Санскр.) Обычно - колесо, диск или круг Вишну. Также
употребляется как цикл времени и в других смыслах.
ЧАКРА
ЧАКРА
Источник: Теософский словарь
Чакра
санскр. «колесо»); в йоге это «нежные» центры энергии, распределяемые вдоль вертикальной оси человеческого тела, от крестца до темени; во время медитации представляются в зримом облике лотоса различной расцветки.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ЧАКРА
(санскр. cakra, тиб.khor, колесо, диск) — важнейший символ буддизма, применяющийся в различных контекстах. Так Колесо с восемью спицами — это и Закон (Дхарма) Просветлённого и Восьмеричный Путь. В Ваджраяне Ч. — это несколько (чаще всего четыре или пять) энергетических центров, регулирующих с помощью медитации движение в каналах (нади) организма ветров (прана) и семян (бинду). В этом же смысле понятие «Ч.» используется в тибетской медицине.
ЧАКРА
«Круг, диск». В йогических и тантрических психопрактиках места сосредоточения психической энергии (прана) в эфирном человеческом теле (в обычном теле они локализуются вдоль позвоночника). Обычно выделяют шесть главных чакр:
1. Муладхара — копчик;
2. Свадхистхана — половые органы;
3. Манипура — пупок;
4. Анахата — сердце;
5. Вишуддха — горло;
6. Аджна — лоб, «третий глаз».
С чакрами тесно связана тантрическая концепция «змея Кундалини», «пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой к более высокой, сопровождается духовной эволюцией.
Кроме того, слово «чакра» может толкваться буквально, как «колесо» — например, «Калачакра», колесо времени, или «Дхармачакра», колесо закона.
1. Муладхара — копчик;
2. Свадхистхана — половые органы;
3. Манипура — пупок;
4. Анахата — сердце;
5. Вишуддха — горло;
6. Аджна — лоб, «третий глаз».
С чакрами тесно связана тантрическая концепция «змея Кундалини», «пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой к более высокой, сопровождается духовной эволюцией.
Кроме того, слово «чакра» может толкваться буквально, как «колесо» — например, «Калачакра», колесо времени, или «Дхармачакра», колесо закона.
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
ЧАКРА
1) Колесо, диск, символ солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы связан со временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндийских текстах. Ч. ассоциируется также с космич. порядком, гармонией и равновесием.
2) Боевой диск — атрибут Вишну и его оружие, воплощает в себе охранительную функцию божества. Его Ч. имеет 6 спиц, реже — 8, отражая древнюю символику пространственновременных отношений. Ч. является также одним из видов оружия Дурги. Ее призывают в ритуале богопочитания и ей поклоняются как вместилищу божественной силы. Ч., как и др. оружие богов, иногда персонифицируется. В этом случае она иконографич. изображается в виде богато украшенной мужской фигуры с большим животом и круглыми глазами. Персонифицированная Ч. чаще всего соотносится с Вишну и именуется в этом случае Сударшана.
3) Знак чакравартина.
4) В тантризме — невидимый энергетический центр. Человеческое тело, по индуистским воззрениям, содержит шесть Ч.: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна. Кундалини, дремлющая в нижней Ч. — муладхаре, при соответствующей психотехнической тренировке поднимается вверх и достигает верхней Ч.
5) В астрономии — соединение накшатр и планет.
М. Альбедиль
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ЧАКРА
(круг, колесо) — 1) Колесница солнца и «колесо » времени в ведической литературе. 2) Древнее индоарийское оружие, род диска, поражавшего цель и бумерангом возвращавшегося обратно. В индийской мифологии владельцем Ч. считается в основном Вишну, и это один из его атрибутов, символ силы, истребляющей зло. 3) В тантризме: энергетический центр в «тонком» теле индивида. Имеются разные перечни Ч., но традиционно выделяются шесть Ч., расположенных одна над другой вдоль позвоночного столба (см. Нади): муладхара, на физическом уровне ей соответствует тазовое сплетение; свадхиштхана, в районе гениталий; манипура, пупочная Ч.; анахата, солнечное сплетение; вишуддха, горло; аджня, междубровье. Эти шесть Ч. служат своеобразным преддверием к наивысшей, седьмой Ч. (сахасрара), которая помещается над макушкой головы. Эта последняя Ч. символизирует состояние окончательного пробуждения и спасения. Активация Ч. происходит при определенных практиках, связанных с подъемом энергии кундалини. Каждая из Ч. имеет свою сложную символику, свой набор характерных признаков. Так, символически каждая Ч. представлена в виде лотоса (отсюда и другое название Ч. — падма — «лотос») с разным количеством лепестков. Эти лепестки означают различные аспекты космической энергии. Для каждой Ч. закреплена особая слоговая мантра - покровительствующее божество, стихия, отдельная сила-шдк/тш, геометрическая фигура, уровень мироздания и т. д. 4) Круг тантрических посвященных, занятых коллективной практикой (дхармачакра), которой руководит наставник-чакрешвара («владыка чакры»). Считается, что, находясь в Ч., адепты способны достичь большего успеха, чем когда они действуют в одиночку. 5) Символ универсального Сознания, используемый в школе крама.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
ЧАКРА
сс. Колесо. Диск. Солнце. Оружие богов. В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания — вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра — атрибут и символ великого правителя (чакравартин).
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ЧАКРЫ
санскр. cakra — колеса, диски) — в индуистском тантризме энергетические центры, соотносимые с участками человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий), по которым происходит восхождение латентной женской энергии кувдалини в результате практики кундалини-йоги.
Каждая из шести нормативных чакр обрастает изобильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом — земля, графическим образом — желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством — Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотносят соответственно с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну Третья — манипура («изобилие драгоценностей») — локализуется на уровне пупа и связывается со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующая чакра, анахата («изначальный звук»), устанавливается на уровне сердца и соотносится с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками киноварного цвета и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая — вишуддха («очищенная») — локализуется на уровне гортани и соотносится с кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или вровень с ними и соотносят с треугольником, тремя ментальными способностями (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллекг-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект благости). К этим шести чакрам добавляется еще одна — сахасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке черепа, ей соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 тыс. артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными — идой и пингалой.
Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух — канды («луковица»), помещаемой в области между гениталиями (где «встречаются» множество артериальных каналов) и пупом, и двадашанты («имеющая 12 концов») — на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи считали оптимальным числом чакр девять. Кашмирская традиция куда сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.
Смысл этой фантасматорическо-эротической физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре, муладхаре. Цель практиканта — заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «созерцательная практика» достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным.
Лит.: Silbum L. Kundalini The Energy of the Depths. A Comprehensive Study Based on the Scriptures of Nondualistic Kasmir Saivism. N. Y., 1988.
В. К. Шохин
Каждая из шести нормативных чакр обрастает изобильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом — земля, графическим образом — желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством — Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотносят соответственно с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну Третья — манипура («изобилие драгоценностей») — локализуется на уровне пупа и связывается со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующая чакра, анахата («изначальный звук»), устанавливается на уровне сердца и соотносится с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками киноварного цвета и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая — вишуддха («очищенная») — локализуется на уровне гортани и соотносится с кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или вровень с ними и соотносят с треугольником, тремя ментальными способностями (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллекг-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект благости). К этим шести чакрам добавляется еще одна — сахасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке черепа, ей соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 тыс. артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными — идой и пингалой.
Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух — канды («луковица»), помещаемой в области между гениталиями (где «встречаются» множество артериальных каналов) и пупом, и двадашанты («имеющая 12 концов») — на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи считали оптимальным числом чакр девять. Кашмирская традиция куда сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.
Смысл этой фантасматорическо-эротической физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре, муладхаре. Цель практиканта — заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «созерцательная практика» достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным.
Лит.: Silbum L. Kundalini The Energy of the Depths. A Comprehensive Study Based on the Scriptures of Nondualistic Kasmir Saivism. N. Y., 1988.
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия