ЦЕРКОВЬ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Церковь
Церковью называют собрание верующих и здание, в котором совершается богослужение.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ЦЕРКОВЬ
(от греч. kyriake — божий дом) — объединение последователей той или иной религии; организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община; православный храм,

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЦЕРКОВЬ
(от греч. kyriakon) - полностью самоуправляемое объединение последователей той или иной религии на основе общности догматов и обрядов, возглавляемое единой иерархией служителей культа, напр., русская правосл. церковь, ламаитская церковь (см. Ламаизм) и т. д. Словом Ц. называется также правосл. храм.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЦЕРКОВЬ
греч.-божий дом): 1) объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа; включает в себя профессиональных служителей и рядовых верующих, имеет различные организационные структуры – от строго иерархических (православие и католицизм) до демократических (протестантизм); 2) христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужений.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Церковь
В христианской символике церковь имеет несколько значений. Ее основное значение – Дом Бога. Она также может пониматься как Тело Христово. Иногда церковь связывают с ковчегом, и в этом смысле она означает спасение для всех ее прихожан. В живописи церковь, помещенная в руки святого, символизирует, что этот святой был основателем или епископом данной церкви. Однако церковь в руках св. Иеронима и св. Григория означает не какое-то конкретное здание, но Церковь вообще, которой эти святые оказали огромную поддержку и стали ее первыми отцами.

Источник: Православный церковный словарь.

Церковь
греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих); 2) здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Церковь
Община верующих, исповедующих одну религию, достигшая достаточно значительных размеров; секта, ставшая слишком многочисленной, чтобы довольствоваться подобным званием. Употребляемый без уточнения, термин почти всегда обозначает одну из христианских церквей, в частности католическую Церковь. Объясняется это тем, что именно христианские церкви сумели создать более прочные, чем другие, учреждения. Что, разумеется, не означает, что они лучше или хуже других.
«Иисус возвестил Царствие Божие, – писал Альфред Луази (242), – и явилась Церковь». Это формулировка, в общем‑то, может считаться почти определением. Церковь – это то, что является вместо возвещаемого ею Царствия Божьего. Обойтись без церкви способны лишь подлинные мистики и подлинные атеисты.

Источник: Философский словарь.

Церковь
слово «церковь» употребляется в разных значениях. В Новом Завете греческое слово ekklisia (переведенное на русский как «церковь»)употребляется для обозначения общины, возникающей в результате проповеди Евангелия Иисуса Христа. Христианское богословие называет членами церкви тех, кто принимает крещение, получает дар Святого Духа и кто собирается вместе для общего поклонения и совершения святого причастия. В социологическом смысле слово «церковь» употребляется для обозначения широкомасштабной религиозной организации. Как считают социологи Макс Вебер и Эрнст Трелтч, церковь - это широкомасштабная религиозная организация, всеобъемлющая по отношению к своим членам. Таким образом, церковь -это религиозный орган, который считает своим членом каждого, кто проживает в определеннойгеографической области. Социологи Родни Старк и Уильям Симс Бэйнбридж называют церковь условной религиозной организацией.

Источник: Новые религиозные движения.

ЦЕРКОВЬ
греч. kyriake, букв. - божий дом) — тип релит, орг-ции, возникший в определенных историч. условиях как средство упорядочения отношений внутри объединения религ. и связей объединения со светскими группами и орг-циями. Конституирующими Ц. элементами являются: общее вероучение (символ веры), религ. деятельность (культовая и вне-культовая), церк. институт — система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих. В Ц. действует определенная система норм (религ. морали, канонич. права и пр.), ценностей, образцов ,и санкций. Во мн. Ц. члены делятся на духовенство мирян, что находит отражение в организац. структуре. Осуществляется авторитарное централизоваяно-иерар-хич. правление (см. Иерархия церковная). Ц. разделяет судьбы религии. Вместе с отмиранием религии будет отмирать и Ц. Термином «Ц.» обозначается также христ. культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужения.

Источник: Атеистический словарь

ЦЕРКОВЬ
от греч. kyriakon - дом Господний) - в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое "тело Христово"; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь - общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась - на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦЕРКОВЬ
Слово церковь – от греческого kuriakon – дом Господень – имеет в христианстве два значения. Во первых, это все общество истинно верующих, рассеянное по всему свету, воспринимаемое как единое тело. И в этом смысле Церковь есть тело Христово. Глава сей Церкви Христос, потому что она управляется единым законом евангельским и стремится к единой цели спасения всех членов своих. Слово «Церковь», употребляемое в этом значении, пишется с большой буквы.
Во вторых, церковь, как отдельно стоящее строение, есть храм Божий или молитвенный дом, куда верующие собираются для молитвы и общения с Богом и его святыми угодниками. Однако молитвенный дом, не имеющий освященного престола, не может называться церковью. Слово «церковь» в значении отдельно стоящего здания пишется с маленькой буквы. Именно о такой церкви сказал Христос: “дом Мой домом молитвы наречется” (Мф. 21: 13). Вот что писал о церкви Симеон Солунский: “Всякий храм посвящается Богу; это дом Его, и Он живет в нем; и раб Божий, которого имя носит храм, обитает в нем, как в своем жилище, невидимо является там духом, часто тут полагаются и мощи его, и он действует божественною благодатью и силою”.

Источник: Православие. Основные понятия.

Церковь
объединение верующих на основе общности догматических представлений, обрядов, канонических принципов. Конституирующими Ц. элементами являются вероучение (символ веры), культовая деятельность (богослужение, совершение таинств, молитва), церковная организация. В Ц. действует определенная система норм (религ. морали, канонического права), ценностей, образцов и санкций, с помощью к-рых осуществляется руководство поведением ее членов. В православии, католицизме, ламаизме и др. члены Ц. разделены на клир и мирян. Согласно христ. представлениям, Ц. есть «диетическое тело Христа», а верующие являются «членами» этого тела. Главой ее считается Иисус Христос. Смыслом жизни Ц. объявляет общение ее членов с богом и друг с другом, а целью — спасение верующих. Т. к. Ц. якобы создана сыном божьим, она рассматривается богословами как орг-ция «особого рода», к-рая не может быть охарактеризована с помощью понятий научной социологии и должна быть обозначена как «мистическое единство» во Христе. Специфичным для Ц. является то, что отношения ее членов складываются в соответствии с ложным мировоззрением (с вероучением), на основе иллюзорно-практической, культовой деятельности. Вместе с отмиранием религии будет отмирать и Ц.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЦЕРКОВЬ
(греч. kyriake, букв. - божий дом) - 1) организация верующих, сложившаяся в процессе развития вероучения и объединений людей в рамках общей религии. Для Ц. характерно существование системы обязат. догматов, обрядов (культ). Ее управление, как правило, основано на иерархич. принципе (см. Иерархия церковная). В правосл. Ц. проводится четкое разграничение между служителями культа, духовенством, к-рое обладает якобы особой благодатью, и мирянами. Христ. церковь складывалась постепенно на основе небольших объединений верующих - экклесий (дословно - собрание), в к-рых еще не было ни особого духовенства, ни развитой обрядности. Постепенно во 2 - 3 вв. в них появляются служители культа, клир (во главе с епископами), сначала избираемый всеми верующими общины, а затем назначаемый вышестоящими духовными лицами» Для принятия общих решений проводились съезды епископов (соборы). В 325 христ. Ц. была признана императором Константином, Еще раньше, в 301, оформилась отдельная армянская апостольская (армяно-григорианская) Ц., исповедующая монофизитство (учение, не признающее человеч. природы Иисуса Христа). В 11 в. произошло разделение христ. Ц. на католическую и православную, а в 16 в. в результате реформац. движения возникли протестантские церкви. Нек-рые протестант, секты преобразовываются в церкви (напр., баптисты). 2) Здание для отправления христ. культа, обязательной составной частью к-рого является алтарь и помещение, где находятся молящиеся.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ЦЕРКОВЬ
греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое "тело Христово" - "corpus mysticum". (В Ц. принято различать "видимое тело" - общество верующих, иерархию из паствы и клира, храмы и т.п., а также "невидимую Ц.", главой которой считается Господь Иисус Христос). Теоретическое обоснование идеологии и практики Ц. принято связывать с мыслями и деяниями апостола Павла. Преодолевая национально-традиционалистские условности иудейского христианства, апостол Павел акцентировал наднациональный характер идеи спасения для общества, возникшего на основе веры в Иисуса Христа. Апостол Павел актуализировал для христианской философской традиции такие понятия античного мировоззрения, как дух, тело, закон, благодать, жизнь, смерть и т.д. В границах христианского миропонимания, Ц. - социальное чудо, сопряженное явлению человеку Бога в облике Христа и выступающее как бы его продолжением. Первоначально единая Ц. распалась на ряд Ц.: в 11 веке выделились не признававшие власть пап греческая и иные восточные Ц. (в католической традиции оформляется парадигма отождествления Ц. с Софией), в 16 в. - оформилось протестантство в виде Ц. лютеранской и Ц. реформаторской.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ЦЕРКОВЬ
термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте истории христианства. Церковь в узком смысле — христианское культовое здание, храм (рус. слово «церковь» восходит к греческому храм Господень). Буквальное значение греч. слова «собрание тех, кто позван» — отражает первичное понимание, согласно которому церковь — это местная община призванных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных контекстах в границах поэднеантичной ойкумены и за ее пределами поставило вопрос о единстве церковных общин, которое было понято как вероучительное и «мистическое». Церковь объединяет одна вера, актуализируемая через тождественный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом «во Христе». Согласно метафоре апостола Павла, церковь есть Тело Хряста, а сам Христос — ее Глава. Одушевляющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые представляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и «храм Духа»). Все члены церкви, вступившие в нее через крещение «во Христа» и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии «Телу и Крови Христа»), составляют т. н. «невидимую» церковь. В то же время церковь — это конкретная, «видимая» религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.
Эта двуединая природа церкви часто выражается богословами через различение церкви как духовного «события» и церкви как земной институции. С богословской точки зрения церковь — динамическая реальность, которая описывается выражением «уже — еще нет». Со стороны Бога все уже совершено: Богочеловек Христос основал церковь как духовное пространство спасения и обожения, которое открылось в историческом времени; церковь есть «небо на земле». Вместе с тем спасение есть процесс, духовный путь, прохождение которого требует участия свободной воли человека. Внешняя церковная организация создает объективные условия (преемственность священнической иерархии, вероучения и дисциплины, совершения богослужения и таинств (см. Таинства церковные) и т. д.) для того, чтобы каждый человек мог осуществлять свое спасение в соответствии с христианской традицией. Будучи «окном в вечность», появившаяся в новозаветную эпоху церковь имеет свою собственную историю, которая разворачивается в контексте истории христианских обществ, государств и культур. Во временной перспективе церковь выступает как религиозная традиция и одновременно как ряд региональных и местных традиций, которые, вступая во взаимодействие с культурой, создают сложные конкретноисторические образования. После победы христианства над язычеством церковь встраивается в общественную структуру, превращаясь в религиозно-идеологический и культовый «департамент» государства (в нехристианских обществах церковь остается религией этнорелигиозного меньшинства). В результате под эмпирической церковью начинают понимать не столько сообщество христиан, сколько клерикальную корпорацию, наделенную определенными властными полномочиями. Это в свою очередь имело следствием некоторые изменения в религиозном сознании, в результате чего, напр., носителем церковности признавались только клирики как определенное сословие (в средневековом католичестве) или главой церкви провозглашался монарх (пореформационная Англия, Российская империя в ХК в.).
В ходе истории христианская церковь пережила множество разделений, результатом которых стал конфессионализм — существование многих церквей в рамках общей религиозной традиции. От восточной (византийской) церкви отпали несториане и монофизиты (т. н. дохалкидонские церкви), в 1054 произошло окончательное разделение восточной и западной (римской) церквей. В период Реформации XVI в. от Рима отделились протестантские церкви, что положило начало процессу образования множества различных протестантских деноминации. В результате можно говорить о трех основных типах церквей: восточноправославном — национальные, на практике государственные, церкви, объединенные единым вероучением и общением в таинствах; римско-католическом — всемирная церковь, подчиненная юрисдикции Римского папы; протестантском — церковь как конгрегация верующих во Христа, принадлежащих к определенной конфессиональной традиции (нужно отметить, что существуют и государственные, национальные церкви, идеологически восходящие к Реформации).
В эпоху конфессионализма церкви оказались максимально отчужцены друг от друга, выражением чего были различия в вероучении, богослужении и организации, а следствием — взаимные обвинения в «антицерковности» и религиозные войны. В современную эпоху, когда церковь вследствие секуляризации постепенно утратила влияние в обществе, ее практика ограничивается удовлетворением религиозных потребностей отдельных личностей, а также охранением христианских ценностей. Косвенным результатом этого явилось возникновение в 20 в. всемирного экуменического движения (см. Экуменизм), цель которого — сближение различных христианских церквей и их воссоединение перед безрелигиозным миром. Ряд богословов и церковных деятелей предлагает согласовать христианскую веру с современной наукой и культурой и адаптировать церковную практику к изменившимся историческим условиям (см. Модернизм религиозный). В свою очередь консервативные церковные круги выступают, с одной стороны, против экуменизма, защищая свою конфессиональную идентичность, а с другой — призывают вернуться к такой общественной структуре, в которой церковь снова будет играть роль определяющей силы в области мировоззрения и морали (см. Фундаментализм).
А. И. Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия

Церковь
(Church, The).
Русское слово "церковь" происходит от греч. kyriakon  "домГоспода", "храм". В русском пер. НЗ оно соответствует греч. ekklesia. Греч, ekklesia в НЗ встречается и в общем, нерелигиозном значении  "собрание" (Деян 19:32,3941).
ВВЗевр. словоqahal означает "собрание народа Господня" (напр., Втор 10:4; 23:23; 31:30; Пс 21:23); в греч. пер. ВЗ, Септ., оно передается словами ekklesia или synagoge. Даже в НЗ ekklesia дважды встречается в значении "собрание израильтян" (Деян 7:38; Евр2:12), нов остальных случаях оно обозначает христианскую Церковь как местную (напр., Мф 18:17; Деян 15:41; Рим 16:16; 1 Кор4:17; 7:17; 14:33; Кол 4:15), так и вселенскую (напр., Мф 16:18; Деян 20:28; 1 Кор 12:28; 15:9; Еф 1:22).
Происхождение Церкви. Согласно Матфею  единственному из евангелистов, у крого встречается это слово,  Церковь ведет происхождение от самого Иисуса (Мф 16:18). Однако с исторической точки зрения это место у Матфея вызывает некрые сомнения. Иисус произносит слово "Церковь" всего два раза в Мф 16:18 и 18:17. Возникает вопрос: почему слова Мф 16:1719, если их действительно сказал Иисус, пропущены в Мк? К-ром е того, если бы Иисус считал, что Бог вскоре установит свое царство на земле (ср. Мк 9:1; 13:30), Он бы не стал учреждать Церковь, имеющую власть связывать и решать, т.е. право решать, что допустимо и что недопустимо по Его учению. Возможно, Мф 16:1719 следует понимать как декларацию независимости Сирийской церкви от синагоги, исходящую от общины первых христиан, последователей Петра.
Т.о., встает вопрос: считал ли Иисус, что должен создать Церковь? Искать ответа в церковной догматике бесполезно; его можно найти только при внимательном чтении НЗ. Выводы будут зависеть от того, в какой степени мы приписываем слова Иисуса Ему самому, а не Церкви, образовавшейся после воскресения, а также от интерпретации таких наименований, как "Сын Человеческий", и притч о неводе, о закваске, о сеятеле (Мф 13:4750; 13:33; Мк 4:120) и др. Критический подход к НЗ дает основания предположить, что проповедь Иисуса не имела целью учредить Церковь. Скорее причины для создания Церкви и ее существования во имя веры в воскресшего Господа содержатся в самой жизни Иисуса Христа и в Его учении.
Сущность Церкви. На протяжении всей истории Церкви ее сущность оставалась предметом нескончаемых споров между различными группами христиан, стремившимися доказать общезначимую ценность своей собственной формы существования. В первые века христианства донатисты Сев. Африки, считая главным соблюдение первоначальной чистоты, утверждали, что библейским нормам соответствует только их Церковь. В Средние века различные секты определяли сущность Церкви. Т.о., чтобы доказать, что единственно истинная  их, а не Римская католическая церковь, последователи Арнольда Брешианского выдвигали на первый план бедность и близость к народу; вальденсы буквальное следование учению Иисуса и проповедь Евангелия. Католики настаивали на том, что истинна лишь та Церковь, во главе крой стоит папа Римский, преемник ап. Петра. Реформаторы Мартин Лютер и Жан Кальвин различали, вслед за Джоном Уиклиффом, Церковь видимую и невидимую, состоящую из избранных. Любой человек, в т.ч. и сам папа, может, по их мнению, принадлежать к видимой Церкви, не будучи членом Церкви истинной, невидимой.
Если мы хотим остаться верными духу НЗ, необходимо признать, что сущность Церкви складывается из множества образов и понятий. В приложении к книге "Образы Церкви в Новом Завете" (Images of the Church in the New Testament) П. Минир приводит 96 образов, разделенных на следующие группы: 1) малое стадо; 2) народ Божий; 3) новое творение; 4) содружество верующих; 5) Тело Христово. Приведем лишь некрые из этих образов, чтобы дать представление об их разнообразии: соль земли, письмо Христово (2 Кор 3:3), виноградная лоза, избранница, Невеста Христова, изгнанники, посланцы, избранный народ, святой храм, священство, новое творение, освященные слуги Владыки, сыны Божии, свои Богу (Еф 2:19), члены Христовы, духовное Тело.
При всем разнообразии этих образов можно выделить несколько связывающих их между собою основных понятий. Еще на Константинопольском соборе (381) и повторно  на соборах Эфесском (431) и Халкидонском (451) Церковь провозгласила себя "единой, святой, соборной и апостольской".
Церковь едина. По данным " Всемирной христианской энциклопедии" (World Christian Encyclopedia, 1982), в нач. XX в. церковных деноминаций было 1900. Сейчас их ок. 22 тыс. Противоречат ли эти громадные цифры теологическому догмату о единстве Церкви? Ответ может быть только один: нет.
Прежде всего, о единстве Церкви недвусмысленно свидетельствует НЗ. Ап. Павел в 1 Кор 1:1030 предостерегает против раскола Церкви и зовет людей объединиться во Христе. В том же послании он говорит, что, хотя дары различны, тело едино (ср. Рим 12:38). ВИн говорится об одном стаде и одном Пастыре (10:16); Иисус молится о том, чтобы Его последователи были едины, так же как едины Отец и Сын (17:2026). Ап. Павел в Гал 3:2728 утверждает, что все едины во Христе, без различия расы, общественного положения и пола. Деян 2:42 и 4:32 тоже красноречиво свидетельствуют о том, что Церковь  одна. Пожалуй, полнее всего эта идея выражена в проникновенных словах Еф 4:16: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (ст. 46).
Однако единство не означает единообразия. Церковь с самого начала существовала в виде местных церквей (Иерусалимской, Антиохийской, Коринфской, Эфесской и др.); и в этой единой н.з. Церкви не было не только обрядового или структурного единообразия,но и единообразной теологии. Современный экуменизм, выросший из миссионерского движения XIX в., поставил Церковь перед необходимостью признать, что "Бог хочет единства" (конференция "Вера и порядок", Лозанна, 1927). Нынешние христиане должны стремиться к тому, чтобы жить в единстве, но не навязывать Церкви большего единообразия в обряде, структуре и теологии, чем то, какое было в н.з. Церкви. Единство станет возможным тогда, когда мы перестанем относиться к нашей Церкви или деноминации как к лозе, а к остальным как к ее ветвям. Лоза это Иисус, а мы все  Его ветви.
Церковь свята. По свидетельству 1 Кор, христиане совершали кровосмешения (5:1), вели друге другом тяжбы в суде язычников (6:6), обманывали друг друга (6:8), вступали в связи с блудницами (6:16). В Риме слабые христиане судили сильных, а те, в свою очередь, презирали их (Рим 14:10). Это лишьчасть того, что нам известно из НЗ о реальности греха в Церкви; впрочем, убедиться в этом можно и без исторических экскурсов  достаточно взглянуть на положение дел в Церкви XX в. Не противоречит ли наличие греха теологическому утверждению о святости Церкви? Ответ опять будет отрицательным.
За время существования Церкви были предложены различные объяснения того, что святая Церковь в то же время греховна. Донатисты, гностики, новациане, монтанисты, катары и другие секты решали эту проблему простейшим способом  утверждая, что святостью обладают только они, а все прочие вообще не входят в Церковь. Но в 1 Ин сказано,что Церковь, края не исповедует никаких грехов,  это не Церковь. Другие полагали, что, хотя члены Церкви греховны, сама она свята. Но Церковь не существует как чисто абстрактное понятие, она состоит из грешных людей. Гностики считали, что греховно тело, а душа свята. Но библейская антропология придерживается мнения, что грех присущ человеку как единому и нераздельному существу.
Решение в том, чтобы осознать библейское понятие святости. Свят тот, кто отделен от всего нечистого и посвящен служению Богу. Это не значит, что христианин свободен от греха. Ап. Павел говорит о себе: " Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился..." (Флп 3:12)  и, обращаясь к коринфским христианам, называет их "освященными" и "святыми". Святость христиан  в том, что они избраны для служения Богу и отделены от неверных (2Фес 2:13; Кол 3:12 и др.).
Церковь соборна. Погреч. и полат. это понятие выражается словом katholikos (catholicus ) "всеобщий". Хотя в НЗ слово не встречается как определение Церкви, само понятие библейское. В нач. II в. Игнатий Антиохийский писал:" Где будет епископ,там же должна быть и паства, подобно тому, как где Иисус Христос  там и соборная Церковь" ("Послание к смирнянам"). Лишь начиная с III в. слово "соборный" стали использовать по отношению к "правоверным" христианам, чтобы отделить их от раскольников и еретиков. Т.о., говоря о "соборной" Церкви, мы имеем в виду всю Церковь, включающую всех христиан, объединенных общим происхождением, целями и верой в единого Господа.
Любая церковь соборна, но соборная Церковь не сводима к поместным церквям. Соборная Церковь включает в себя верующих прошлых поколений и верующих, принадлежащих к любым культурам и обществам. Можно сожалеть о том, что разработка теологии и стратегии миссионерства в Западной церкви слишком долго проходила без связи с церквями Африки, Азии и Лат. Америки двух третей мира. По данным "Всемирной христианской энциклопедии", белые составляют сейчас 4 7,4% от общего числа христиан; впервые за 1200 лет они перестали быть большинством христианского населения. 208 млн христиан говорят на испанском языке, 196  на английском, 128  на португальском, далее идут немецкий, французский, итальянский,русский,польский, украинский и голландский.
Апостольская Церковь. В Еф 2:20 сказано, что Церковь утверждена "на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем". Под апостолами имеются в виду те, что были свидетелями Христова служения, под пророками  христианские пророки, крые возвещали Его воскресение. Прежде считалось, что весь НЗ написан апостолами или людьми, тесно с ними связанными. Многие современные исследователи считают сомнительным, что именно апостолы написали евангелия, Деян, послания Иакова, Петра и Иуды, Откр, а также подвергают сомнению или отрицают, что ап. Павел создал Еф, Кол, 1 и 2 Тим, Тит и Евр. Но нельзя отрицать, что, независимо от того, кто написал евангелия и послания, они вошли в канон Церкви; она приняла их как руководства для веры и жизни. И все же безотносительно к авторству Церковь канонизировала эти произведения и приняла их в качестве нормы для веры и практики. Значит, содержание этих текстов  норма, с крой нужно соизмерять жизнь Церкви. Церковь может оставаться единой, святой и соборной лишь при условии, что она остается апостольской.
Утверждение об апостольской Церкви не означает, что нужно установить прямую преемственность, восходящую к конкретным людям. Оно говорит о том, что весть и миссия апостолов, известные нам из Св. Писания, должны быть вестью и миссией всей Церкви.
Определения "единая, святая, соборная и апостольская " достаточно четко и ясно передают сущностную природу Церкви, оставляя место для различий между конфессиями и церквями в соответствии с тем, какими способами КЙЖ" дая из них осуществляет миссию и служение в мире. Как говорилось выше, в НЗ используется около сотни образов, имеющих отношение к Церкви. Один из важнейших и особенно полно передающих природу Церкви  Тело Христово.
Тело Христово. Из н.з. авторов это выражение используется только ап. Павлом. Важно отметить, что он говорит о Церкви именно как о Теле Христовом, но не как о теле христиан. Ученые расходятся во мнениях относительно того, насколько буквальный смысл вкладывал Павел в выражение "тело Христово". Позволительно сказать, что образ этот можно, пожалуй, понимать менее буквально, чем понимают его некрые, а вот преувеличить его значение невозможно.
Христиане  это единое Тело во Христе, состоящее из многих членов (Рим 12:4; 1 Кор 12:27). Церковь  это Тело Христово (Рим 12:45; 1 Кор 12:27); Христос  Глава этого Тела (Еф 5:23; Кол 1:18), Тело живет и растет благодаря тому, что оно связано с Главой (Кол 2:19). Ап. Павел нигде прямо не называет Церковь Невестой Христа, но он подразумевает это, сравнивая отношения между мужем и женой с отношениями между Христом и Церковью (Еф 5:2233). Муж и жена должны быть одной плотью точно так же, как Христос и Церковь(Еф 5:3132).
В образе Тела Христова соединяются несколько важных теологических понятий, связанных с Церковью. Христиане образуют единое целое и с Христом, и друг с другом; Христос предстает и как высший авторитет, стоящий над Церковью, и как податель жизни и роста. Наконец, этот образ с особой силой выражает насущность тех многообразных даров, крыми Бог наделяет Церковь, и определяет правильное отношение к ним.
Задачи Церкви. Бог избрал Церковь из мира с определенной целью: Он хотел, чтобы между Ним и Его творением существовал союз. Когда этот союз был разрушен, Бог призвал народ Израиля, чтобы сделать его светом для язычников (Ис 42:58); когда это не удалось, Бог призвал "остаток Израиля" (Ис 10:2022). По исполнении времен Бог сам вошел в человеческую историю через рождение Иисуса Христа, Которого Симеон в Храме назвал светом "к просвещению язычников" и славой "народа Твоего Израиля" (Лк 2:32). Затем Иисус призвал апостолов в ознаменование создаваемого Им Нового Израиля  Израиля пакибытия (Мф 19:28). Двенадцать апостолов стали ядром нового народа Божия  Церкви, края, подобно прежнему Израилю, была призвана к бытию, дабы через нее все человечество вернулось к утраченному союзу с Создателем (Деян 1:8; Мф 28:1820).
Предназначение Церкви двояко: она должна быть священством святым (1 Пет 2:5) и "возвещать совершенства Призвавшего" ее "из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет 2:9). Задачи священства по отношению к миру исполняются всей Церковью. Долг, возложенный на Церковь как на священство,  нести Слово Божие в мир и быть заступницей человечества перед Богом.
Помимо священнической функции, Церковь выполняет и миссионерское служение, возвещая чудесные дела Господа. Миссионерство неотменимый долг Церкви, оно заложено в самой ее природе. Миссия Церкви должна быть в мире и для мира, а не внутри себя и для себя.
R.L. Omanson (пер. Д. Э.) Библиография: К. Barth, Church Dogmatics IV/13; G.C. Berkouwer, The Church; E. Brunner, The Christian Doctrine of the Church, Faith, and the Consummation; R. N. Flew, Jesus and His Church; H. Kiing, The Church; J. H. Leith, ed., Creeds of the Church; P. Minear, Images of the Church in the NT; K. L. Schmidt, TDNT, III, 501 ff.; H. Schwarz, The Christian Church; E. Schweizer, The Church As the Body of Christ; D.D. Bannerman, The Scripture Doctrine of the Church; E.G. Jay, The Church; D. Watson, I Believe in the Church; F.J.A. Hort, The Christian Ecclesia; A. Cole, The Body of Christ.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Церковь как основание и сущность общества: к понятию "церковь" в социальной философии семена Л. Фран

Штаммер Деннис
Предлагается анализ содержания понятия «церковь» в социальной философии С.Л. Франка. Рассматривается социально-философский проект, который был сформулирован в работах русского мыслителя.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь или София?: трагедия отца Сергия булгакова

Rossum Joost Van
The article researches the features of Father Sergius Bulgakov's sophiology as a philosophical system, that is contrary to the apophatical character of patristic theology.
Читать PDF
0.00 байт

«Всенародная и вселенская Церковь» Достоевского

Сомин Н. В.
Статья посвящена обсуждению и интерпретации мнений Достоевского о Церкви и ее отношении к социальному вопросу.
Читать PDF
0.00 байт

Русская православная церковь о правах человека

Бачинин В. А.
В данной статье автор говорит о необходимости применения аналитического потенциала социального богословия для осмысления прав человека в настоящее время.
Читать PDF
0.00 байт

Армия и церковь как бытийные основания конституирования нации

Пигров Константин Семенович
В статье рассматривается социально-антропологическая модель нации в ее определенности армией и церковью.
Читать PDF
0.00 байт

Власть, общество, информация: почему церковь развивает богословие коммуникации

Чапнин Сергей Валерьевич
Читать PDF
0.00 байт

Логика в России и православная церковь

Бажанов Валентин Александрович
В статье показано, что Православная церковь в России 19 – начала 20 веков и её священнослужители внесли значительный вклад в дело преподавания логики в отечественных учебных заведениях (университетах, Духовных академиях и училищах
Читать PDF
0.00 байт

Интеллигенция и церковь в России: прошлое и настоящее

Гура Владимир Аврамович
В статье рассматривается отношение русской интеллигенции к православной церкви в условиях секуляризации европейской культуры. Рассмотрены особенности секуляризации в России. Анализируются аргументы критиков и защитников религии.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь и государство у С. Н. Булгакова

Сизова Наталия Евгеньевна
В статье рассматриваются историко-философские взгляды С.Н. Булгакова представителя русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков.
Читать PDF
0.00 байт

Личность и церковь: проблема духовного становления в русской религиозной философии (Ф. М. Достоевски

Вячеслав Юрьевич Васечко
Любой религиозный мыслитель рано или поздно встает перед мировоззренческой проблемой: как соотносятся его конфессиональная принадлежность и свобода мышления?
Читать PDF
0.00 байт

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь и культура в постсоветский период: прогнозы И. А. Ильина и Г. П. Федотова

Щученко Владимир Александрович
В статье сопоставляются воззрения И.А. Ильина и Г.П. Федотова на проблему отношений между культурой и Церковью в постсоветский период.
Читать PDF
0.00 байт

Вступление в Церковь

Николай Афанасьев
Читать PDF
0.00 байт

Церковные идеалы России в философии славянофильства

Жигунова Г. В.
В статье рассматриваются социально-религиозные идеалы в философии славянофилов. Показаны истоки, основные элементы и пути его формирования с точки зрения славянофилов.
Читать PDF
0.00 байт

Актуальность интерпретаций государственно-церковных отношений в контексте дихотомии власти и обществ

Блихар Вячеслав Степанович
В данной статье рассмотрен вопрос актуальности интерпретаций государственно-церковных отношений в контексте дихотомии власти и общества.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АРМЯНО ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Армянская апостольская церковь

    одна из древнейших христ. церквей. Христианство проникло в Армению и начало распространяться в первые века н. э. В 301 было провозглашено официально гос. религией. В 303 был построен собор Эчмиадзин (б
  • АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    одна из автокеф. правосл. церквей, образовавшаяся в 1922.
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    поместная автокеф. правосл. церковь, образовавшаяся в г. Александрии — одном из гл. центров раннего христианства. В Египте уже во 2 в. были христиане и епископы, возглавлявшиеся епископом Александр
  • АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    помест. автокеф. церковь. Началом ее существования считается учреждение на Аляске в 1793 синодом рус. правосл. церкви Духовной миссии для Америки, а затем Кадьякского викариатства Иркутской епархии,
  • АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    В 1534 г. король Генрих VIII провозгласил себя главой Английской церкви и тем самым санкционировал отделение Англиканской (или епископальной) церкви от Рима. Его дочь Елизавета I (1558–1603) окончательно
  • АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    одна из автокеф. правосл. церквей. С 3 в. стала самостоят, митрополией, в состав к-рой вошли христ. объединения Аравии, Сирии, Финикии, Киликии, Кипра. С сер. 5 в. возглавляется патриархом. В наст. вр. объ
  • УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    (УАПЦ) - церковь, созданная в нач. 1919 декретом петлюровской Директории, надеявшейся с ее помощью распространить бурж.-националистич. идеологию. Руководство УАПЦ заявило о ее независимости от Моск. п
  • Церковь Семья Детей Бога

    объединение представителей интеллигенции Перми, кружок «богоискателей», изучающих восточную лит-ру, книги Рерихов, русских христ. философов и признающих священными книги всех основных религий. В
  • БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    помест. автокеф. церковь, образовавшаяся в 9 в. В 10 - 12, 14 - 19 вв. находилась в подчинении у константиноп. патриархов, проводивших антиболг. политику. В 1870 по султанскому фирману был учрежден бол г. экза
  • Православная Церковь Божией Матери державная

    (более известна как «Богородичный центр») одно из новых религ. течений на территории совр. России. Основатель Вениамин Яковлев (Береславский) архиепископ Иоанн, автор книг «Прощание с еврокультуро
  • ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    стала автокефальной в 1951. Состоит из 4 епископств (Прага, Оломоуц,Прешов, Михаловце) и ок. 150 приходов. Во главе церкви стоит митрополит. Кадры священнослужителей готовятся на правосл. теологич. ф-те
  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

    религиозное течение, основанное в 1830 Джозефом Смитом. Главные источники вероучения Библия и Книга Мормона, рассказывающая о народе, жившем на земле Древней Америки с 600 до н. э. по 421 н. э. В одном из
  • ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    см. Обновленцы.
  • Древлеправославная Поморская церковь

    одно из наиболее значительных ре лиг. объединений поморского толка. ДПЦ состоит из самостоятельных общин и приходов. Крупные общины ДПЦ имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде
  • Русская древлеправославная церковь

    старообрядческая церковь, возникшая на базе беглопоповского согласия (см. Беглопоповцы) в 30-х гг. 20 в. Центр орг-ции все время перемещался: Саратов, Москва, Куйбышев. В наст. вр. он находится в Новозы
  • ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ

    («One Church») - печатный орган находящихся в США приходов Моск. патриархии. Выходит один раз в два месяца на англ. языке.
  • Единая Евангелическо-лютеранская церковь

    была зарегистрирована в Министерстве юстиции в 1990-е гг. бывшим пастором Немецкой евангелическо-лютеранской церкви в Советском Союзе Йозефом Баронасом. Руководству ЕЕЛЦ удалось организовать боле
  • Единоверческая церковь

    одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения наиболее умеренных старообрядческих кругов с Русской Православной церковью. Оно возникло в 1800 с благословения митрополита М
  • ЭЛЛАДСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    автокеф. правосл. церковь получила автокефалию от константнноц. патриарха в 1830. Глава Э. ц. — архиепископ Афинский и всей Эллады. Э. ц. объединяет 77 метрополий, 8 епархий на о. Крит и 4 епархии на Додек
  • ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ

    англикан. церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789. Е. ц. строится на основе выборности и признании активной роли мирян в церк. делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В на