китайский философ (1130-1200). Основатель системы, известной под именем чжуизма, ведущей системы конфуцианства вплоть до конца периода Мин. Доктрина великого предела (тай-цзии) развита в «Четверокнижии». Кроме того, автор истории Китая,
ЧЖУ СИ
ЧЖУ СИ
Источник: Философский словарь
ЧЖУ СИ
(Tschu Hi) — китайский философ; р. 19.10.1130 (Юси, провинция Фуцзянь) — ум. 24.4.1200 (Каотин, провинция Фуцзянь); воспитатель правителя, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель времен Сунской династии. Философию Чжоу Дунь-и он сделал направлением, господствовавшим в китайской философии в течение столетий. Согласно Чжу Си, мир возникает и существует в результате взаимодействия активного духа и пассивной материи (см. Ян и Инь); здесь прежде всего становится явным различие между добром и злом и разнообразие существования и его форм.
О. Graf. T. H., Djin-si lu. Tokio, 1953; W. T. Chan. Reflections on Things at Hand. New York, 1967.
О. Graf. T. H., Djin-si lu. Tokio, 1953; W. T. Chan. Reflections on Things at Hand. New York, 1967.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЧЖУ СИ (1130—1200)
кит. философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун. Учение Ч. С. носит ярко выраженный идеалистический характер. В нем были систематизированы идеи конфуцианства. Первичным Ч. С. считал идеальное начало ли, вторичным — материальное начало ци. Идеальная субстанция ли лишена формы и качеств, она недоступна чувственному восприятию. В постоянной смене движения и покоя (Инь и ян) образуются пять материальных первоэлементов мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Ч. С. решительно отстаивал этико-политическое учение конфуцианства. “Врожденную природу” человека он выводил из идеального начала (ли). Основой общественной жизни Ч. С. считал строжайшее выполнение конфуцианских этико-политических установлений. Позднее канонизированное учение Ч. С. явилось основой традиционной системы образования.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Чжу Си
(1130—1200) — кит. философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун (960—1279). Под влиянием буддизма и даосизма сунское неоконфуцианство обратилось к разработке метафизических проблем. Учение Ч. С. носит ярко выраженный идеалистический характер. В нем были систематизированы идеи конфуцианства. Идеальная субстанция ли лишена формы и качеств, она недоступна чувственному восприятию. «Великий предел» порождает силу движения ян и силу покоя инь. Происходит постоянная смена движения и покоя. В этом процессе образуются пять материальных первоэлементов мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Первичным Ч. С. считал идеальное начало ли, вторичным — материальное начало ци. Ч.. С. решительно отстаивал этико-политическое учение конфуцианства. Врожденную природу человека он выводил из идеального начала ли. Основой общественной жизни Ч. С. считал строжайшее выполнение конфуцианских этико-политических установлений. Позднее канонизированное учение Ч. С. явилось основой традиционной системы образования.
Источник: Философский словарь. 1963
ЧЖУ СИ
Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь -23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся ученым-энциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179-80, будучи правителем области Нанькан (пров. Цзянси), восстановил школу «Байлу дун» («Пещера белого оленя»), ставшую благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.
Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения к-рых он снабдил собств. комментарием и написал о них исследование «Цзинь сы лу» («Записи о совр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. систематизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошел дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистич. концепции двух начал - идеального, первичного, «ли» и материального, вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишенном физич. формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причем ли его первонач. природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч. желаниями и физич. элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Ч. С. обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч. С. стало впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов, базировавшихся на классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодежи вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и Японии. Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942; см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.
Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан Цзая и бр. Чэн, произведения к-рых он снабдил собств. комментарием и написал о них исследование «Цзинь сы лу» («Записи о совр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. систематизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошел дальше, чем Чэн И, в развитии дуалистич. концепции двух начал - идеального, первичного, «ли» и материального, вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в ли как законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишенном физич. формы великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной, причем ли его первонач. природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч. желаниями и физич. элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в трактовке Ч. С. обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч. С. стало впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов, базировавшихся на классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и воспитании молодежи вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и Японии. Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by D. Bodde, Camb., 1942; см. также лит. к ст. Неаконфуцианство.
Источник: Советский философский словарь
ЧЖУ СИ
1130–1200) – кит. философ, создавший рационалистич. систему неоконфуцианства, оказавшую огромное влияние на китайскую, корейскую и япон. философию. Учился у Ли Туна (1088–1158), последователя Чэн И и Чэн Хао. Б?льшую часть жизни провел в бедности; неоднократно занимал высокие посты, с к-рых увольнялся за выступления против правительств. политики. Бесстрашие Ч. С. вызвало ненависть к нему придворных, добившихся того, что в 1196 учение Ч. С. было запрещено и он был отстранен от всех должностей; в 1199 был реабилитирован, но служить отказался. Объединив концепцию "великого предела" (тайцзи), выдвинутую Чжоу Дунь-и, с понятием принципа (ли), взятым из философии братьев Чэн, Ч. С. интерпретировал "великий предел", воплощающий высший принцип, как единство принципов всех существ и вещей Вселенной. Причастные "великому пределу", они относятся к нему не как части к целому, а как отражения луны в реках и озерах к луне на небе – в каждом из них луна отражается целиком. Для реального существования Вселенной недостаточно, однако, "великого предела", тождественного принципу (ли), необходимо еще и материальное начало (ци). По сравнению с "ли" это материальное начало вторично, но именно оно дает возможность объяснить разнообразие всего существующего, изменения, к-рым оно подвержено, и наличие в человеке добра и зла. Оттого что принцип воплощается в материальном начале, он не может быть воплощен до конца и полностью. Человеч. принцип ("ли") Ч. С. сравнивал с жемчужиной в мутной воде эгоистич. желаний. Путь к внутр. освобождению и к просветлению подобен очищению жемчужины от грязи. В этом плане Ч. С. вслед за Чэн И придавал особое значение заимствованному из трактата "Да сюэ" понятию "исследование вещей". Поскольку принцип (ли) объединяет человека со всей Вселенной, исследуя вещи и познавая их принципы, человек, согласно рационалистич.-просветительской позиции Ч. С., познает самого себя и избавляется от эгоистич. желаний. Хотя в системе Ч. С. "исследование вещей" было в основном средством для нравств. самоусовершенствования, то значение, к-рое ему придавал Ч. С., сыграло известную роль для развития науки в Китае. Однако в основном "вещи", к исследованию к-рых призывал Ч. С., понимались как человеч. дела, т.е. проблемы морали, политики и т.п. Изучение того, что выходило за пределы гуманитарных знаний, неоконфуцианцев не интересовало, поэтому естеств. науки не получили в Китае значит. развития. Неоконфуцианский синтез, разработанный Ч. С., после его смерти превратился в ортодокс. идеологию кит. бюрократии. С 1313 ответы на гос. экзаменах должны были основываться на комментариях Ч. С. к конфуцианским классич. книгам. Став офиц. догмой, неоконфуцианство чжусианского толка в течение почти 700 лет, вплоть до начала 20 в., сковывало филос. мысль в Китае и тем самым способствовало тенденциям к стагнации, к-рые привели в новое время к отставанию Китая от Европы. Соч.: Чжу-цзы да цюань (Полное собр. соч.), Шанхай, 1936. Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 201–39; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 120–25; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963, с. 294–99; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 533–71; Chang C., The development of Neo-Confucian thought, v. 1, N. Y., 1957, p. 243–332; Sсhrokauer С. M., Chu Hsi´s political career: a study in ambivalence, в кн.: Confucian personalities, Stanford, 1962, p. 162–88; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton. 1963, p. 588–653. В. Рубин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЧЖУ СИ
Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань) (18 октября 1130, Юси провинции Фуцзянь — 23 апреля 1200, Каотин провинции Фуцзянь) — китайский философ, ученыйэнциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение двадцати лет занимался гл. о. научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но ненадолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун («державный князь»), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам; с 1313 его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности. Основополагающие идеи Чжу Си выражены в комментариях к конфуцианской классике и беседах, записанных учениками. Он составил первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию «Цзинь сы лу» («Записи размышлений о близком», в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173).
Чжу Си истолковал связь «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн Иконцепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли). Тай цзи, по Чжу Си, — это совокупность всех ли-принципов, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (вань у). В каждой конкретной «вещи», т. е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны — в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т. е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение», которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов». Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовершенствованность личности», а затем — «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность всей] Поднебесной», поскольку ли-принцип совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы. Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (цч). Физически они неразделимы, но логически ли-принцип имеет приоритет над ци-пневмой. Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» и «природы пневменной материи», связав их с ли и ци соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкретными модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло».
Учение Чжу Си поддерживалось правящей маньчжурской династией Цин (1644—1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР (см. Новое конфуцианство).
Соч.: Чжу-цзы да цюань (Достаточно полное [собр. соч.] учителя Чжу), т. 1—12. Тайбэй, 1970; [Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании], пер. М. Л. Титаренко.— В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969; Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей), пер. В. В. Зайцева,— В кн.: Человек как философская проблема: Восток—Запад. М., 1991.
Лит.: Chan Wng-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confiicianism. Honolulu, 1986.
А. И. Кобзев
Чжу Си истолковал связь «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн Иконцепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли). Тай цзи, по Чжу Си, — это совокупность всех ли-принципов, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (вань у). В каждой конкретной «вещи», т. е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны — в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т. е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение», которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов». Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовершенствованность личности», а затем — «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность всей] Поднебесной», поскольку ли-принцип совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы. Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (цч). Физически они неразделимы, но логически ли-принцип имеет приоритет над ци-пневмой. Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» и «природы пневменной материи», связав их с ли и ци соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкретными модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло».
Учение Чжу Си поддерживалось правящей маньчжурской династией Цин (1644—1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР (см. Новое конфуцианство).
Соч.: Чжу-цзы да цюань (Достаточно полное [собр. соч.] учителя Чжу), т. 1—12. Тайбэй, 1970; [Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании], пер. М. Л. Титаренко.— В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969; Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей), пер. В. В. Зайцева,— В кн.: Человек как философская проблема: Восток—Запад. М., 1991.
Лит.: Chan Wng-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confiicianism. Honolulu, 1986.
А. И. Кобзев
Источник: Новая философская энциклопедия
ЧЖУ СИ
Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань. 18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, - 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь. Философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] - Чжу [Си] школа), в к-рой оно обрело статус ортодокс, идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался гл. обр. науч. и лит. трудом. С 1178, находясь на гос. службе, Ч.С. неоднократно, но не надолго назначался на высокие администр. посты. В 1196 за критич. настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул гогун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конф. авторитетам, а с 1313 его учение официально включено в систему гос. экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Лит. наследие Ч.С. чрезвычайно велико. Мн. его основополагающие идеи выражены в ком-мент. к конф. классике (прежде всего "Пятиканонию" и "Четверокнижию", см. "Ши сань цзин") и беседах, записанных учениками (юй лу). Ч.С. публиковал, комментировал и интерпретировал произв. своих непосредств. предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сум (960 - 1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в части., составив из них первую и ставшую образцовой неоконф. антологию "Цзинь сы лу" ("Записи размышлений о близком", 14 гл., в соавторстве с Люй Цзуцянем, 1173). Наиболее полные собр. различных видов соч. Ч.С. - "Чжу-цзы юй лэй" ("Классифицированные беседы учителя Ч.[С.]", 140 гл., 1270), "Чжу-цзы вэнь цзи" ("Собр. письмен учителя Ч.[С.]", 121 гл., 1532, сер. СЕБЯ), "Чжу-цзы цюань шу" ("Поли, [собр.] произведений учителя Ч.[С.]", изд. по имп. указу, 66 гл., 1714, т. 1 -25). Ч.С. в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. Тай цзи, Ю - у) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли [1]). Тай цзи, по Ч.С., - это совокупность всех ли [1], тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкр. "вещи" (у [3]), т.е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает осн. задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), к-рое состоит в "совершенном [раскрытии] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [всей] Поднебесной" (формулы "Да сюэ"), поскольку ли [ 1 ] совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь [2]), должная справедливость (и [1]), благопристойность (ли [2]), разумность (чжи [1])". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли [1]) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци [1]). Физически они неразделимы, но логически ли [1] имеет приоритет над ци [1]. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изнач. природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы на пневменной основе" (ци чжи чжи син), связав их с ли [1] и ци [1] соответственно, Ч.С. окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеч. "природы" (см. "Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"), обладающей вторичными и конкр. модусами, к-рым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой пол. 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] школа, сформулировавшая осн. тезисы античжусианской критики. Учение Ч.С. поддерживалось правящей маньчж. дин. Цин (1644-1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли. сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд кит. философов, проживающих за пределами КНР (см. Постконфуцианство). *Чжу-цзы да цюань ("Достаточно полное [собр. соч.] учителя Ч.[С.]"). Т. 1 - 12. Тайбэй, 1970; Ч.С. (Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Пер. М.Л. Титаренко) // Антология мир. философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Ч.С. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей. Пер. с кит. В.В. Зайцева) // Человек как филос. проблема: Восток - Запад. М., 1991; De Harles Ch. (tr). Tchou Hi. La Sino Hio ou moral de la jeunesse. P., 1889; Bruce J.P. (tr.). The Philosophy of Human Nature by Chu Hsi. L., 1922; Craf O. (verdeut.). Tschu Hsi. Djin-si lu, die sungkonfuzianische Summa. Bdl-3. Tokio, 1953 - 4; Chan Wing-tsit (tr.). Reflections on Things at Hand: The Neo-Confucian Antology Сотр. by Chu Hsi and Lu Tsu-chien. N.Y.- L., 1967; **Зайцев В.В. О формировании филос. учения Ч.С. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления. М., 1978; Краснов А.Б. Учение Ч.С. о природе человека // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Мартынов А.С. Ч.С. и офиц. идеология имп. Китая // Там же; Его же. Буддизм и конфуцианцы: Су Дунпо (1036 - 1101) и Ч.С. (ИЗО - 1200) // Буддизм, гос-во и об-во в странах Центр, и Вост. Азии в ср. века. М., 1982; Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Ч.С. // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. М., 1991; Цянь Му. Чжу-цзы синь сюэ ань (Новый отчет об учении учителя Ч.[С.]). Т. 1 - 5. Тайбэй, 1971; Сюсигаку тайкэй (Общий курс учения Ч.С.). Т. 1 - 9. Токио, 1974 - 75; Чжан Ливэнь. Ч.С. сысян яньцзю (Исслед. идеологии Ч.С.). Пекин, 1981; Фань Шоукан. Чжу-цзы цзи ци чжэсюэ (Учитель Ч.[С.] и его философия). Пекин, 1983; Лю Шусянь. Чжу-цзы чжэсюэ сысян дэ фачжань юй ваньчэн (Развитие и формирование филос. мысли учителя Ч.(С.]). Тайбэй, 1986; Чэнь Лай. Ч.С. чжэсюэ яньцзю (Исслед. философии Ч.С.). Пекин, 1987; Le Gall S. Le philosophe Tchou Hi, sa doctrine, son influence. Chang-hai, 1894; BruseJ.P. Chu Hsiand His Masters. L., 1923; Sargent G.E. Tchou Hi contre le Bouddhisme. P., 1955; Chan Wing-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986; Gardner O.K. Chu Hsi and the Ta-hsueh. Camb. (Mass.), 1986. А.И. Кобзев