ДАКША
ДАКША
У индийцев божество класса адитьев, «отец богов»; его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Дакши. Наиболее известный из мифов, связанных с Дакшей, — миф о первом жертвоприношении и гневе Рудры (позднее — Шивы).
ДАКША
в Ведах — один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах "Ригведы" это имя носит божество, принимающее черты бога-отца, в брахманах Д. отождествляется с Праджапати. Позднее Д. — устроитель изначального жертвоприношения, приведшего к ссоре с Шивой, на него не призванным: Шива сносит Д. голову, к-рую потом заменяют головой козла — с нею Д. обычно представлен в иконографии. В пуранах Д. выступает как отец жены Шивы — Сати, к-рая после их ссоры сжигает себя на костре. В послеведийской мифологии Д. именуется сыном Брахмы. Д. — отец 50 (или 60) дочерей, 13 старших он отдает в жены Кашъяпе, 27 — олицетворение созвездий лунного зодиака становятся женами Сомы, бога луны, младшие — женами Дхармы, бога справедливости (по нек-рым версиям, еще — женами Ману).
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Дакша
индуист.) – «ловкий», «способный» – бог класса адитьев, седьмой сын Брахмы (или Праджапати), родившийся из большого пальца правой ноги творца. Наиболее примечательным в Д. является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити. Его женой стала Вирини, отождествляемая с ночью и родившаяся из пальца левой ноги творца. У Д. было 50 (вариант: 60) дочерей. Его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану – матерью данавов, а третья – Адити – матерью адитьев и, следовательно, самого Д. Он устроил первое искупительное жертвоприношение, на которое были созваны все боги, кроме Рудры (вариант: Шивы). Разгневанный Рудра пронзил жертву стрелой, и она превратилась в созвездие Мригаширша («голова антилопы»). Затем Рудра напал на богов и начал избивать и калечить их, помимо всего прочего, снеся при этом голову Д. Когда Рудра успокоился, голову Д. нигде не могли найти и вместо нее ему поставили голову козла.
Источник: Мифологический словарь
ДАКША
Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но "Риг-Веда"
утверждает, что "Дакша произошел от Адити, и Адити - от Дакши";
это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей
Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо,
очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот ближе к
истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть
духовная сила и в то же время - мужская энергия, порождающая
богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как
само собой разумеющееся, антропоморфизируют эту идею и изображают
Дакшу устанавливающим "половые сношения на этой земле" после
испробование всех других средств произведения потомства.
Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, на
наиболее материальном конце своей эволюции производящей Силой на
физическом плане; и до сих пор это Пураническая аллегория
правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ
произведения потомства начался в конце третьей Коренной Расы.
утверждает, что "Дакша произошел от Адити, и Адити - от Дакши";
это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей
Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо,
очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот ближе к
истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть
духовная сила и в то же время - мужская энергия, порождающая
богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как
само собой разумеющееся, антропоморфизируют эту идею и изображают
Дакшу устанавливающим "половые сношения на этой земле" после
испробование всех других средств произведения потомства.
Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, на
наиболее материальном конце своей эволюции производящей Силой на
физическом плане; и до сих пор это Пураническая аллегория
правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ
произведения потомства начался в конце третьей Коренной Расы.
Источник: Теософский словарь