ЧЖУ ЦЯНЬЧЖИ

Найдено 1 определение
ЧЖУ ЦЯНЬЧЖИ
Чжу Цин-моу. 11.1899, Фучжоу пров. Фуцзянь, - 7.1972, Пекин. Философ, историк. В 1916 поступил на подготовит, отд. юридич. ф-та Пекинского ун-та. В 1919 перешел на филос. ф-т. Участвовал в "движении 4 мая". С 1924 преподавал в Сямэньском ун-те. В 1929 - 30 учился в Японии, затем был проф. Цзинаньского ун-та, Ун-та Сунь Ят-сена, в разное время - деканом историч. и филос. ф-тов, ректором Ин-та лит-ры, директором Центра гуманитарных наук Исследовательского ин-та, зав. кафедрой истории Ун-та Сунь Ятсена. В 1952 стал проф. Пекинского ун-та. С 1964 был науч. сотр. Ин-та изучения религий АН Китая. В ранней пер. науч. деятельности был сторонником "теории героев", считал выдающиеся личности творцами историч. процесса, склонялся к анархизму. Впоследствии увлекся разработкой собств. филос. системы пантеистич. характера - "философии истинного чувства" (чжэнь цин чжэсюэ). Отождествлял космич. сущность с живым человеч. телом, полагая, что она "не выходит за пределы чувственно воспринимаемого моим "я" феноменального мира". "Поток истинного чувства" и есть искомый философами "истинный принцип" (чжэнь ли, см. Ли [1]) и одновременно - собственно космос; объединенные в нем "Небо (тянь), Земля, люди и вещи изначально составляли единое тело, единое истинное чувство", не существующие вне времени. В области теории познания постулировал отказ от рационального знания: жизнь подлинного знания есть жизнь "истинного чувства". В кон. 30-х гг. исследовал процесс влияния кит. философии на европ. культуру и пришел к следующим выводам: 1. Европ. ренессанс связан с кит. цивилизацией посредством "четырех великих изобретений" - бумаги, печатного дела, пороха и компаса, попавших в Европу в 13-16 вв. через монголов и арабов. 2. Период непосредств. контакта Китая с Европой делится на эпоху "материального контакта" , "контакта в сфере искусства" и "идейного контакта". Особое внимание уделил раннему периоду проникновения в Китай науч. методологии Аристотеля, идейным контактам иезуитов (в 17 - 18 вв.) с неоконфуцианством. Отдельно выделил тему связи кит. философии с движением Просвещения, рассмотрел взгляды Р. Декарта и Г.В. Лейбница на кит. культуру. Если для эпохи Возрождения кит. "четыре великих изобретения" были одним из материальных факторов, то для эпохи Просвещения (17-18 вв.) Конфуций был одним из идеологич. ориентиров, а конф. рационализм - одним из источников прогресса философии. Рассмотрел связи кит. философии с идеологией революций 19 в. в Германии и Франции. Если в Германии влияние кит. идей сказалось в просветительском монархич. либерализме, т.е. в склонности к идейной революции, то во Франции - в идеологии политич. революции. Т.о., в первом случае влияние кит. культуры обратилось в создание новой реальности, во втором - в некий искусств, идеал, использованный для разрушения. Непосредств. влияние кит. философии на западную проявилось в идеях франц. энциклопедистов - П.-Х.Д. Гольбаха, Монтескье, Вольтера, Д. Дидро и др., а также в сближении философии Ф. Шеллинга с кит. и вообще древневост. философией, в диалектике Г.В.Ф. Гегеля. По Ч. Ц., гегелевская категория "небытие" тоже восточного, видимо, буд. происхождения, а спиритуальная диалектика "Феноменологии духа" (1807) находит соответствия в диалектике конф. канона "Да сюэ", переводимого на зап. языки с 1662. В кон. 40-х гг. Ч. Ц. увлекся проблемой влияния буддизма на раннее христианство; в кон. 50-х начал углубленные исследования япон. философии. Сяньдай сычао пипин (Критика совр. мысли) . Пекин, 1920; Гэмин чжэсюэ (Философия революции). Пекин, 1921; Да тун гунчаньчжуи (Коммунизм Великого единения). Пекин, 1926; Жибэнь чжэсюэ ши (История япон. философии). Пекин, 1964; Чжунго чжэсюэ дуй юй Оучжоу дэ инсян (Влияние кит. философии на Европу). Фучжоу, 1 985; "Чжунго дандай шэхуэй кэсюэ минцзя (Известные совр. кит. обществоведы). Пекин, 1989. С. 173 - 82. Тун Юйкунь

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь