объективной и субъективной реальности. Эти виды бытия для любого сущего выступают как меры существования и несуществования друг друга. Поскольку одно сущее во взаимодействии с другим (в том числе в человеческом познании, которое является частным случаем взаимодействия) вынуждено преодолевать его сопротивление (считаться с ним как с чем-то объективным, независимым от субъективной реальности первого, подчиняющимся внешним закономерностям), постольку это второе сущее дано первому. Поскольку же первое сущее каким-то образом организует свое воздействие на второе, подчиняет взаимодействие своей внутренней программе,и, прежде всего, имеет интенцию на выделение его как предмета, постольку второе оказывается взятым первым.
Такой подход позволяет преодолеть односторонность материализма и субъективного идеализма в понимании субъективного и объективного на уровне человека, выявляя всеобщие онтологические корни этой односторонности. Материалисты считают, что предметы отражаются в познании, субъект которого в своем исходном состоянии оказывется tabula rasa («чистой дощечкой», лишенной внутренних априорных предпосылок). Субъективные идеалисты, напротив, исходят из того, что субъект так или иначе «полагает» предмет своего познания, конструирует его в соответсвии со своей внутренней интенцией. Между тем любое взаимодействие (познание в том числе) предполагает взаимоопосредованность внешего и внутреннего, «неподатливости» объекта и активности субъекта.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 61; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 28, 47- 48.