ЧЕЛЫШЕВ Павел Валентинович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЕЛЫШЕВ Павел Валентинович
(р. 13.8.1954) — спец. в обл. истории филос; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ по кафедре ист. заруб, филос. (1977) и асп. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ (1980). Работал преп. на кафедре филос. и науч. коммунизма в Моск. вечернем металлургическом инте (1980-85), ст. преп. на кафедре обществ, наук в Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского (1985-96); с 1996 доц., а в наст. вр. — проф. кафедры филос. и культ. Моск. гос. горн, ун-та. Канд. дисс. — «Обыденное сознание как предмет анализа марксистско-ленинской философии» (1983). Докт. дисс. — «Обыденное сознание как проблема истории философии» (2003). На основе историко-филос. анализа Ч. реконструирует истор. путь религ. и филос. изучения обыденного сознания. В пределах космоцентрической парадигмы античной филос. на основе различения чувственного и умопостигаемого знания провел систематический анализ природы обыд. созн., понимаемого в виде доксы (мнения), рассмотрел ист. развитие этого понятия от натурфилософов до неоплатоников (Плотин, Прокл). Провел иссл. теоцентрической модели обыденного сознания на примере сочинений преподобного Симеона Нового Богослова. Рассмотрел взгляды на диалектику обыденного и теор. сознания И. Канта и Г. Гегеля, снявших жесткую дихотомию науч. и вненаучного знания и провозгласивших идею «автономности» и ист. «самоценности» обыденного сознания; показал романтический идеал эстетич. и религ. преображения обыденного сознания. На примере неопозитивизма, неореализма, лингвистической филос. «обыденного языка» Ч. выявил две наиболее характерные тенденции иссл. обыденного сознания (сциентизм и антисциентизм) в западноевропейской филос. XX века. Ч. иссл. взгляды индийского мыслителя XX столетия Ауробиндо Гхоша на обыденное сознание, развивавшего интегральную концеп. дух. трансформации материи, жизни и сознания. В рамках социоцентрической парадигмы с позиций теории деятельности Ч. осуществил лог. анализ природы обыденного сознания. Его науч. вклад и достижения в конкурсе работ отмечены в 2005 благодарностью Фонда по премиям памяти митрополита Моск. и Коломенского Макария (Булгакова).
Соч.: Алхимия — образ средневековой науки // Философия развития общества и науки. М., 1998; Назад к истокам, или прп. Симеон Новый Богослов об условиях богопознания и бессмертия // Вестник РФО. 2002. № 2 (22); Проблема обыденного сознания и здравого смысла в истории философии. М., 2002; Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. М., 2004; Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. М., 2007; Очерки по истории и философии науки. (В соавт). М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

ЧЕЛЫШЕВ Павел Валентинович
Родился 13 августа 1954 г. в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1977), аспирантуру кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (1980). С 1980 г. преп. кафедры философии и научного коммунизма Московского вечернего металлургического института. С 1985 г. ст. преп. кафедры общественных наук Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С 1996 г. доц., проф. кафедры философии и культурологии Московского государственного горного университета. С 2014 г. проф. кафедры социальных наук и технологий Московского института стали и сплавов. В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию «Обыденное сознание как предмет анализа марксистсколенинской философии». В 2003 г. защитил докторскую диссертацию «Обыденное сознание как проблема истории философии». Участник XXII (Сеул) и XXIII (Афины) Всемирных философских конгрессов. Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2012). Реконструирует исторический путь изучения обыденного сознания. В пределах космоцентрической парадигмы античной философии на основе различения чувственного и умопостигаемого знания провел систематический анализ природы обыденного сознания, понимаемого в виде доксы (мнения), рассмотрел историческое развитие этого понятия от натурфилософов до неоплатоников (Плотин, Прокл). Провел исследование теоцентрической модели обыденного сознания на примере сочинений Симеона Нового Богослова. Рассмотрел взгляды на диалектику обыденное и теоретическое сознание И. Канта и Г. Гегеля, снявших жесткую дихотомию научного и вненаучного знания и провозгласивших идею «автономности» и исторической «самоценности» обыденного сознания. Показал романтический идеал эстетического и религиозного преображения обыденного сознания в трудах Ф. Шиллера и Ф. Шлейермахера. Исседовал подходы к изучению обыденного сознания в неопозитивизме, неореализме, лингвистической философии «обыденного языка», взгляды Ауробиндо Гхоша на обыденное сознание. В рамках социоцентрической парадигмы с позиций теории деятельности осуществил логический анализ природы обыденного сознания, выполняющего функцию интегрального освоения действительности на основе прагматического интереса.
Основные публикации Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. М., 2004; Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. М., 2007; Очерки по истории и философии науки. М., 2009; Духовный опыт античного неоплатонизма: Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. М., 2010; Хрестоматия. Книга для чтения по истории философии. М., 2011; Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. М., 2012. В соавт.; Biblical paradigm of globalization in «The Revelation» of St. Johan // European Journal of natural history. 2013. № 6; Очерки по истории мировой культуры: боги и герои античной мифологии. М., 2013. В соавт.

Источник: Философы современной России. 2015 г.