ЧАЙТАНЬЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧАЙТАНЬЯ
Санскр.) Основатель мистической секты в Индии. Довольно
современный мудрец, считающийся аватаром Кришны.

Источник: Теософский словарь

ЧАЙТАНЬЯ

        бенг. — ЧОЙТОННО (наст, имя Вишвамбхара, ок. 1486—1533) — религ. реформатор и проповедник кришнаитского бхакти. Род. в Навадвипе (Бенгалия) в брахманской семье. Начало его жизни было традиционным: ученичество, забота о доме. Затем он ушел от мира и нек-рое время жил в Пури как санньясин. По возвращении в Бенгалию основал кришнаитскую общину и начал проповедовать экстатич. любовь к Кришне. Отвергая внешние стороны культа, Ч. единственным ритуалом признавал санкиртан (бенг. — санкиртон) — совместное воспевание имени бога, исполнение гимнов, танцевальные процессии. Отрицал кастовое неравенство, принимая в число своих последователей членов низших каст и мусульман. Призывал людей к смирению, страстотерпию и самопожертвованию, превозносил аскетич. идеал. Резко выступал против распространенных в Бенгалии кровавых жертвоприношений. Изречения Ч. и сложившаяся вокруг его имени агиографич. лит-ра (наиб, известна "Чайтаньячаритамрита" — "Амрита жизнеописания Ч. " Кришнодаса Кабираджа, кон. XVI в.) оказали глубокое воздействие на распространение бхакти по всему вост. региону Индии и по сей день являются свящ. текстами кришнаизма, а Ч. почитается последователями как аватара Кришны и Радхи (сам он идентифицировал себя с Радхой, объятой любовью к Кришне). Ученики Ч., госвамины, принесли его идеи во Вриндаван, где возникла своя община адептов учения Ч. Однако после его смерти контакт между вриндаванской и бенгальской ветвями движения был утерян. Культ Ч. существует и поныне среди кришнаитов, в т. ч. в Международном обществе сознания Кришны.
Е. Ванина,
А. Дубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЧАЙТАНЬЯ
(Вишвамбхар Мишра, 1486-1533) - известный религиозный проповедник, реформатор, основоположник бенгальского бхакти и школы гаудия. Основные сведения о жизни Ч. содержатся в «Чайтаньячаритамрите» («Нектар жизни Чайтаньи»), Кавираджа (XVI в.). Родился в Навадвипе (Бенгалия), в семье брахмана. Получил классическое образование в родном городе, там же потом преподавал. В 1509 г. во время паломничества в Гаю (Бихар) встретил учителя, проповедовавшего Кришня-бхакти. Вишвамбхар вернулся домой горячим поклонником Кришны и вскоре организовал там общину. Именно он ввел в духовную практику воспевание имени Господа (киртан). Он устраивал шествия по улицам города с песнями и танцами, в которых могли участвовать все желающие. В1510 г. Вишвамбхар принял полную саннъясу и новое имя — Чайтанья. Он покинул Навадвип, долго странствовал по Индии с проповедями, распространяя учение кришнаитского бхакти. Успешнее всего миссионерская активность Ч. осуществлялась в священных местах кришнаизма, в центре Индии (Вриндаван, Матхура), ще ему удалось возродить почти угасший культ Радхи и Кришны. Для развития миссии во Вриндаване Ч. оставил там своих сподвижников — шестерых госвами (букв, «пастырей»), которые стали и первыми теологами гаудии. Своей же резиденцией Ч. избрал г. Пури (Орисса), один из центров кришнаизма на востоке Индии. Оттуда он руководил своей разветвленной общиной, там проповедовал, живя как аскет. Сам он почти ничего не написал. Имея от природы способности к глубокому созерцанию, Ч., когда его внезапно обуревали религиозные переживания, подчас терял контроль над собой и мог впадать в спонтанный экстаз. Обстоятельства смерти Ч. не совсем ясны, существует несколько версий. Поклонники Ч. обожествили его: Ч. стал пониматься как совместное воплощение Кришны и Радхи, появившееся на свете потому, что Кришна захотел узнать причину столь сильной любви к нему Радхи. Один из важнейших кришнаитских праздников — день явления «Господа Чайтаньи» (Гаура пурнима). См. также Гаудия, Общество Сознания Кришны, Ссшпрадая.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм