ЧИСЛА

Найдено 1 определение
ЧИСЛА
класс знаков, описывающих мифологическую модель мира.
Универсальное значение имеет разделение Чисел на четные и нечетные в связи с дуальными мифологическими классификациями (мужской и женский, левый и правый, верх и низ и т. п.— ср. Инъ и ян).
Простейшие операции дают ряд особо отмеченных сакральных Чисел, описывающих основные координаты вселенной: 1 + 2 = 3 — сферы вселенной, небо, земля, преисподняя (ср. трилока), связанные о этими сферами божества (ср. др.-инд. Тримурти, иранского Траэтаону, слав. Триглава и т. п.).
Четыре стороны света с мифологизированными «хранителями» (ср. локапалы и т. п.) и центр мира дают число 5 (пять основных стихий в китайской мифологии, пять мифических государей У ди и т. п.). Сумма основных горизонтальных и вертикальных координат вселенной (4 + 3) дает число 7 как воплощение космической целостности, включая временные (7 дней недели), астральные (7 планет) и культовые совокупности (7 богов пантеона в иранской — Амеша Спента, восточнославянской и др. традициях, 7 богов счастья у японцев).
Др. производное число — 12 (3 X 4) связано с 12 месяцами, знаками зодиака, ветхозаветными «коленами Израилевыми» (двенадцать сыновей Иакова), числом апостолов и т. п. Обозначение целокупности в др. традициях и вариантах может передавать число 9: ср. египетскую эннеаду — Атум-Ра (один) порождает Шу и Тефнут (два), те — Геба и Нут (2), от к-рых рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида (4); девять чинов ангельских и т. п. Число 10 (1 + 2 + 3 + 4) — 10 эонов в гностицизме, составляющие вселенскую полноту (плерому), 10 заповедей и т. д.
Нарушение числовой целостности давало несчастливые Ч. (12+1 = 13): ср. Иуду Искариота как тринадцатого и т. п. Более сложные числовые символы восходили к простейшим: ср. 55 добрых и 44 злых тенгри, 33 дева, кит. Ба гуа (восемь триграмм), гностического А6раксаса, 22 буквы еврейского алфавита, в соединении с 10 сферами мироздания (сефирот) составляющие основу творения, и т. д. вплоть до противопоставления Ч. 666 как числа Антихриста и 888 как числа Мессии.
Специальные «числовые» тексты передают структуру мирового древа — космоса (ср. рус. загадку: «Стоит столб до небес, на нем 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 зародышей»), основные догматы (ср. в еврейской пасхальной загадке: «Один! Кто знает?... Один у нас Бог на небе и земле. Два!., две скрижали Завета... Три!... три патриарха. Четыре!... четыре праматери... Пять!... пять книг Торы» и т. д.).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
186.77 кб

Алгоритм разворачивания всех числовых отношений из отношения равенства и идеальные числа Платона

Щетников Андрей Иванович
В данной статье автор изучает алгоритм разворачивания всех числовых отношений из отношения равенства, условно названый им «алгоритмом Никомаха», иллюстрирует его соответствующими текстами и схемами, и высказывает гипотезу о том, ч
Читать PDF
442.12 кб

Математический априоризм и проблема формализации концепта числа в философии математики

Султанова Л. Б.
В статье рассматривается проблема из области философии математики.
Читать PDF
352.22 кб

Аналитическое определение числа, парадокс Рассела и теория типов

Ладов Всеволод Адольфович, Эннс Ирина Андреевна
Рассматривается определение числа у Г. Фреге. Подход Г. Фреге сравнивается со взглядами И. Канта. Демонстрируется оригинальность и приоритет фрегевского подхода. Рассматриваются недостатки определения числа у Г.
Читать PDF
4.80 мб

Роберт Фладд: метафизика музыки и числа

Блажевич Мария Николаевна, Ушаков Дмитрий Феликсович
Читать PDF
233.69 кб

2012. 04. 007. Хан Д. Витгенштейн и действительные числа. Han D. Wittgenstein and real numbers // hi

Титаренко К. В.
Читать PDF
183.30 кб

2012. 04. 004. Дейза О. О развитии понятия кардинального числа. Deiser O. on the development of the

Подымов В.
Читать PDF
1.08 мб

Неустранимая двойственность числа

Рец. на: Число: сборник статей/ Редколл.: Кричевец А.Н. (отв. ред.), Гутнер Г.Б., Перминов В.Я. и др. М.: МАКС Пресс, 2009. 368 с.
Читать PDF
179.43 кб

Диалектика музыкального и математического в конструкции числа А. Ф. Лосева

Григорьева Е. А.
В статье раскрывается характер взаимоотношения музыки и математики в философии числа Лосева: конструкция числа предстает как тождество противоположностей математического и музыкального компонентов; музыкальная форма, в свою очеред
Читать PDF
120.62 кб

Пифагорейское учение о числе: генезис числа как объекта культуры

Волошинов А. В., Рязанова Н. В.
Рассматривается процесс превращения числа из инструмента счета в объект культуры, сформировавшийся в VI в до н.э. в школе Пифагора.
Читать PDF
153.46 кб

Число Эрота. Диалектика числа, или математика любви в «Пире» Платона

Селиверстов Виктор Леонидович
Диалог «Пир» — яркое свидетельство принадлежности Платона к пифагорейской традиции.
Читать PDF
125.75 кб

99. 03. 004. Мичел Дж. Числа как количественные отношения и традиционная теория измерения. Michell J

Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
1.07 мб

Знаменательные числа

А. И. Садов
Читать PDF
483.75 кб

96. 03. 009. Мичел Дж. Числа как количественные отношения и традиционная теория измерения. Michell J

Панченко А. И.
Читать PDF
127.71 кб

2000. 01. 005. Мичел Дж. Числа как количественные отношения и традиционная теория измерения. Michell

Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
202.45 кб

2015.01.009. ЛЕЙВЕРС Г. ФРЕГЕ, КАРНАП И ОБЪЯСНЕНИЕ: «НАША ЗАДАЧА ЗДЕСЬ - ДОСТИЧЬ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА, ПОДХ

Боброва Л.А.

Похожие термины:

  • Натуральные числа

    числа, возникающие в процессе естественного (натурального) счета, целые положительные числа 1, 2, 3, —
  • ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛА

    см. Число.
  • СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА

    числа натурального ряда, к-рым приписываются сверхъестеств. происхождение и смысл. Корни веры в С. ч.: трудность для первобытн. мышления преодоления крайних (предельных) чисел древних систем счета (
  • НАИБОЛЬШЕЕ СЧАСТЬЕ НАИБОЛЬШЕГО ЧИСЛА ЛЮДЕЙ

    (англ. «The greatest happiness of the greatest amount of people», в другом варианте — «...of the greatest number») — нормативная формула, раскрывающая ключевой для классического утилитаризма (см. «Введение в принципы нравственности