ЧАКРА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧАКРА
Санскр.) Обычно - колесо, диск или круг Вишну. Также
употребляется как цикл времени и в других смыслах.

Источник: Теософский словарь

Чакра
санскр. «колесо»); в йоге это «нежные» центры энергии, распределяемые вдоль вертикальной оси человеческого тела, от крестца до темени; во время медитации представляются в зримом облике лотоса различной расцветки.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ЧАКРА
(санскр. cakra, тиб.khor, колесо, диск) — важнейший символ буддизма, применяющийся в различных контекстах. Так Колесо с восемью спицами — это и Закон (Дхарма) Просветлённого и Восьмеричный Путь. В Ваджраяне Ч. — это несколько (чаще всего четыре или пять) энергетических центров, регулирующих с помощью медитации движение в каналах (нади) организма ветров (прана) и семян (бинду). В этом же смысле понятие «Ч.» используется в тибетской медицине.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ЧАКРА
«Круг, диск». В йогических и тантрических психопрактиках места сосредоточения психической энергии (прана) в эфирном человеческом теле (в обычном теле они локализуются вдоль позвоночника). Обычно выделяют шесть главных чакр:
1. Муладхара — копчик;
2. Свадхистхана — половые органы;
3. Манипура — пупок;
4. Анахата — сердце;
5. Вишуддха — горло;
6. Аджна — лоб, «третий глаз».
С чакрами тесно связана тантрическая концепция «змея Кундалини», «пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой к более высокой, сопровождается духовной эволюцией.
Кроме того, слово «чакра» может толкваться буквально, как «колесо» — например, «Калачакра», колесо времени, или «Дхармачакра», колесо закона.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ЧАКРА

        1) Колесо, диск, символ солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы связан со временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндийских текстах. Ч. ассоциируется также с космич. порядком, гармонией и равновесием.
        2) Боевой диск — атрибут Вишну и его оружие, воплощает в себе охранительную функцию божества. Его Ч. имеет 6 спиц, реже — 8, отражая древнюю символику пространственновременных отношений. Ч. является также одним из видов оружия Дурги. Ее призывают в ритуале богопочитания и ей поклоняются как вместилищу божественной силы. Ч., как и др. оружие богов, иногда персонифицируется. В этом случае она иконографич. изображается в виде богато украшенной мужской фигуры с большим животом и круглыми глазами. Персонифицированная Ч. чаще всего соотносится с Вишну и именуется в этом случае Сударшана.
        3) Знак чакравартина.
        4) В тантризме — невидимый энергетический центр. Человеческое тело, по индуистским воззрениям, содержит шесть Ч.: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна. Кундалини, дремлющая в нижней Ч. — муладхаре, при соответствующей психотехнической тренировке поднимается вверх и достигает верхней Ч.
        5) В астрономии — соединение накшатр и планет.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЧАКРА
(круг, колесо) — 1) Колесница солнца и «колесо » времени в ведической литературе. 2) Древнее индоарийское оружие, род диска, поражавшего цель и бумерангом возвращавшегося обратно. В индийской мифологии владельцем Ч. считается в основном Вишну, и это один из его атрибутов, символ силы, истребляющей зло. 3) В тантризме: энергетический центр в «тонком» теле индивида. Имеются разные перечни Ч., но традиционно выделяются шесть Ч., расположенных одна над другой вдоль позвоночного столба (см. Нади): муладхара, на физическом уровне ей соответствует тазовое сплетение; свадхиштхана, в районе гениталий; манипура, пупочная Ч.; анахата, солнечное сплетение; вишуддха, горло; аджня, междубровье. Эти шесть Ч. служат своеобразным преддверием к наивысшей, седьмой Ч. (сахасрара), которая помещается над макушкой головы. Эта последняя Ч. символизирует состояние окончательного пробуждения и спасения. Активация Ч. происходит при определенных практиках, связанных с подъемом энергии кундалини. Каждая из Ч. имеет свою сложную символику, свой набор характерных признаков. Так, символически каждая Ч. представлена в виде лотоса (отсюда и другое название Ч. — падма — «лотос») с разным количеством лепестков. Эти лепестки означают различные аспекты космической энергии. Для каждой Ч. закреплена особая слоговая мантра - покровительствующее божество, стихия, отдельная сила-шдк/тш, геометрическая фигура, уровень мироздания и т. д. 4) Круг тантрических посвященных, занятых коллективной практикой (дхармачакра), которой руководит наставник-чакрешвара («владыка чакры»). Считается, что, находясь в Ч., адепты способны достичь большего успеха, чем когда они действуют в одиночку. 5) Символ универсального Сознания, используемый в школе крама.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ЧАКРА
сс. Колесо. Диск. Солнце. Оружие богов. В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания — вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра — атрибут и символ великого правителя (чакравартин).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЧАКРЫ
санскр. cakra — колеса, диски) — в индуистском тантризме энергетические центры, соотносимые с участками человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий), по которым происходит восхождение латентной женской энергии кувдалини в результате практики кундалини-йоги.
Каждая из шести нормативных чакр обрастает изобильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом — земля, графическим образом — желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством — Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотносят соответственно с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну Третья — манипура («изобилие драгоценностей») — локализуется на уровне пупа и связывается со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующая чакра, анахата («изначальный звук»), устанавливается на уровне сердца и соотносится с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками киноварного цвета и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая — вишуддха («очищенная») — локализуется на уровне гортани и соотносится с кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или вровень с ними и соотносят с треугольником, тремя ментальными способностями (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллекг-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект благости). К этим шести чакрам добавляется еще одна — сахасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке черепа, ей соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 тыс. артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными — идой и пингалой.
Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух — канды («луковица»), помещаемой в области между гениталиями (где «встречаются» множество артериальных каналов) и пупом, и двадашанты («имеющая 12 концов») — на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи считали оптимальным числом чакр девять. Кашмирская традиция куда сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.
Смысл этой фантасматорическо-эротической физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре, муладхаре. Цель практиканта — заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «созерцательная практика» достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным.
Лит.: Silbum L. Kundalini The Energy of the Depths. A Comprehensive Study Based on the Scriptures of Nondualistic Kasmir Saivism. N. Y., 1988.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ЧАКРА или Chakra

    Санскр.) Заклинание. Диск Вишну, служивший в качестве оружия; колесо Зодиака, а также колесо времени и т.д. У Вишну он был символом божественной власти. Одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады, или мис
  • ДХАММА ЧАКРА

    главный символ буддистского учения. Другое название — «Колесо закона». Восемь спиц колеса символизировали восьмеричный путь спасения в буддизме: праведные воззрения, праведные стремления, праве
  • СЙДДХА-ЧАКРА-ПУДЖА

            особый праздник джайнов, выражающийся в почитании всех святых. Он проходит дважды в год, весной и осенью, и длится девять дней. В эти дни в храмах почитают священное колесо (сиддха-чакра), со
  • РАШИ-ЧАКРА

    Санскр.) Зодиак.
  • СИДДХА-ЧАКРА

            свящ. колесо. Является символом джайнской веры, присутствующим в каждом храме. С.-ч. изображается в виде восьмилепесткового лотоса. Его центр означает архата, четыре основных лепестка — си
  • БХАВА-ЧАКРА

    (санскр. bha–va-cakra, тиб. srid paikhor lo, Колесо бытия) — буддийское понятие и художественный образ Колеса жизни, состоящей из рождений и смертей. На тибетских танках это Колесо держит в лапах бог смерти — Я
  • ЧАКРА-САМВАРА-ТАНТРА

    (санскр. cakra-samva–ra-tantra, тиб.khor lo sdom pa rgyud, «Тантра Будды Чакрасамвары») — цикл 47 «материнских» тантр класса ануттара-йоги. Согласно А. Терентьеву, «цикл Шри Ч.-с.-т., относящийся к семейству Херуки (т.е. А
  • ДХАРМА-ЧАКРА

    (санскр. dharma-cakra, тиб. chos kyikhor lo, Колесо Закона) — символ Учения Будды, его первой проповеди и распространения буддизма. Колесо с коленопреклоненными по обеим сторонам ланями на фронтонах буддийских
  • ДХАРМА-ЧАКРА-ПРАВАРТАНА-СУТРА

    (санскр. dharma-cakra-pravartanasutra, пали dhamma-cakka-pavattana-sutta, тиб. chos kyikhor lo rab tu bskor baI mdo, Сутра о повороте Колеса Закона) — текст, существующий в нескольких версиях на каждом из основных языков древнего буддизма (па
  • ГАНА-ЧАКРА

    (санскр. gan a-cakra, тиб. tshogs kyikhor lo) — дарственный ритуал, практика в форме торжественного пира, на который символически приглашаются все будды, бодхисаттвы, учители, йидамы и защитники. Г.-ч. позволяет п