БЁМЕ ЯКОБ
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
Источник: Атеистический словарь
немецкий мистик (Альт-Зейденберг, близ Гер-лица, 1575 — Герлиц, 1624), прозванный «немецким философом». Сначала был простым сапожником. Его первая книга — «Аврора» (1612) — содержит откровения о Боге, человеке, природе. Он привносит свой метафорический стиль в божественное озарение, являющееся первичным условием всякого знания. Беме оказал значительное влияние на послекантовскую немецкую философию (Фихте, Шеллинг, Гегель) и на все течение романтизма. Ему принадлежит также работа «Тройная жизнь и три принципа». Самое знаменитое его произведение — «Mysterium magnum» (1623).
Источник: Философский словарь
Источник: Новые религиозные движения.
Источник: Краткий философский словарь.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Советский философский словарь
Якоб) Великий мистический философ, один из самых
выдающихся теософов средневековья. Он родился около 1575 года в
Старом Зейденбурге, примерно в двух милях от Герлица (Силезия), и
умер в 1624 году, примерно в 50-летнем возрасте. В детстве он был
обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе
научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в
Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных
способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал
труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как
он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел как будто в большой
Глубине в Вечном". Он обладал "полным представлением о вселенной
как бы в хаосе", которое все же "время от времени открывалось в
нем, как в молодом растении". Он был совершенным прирожденным
Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех
тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не
препятствует прямому - хотя бы только случайному - взаимодействию
между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Беме,
подобно столь многим другим необученным мистикам, ошибочно принял
за Бога; "Человек должен сознавать", он пишет, "что его знания не
есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости
в Душе Человека, в той мере, как он пожелает". Если бы этот
великий теософ изучал Восточный Оккультизм, он высказался бы
по-другому. Тогда он знал бы, что "бог", говоривший через его
бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным
божественным Эго, всеведущим Божеством в нем, и что выдавалось
этим Божеством не в "той мере, как он пожелает", а по мере
способностей смертного и временного жилища, ИМ наполняемого.
Источник: Теософский словарь
Немецкий лютеранский мистик и теософ. Рос болезненным ребенком; получив лишь начальное образование, стал сапожным мастером в Герлитце. Ему довелось пережить трудные времена Тридцатилетней войны. Вполне традиционный уклад жизни (он активно занимался торговлей, был примерным семьянином) резко противоречил его мистическим озарениям. Первое из них произошло в 1600 г., когда он увидел, как солнце отражается в оловянной миске. Это и последующие озарения легли в основу многих его книг, в т.ч.: "Аврора, или Утренняя звезда в восхождении"; "О трех принципах божества"; "Шесть теософских положений"; "Шесть мистических положений"; "Путь ко Христу ".
Хотя Беме в большой степени опирался на собственный мистический опыт, в его книгах чувствуется влияние Швенкфельда, Парацельса, Валентина Вайгеля, неоплатоников эпохи Возрождения и еврейских мистиков. Необычный и малопонятный язык затрудняет толкование его трудов. В основе своей его творчество восходит скорее к символу и мифу, чем к теоретическим положениям, и потому носит не столько дискурсивный, сколько созерцательный характер.
Внимание Беме сосредоточено на проблеме единства добра и зла, единства Да и Нет. Во многих произведениях он развивает концепцию мироустройства, определяемого семью элементамикачествами. Семь качеств образуют две триады, высшую и низшую, между крыми действует созидательная энергиявспышка. Низшая триада это обособление, взаимопроникновение и борьба между ними. Высшая триада это любовь, самооткровение и Царство Бога. Людям надо сделать выбор: либо они пребывают в низшем, чувственном мире, либо умирают для самих себя и живут высшими духовными началами. Подлинная христианская жизнь это подражание жертве и торжеству Христа.
Учение Беме, как и его критика схоластического протестантизма, подверглось осуждению местного лютеранского пастора, и ему пришлось прекратить на время литературную деятельность (161219). Но, несмотря на все нападки, книги его имели огромное влияние в Германии, где разные элементы его учения были заимствованы пиетистами, романтиками и идеалистами, а также в Англии, где идеи эти взяли на вооружение Кембриджские платоники, Дж. Мильтон, И. Ньютон, У. Блейк, У. Ло и прямые его последователи.
R.G.CL0uSE(nep. Ю.Т.) Библиография: Boehme, The Way to Christ, tr. P. Erb; F. Hartman,/acob Boehme: Life and Doctrines: R. M. Jones, Spiritual Reformers in the J6th and 17th Centuries; J..I. Stoudt, Sunrise to Eternity: A Study of Jacob Boehmes Life: N.Thune, The Behmenists and the Philadelphians.
См. также: Мистицизм.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Б е м (B?hme, B?hm), Якоб (1575 – 17 нояб. 1624) – нем. философ-пантеист. Выходец из крест. семьи, по профессии сапожник. Подвергался преследованиям духовенства. Б. – мистик, экзальтированный религ. мечтатель; в то же время в его учении имеются глубокие диалектич. и материалистич. идеи. По выражению Фейербаха, Б.– "материалистический теист" (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 50). Маркс и Энгельс использовали термин Б. "м ? к а материи" для пояснения того, как понимался принцип самодвижения в 17 в. (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Энгельс называл Б. "предвестником грядущих философов" ("Архив Маркса и Энгельса", т. X, 1948, с. 346). Последовательной системы у Б. нет. Его произведения – "Аврора или утренняя заря в восхождении .." ("Aurora oder Morgenr?the im Aufgang...", 1612, изд. 1634, рус. пер. 1914), "О трех принципах божественной сущности" ("Beschreibung der drei Principicn G?ttliches Wesens", 1660), "Теософские вопросы" ("Theosophische Fragen", 1624, изд. 1677) и др.– противоречивы, содержат переложения библейских мифов, полны поэтич. образов. Бог и природа для Б. – одно и то же, вне природы ничего нет. Бог творит самого себя. Первоначально он был ничто, пропасть (Ungrund), это был не дух, а лишь образ духа. Вглядевшись в самого себя, бог-отец создал сына – "слово жизни", ее "основу" (Grund). В результате соединения этих двух начал возник дух, божеств. троица. Раздвоенность, противоречивость Б. видел повсюду: все вещи состоят из "да" и "нет", мир развивается в силу борьбы добра и зла, света и тьмы. Без тождества в одном предмете двух противоречивых начал, находящихся в постоянной борьбе, вещи были бы ничто и стояли бы без движения ("Теософские вопросы"). Под влиянием Б. находились Баадер и Шеллинг, в известной мере Гегель и Фейербах. Рус. масоны перевели и издали ряд сочинений Б. (см. Русские переводы Я. Беме в "Библиогр. записках", 1858, с. 129 и след.). Соч.: S?mratliche Werke, Bd 1–7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; Aurora или утренняя заря в восхождении, пер. [с нем.], М., 1914. Лит.: Герцен А. И., Избр. философские произв., т. 1. [М.], 1948, с. 233–39; Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 5; Feuerbach L., Geschichte der neueren Philosophie, в его кн.: S?mmtliche Werke, Bd 4, Stuttgart, 1910; Buddecke W.,Die Jakob B?hme-Ausgaben. Ein beschreibendes Verzeichnis, TI 1, G?ttingen, 1937; Benz E., Schellings theologische Geistesahnen, Mainz – Wiesbaden, 1955; Grunsky H., Jacob B?hme, Stuttgart, 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity. A study in Jacob Boehme´s life and thought, Phil., 1957. А. Гулыга. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. пишет свое первое сочинение "Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале" (1612). Шесть лет Б. находился под "домашним арестом" с запретом писать. Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: "О трех принципах божественной сущности" (1619), "О троякой жизни человека", "Пансофское таинство" (1620), "Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию" (1622), "О воплощении Слова", "Christosophia, или Путь ко Христу", "Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия" и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения - мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто - Он сам.) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., "книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем". Б. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в "Истории новой философии" (1833). Энгельс называл Б. "предвестником грядущих философов". В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются. Особую популярность имел "Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве...". В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б.
Источник: История Философии: Энциклопедия
A. Koyré. La philos. de J.B., Paris, 1929; E. Benz. Der vollkommene Mensch nach J.B., 1937; W. Buddecke. Die J.B.-Ausgaben. Ein beschreibendes Verzeichnis, I—II, 1937—1957 (Repr. 1981); V. Weiß. Die Gnosis J.B.s, 1955; J. J. Stoudt. Sunrise to Etemity. A Study in J.B. Life and Thought, Philadelphia, 1957; E. Pältz. J.B.s, Hermeneutik, Geschichtsverständnis u. Sozialethik, 1961; P. Schäublin. Zur Sprache J.B.s, 1963; G. Wehr. J. B. in Selbstzeugnissen u. Dokumenten, 1971; G. Wehr. J. B., der Geisteslehrer u. Seelenführer, 1979; D. Walsh. The Mysticism of Innerwordly Fulfillment. A Study of J. B., Gainesville, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Присущие Беме черты визионерства и харизматического лидерства (при большой скромности и душевной мягкости) в соединении с его религиозной неортодоксальностью вызвали гонения на него со стороны церкви, но в то же время привлекли к нему в последние годы жизни немало образованных, в т. ч. знатных сторонников, давших ему почетный титул Philosophus Teutonicus. Через них сочинения и идеи Беме становятся известными и находят множество приверженцев во всех протестантских странах (особенно в Голландии и Англии). Его учение находит глубокий отклик в немецкой религиозной философии кон. 18 — нач. 19 в. (пиетисты, Гердер, Гете, Баадер, Фр. Щлегель и др. романтики, Гегель, Шеллинг).
Основные произведения: «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612, рус. пер. 1914), «О троякой жизни человека» (1619—20), «О вочеловечении Иисуса Христа» (1620), «De signature rerum» (1621—22), «О выборе по благодати» (1623), «Mysterium magnum» (1623). Кроме этого Беме принадлежат 11 теоретических и 11 практических (религиозно-наставительных) трактатов, 8 полемическиапологетических сочинений и 79 писем («посланий»), часть которых считается самостоятельными трактатами. При жизни был издан только сборник «Путь ко Христу» (1624). В 1628—78 вышло в свет ок. 50 изданий различных его произведений. Собр. соч.: 1682, 1715, 1730—31 (3-е, лучшее, переиздано в 1955—61), 1831—47.
В мышлении Беме религиозные и философские идеи неразрывно слиты с мифопоэтическими образами, и в этом он близок традициям неоплатонизма, гностицизма, алхимии, герметизма, немецкой средневековой мистики, импульсы которой он воспринял (Мейстер Экхарт). Свойственный ему символизм затруднял рациональное истолкование его учения (поскольку у Беме «нет метода и порядка в изложении своих мыслей, то очень трудно дать представление о его философии».—Гегель. Соч., т. XI. Л.—М., 1935, с. 230). Будучи автодидактом, Беме не признавал иных источников познания, кроме текста Библии и собственной души; в его текстах трудно обнаружить скрытые цитаты, распознаются лишь влияния Парацельса, у которого Беме заимствовал отдельные термины (напр., «сигнатуры»), а общепринятые в ту эпоху алхимические и даже оккультистские термины (как и терминология мистики) получают у него оригинальный смысл.
Основной мотив «богомудрия» Беме—желание очистить исказившуюся, по его мнению, традицию и на этой основе установить вечный религиозный мир в обществе, а отдель- ным людям дать образец «истинного христианского процесса» (т. с. духовной практики), ведущего к спасению. Беме расходится с господствующей традицией в вопросе о предопределении и природе зла: он недвусмысленно решает его в пользу свободы как Бога, так и человека, а зло понимает как необходимый момент свободы Бога. Центральная идея Беме—самооткровение Бога, которое он мыслит как универсальную бытийную модель и основные модусы которого выражает терминами «в себе», «вне (из) себя» и «для себя». Бог в себе есть, по Беме, вечное Ничто, «безоснова» (или «беспричина», Ungrund), трансцендентное благо и свобода, «чистая Божественность», вечное Единое, безначальная воля, имеющая объектом лишь себя самое. В качестве таковой она — «вечное око» и одновременно «зерцало Бога», т. е. абсолютное и самодостаточное самосознание Бога. В силу своей неограниченной свободы эта воля. И вечно пребывает в Ничто, и является «волей к нечто», т. е. к самооткровению, которое начинается с «самовмещения» «беспричинной воли» (Отца как лица Троицы) в себе самой как причине и сущности себя самой. Т. о.. Отец вечно рождает совечного себе Сына («вечное Слово», «Сердце»), Для дальнейшего откровения воля должна «выйти из-себя», и это «исхождение» Беме называет Св. Духом, а его результат—самообозримостью Бога, Премудростью, «произнесенным Словом», в котором единый Бог открывает себя в качестве Троицы. В процессе самооткровения как «вечной игры» Бога воля с необходимостью порождает «противоволю» как принцип движения духа вне чистой Божественности. Первый этап этого движения—«вечная природа», мир чистых сущностей, где взаимосложение воли и противоволи приводит к «сжатию», порождающему «огненную молнию», два аспекта которой (огонь и свет) образуют соответственно «царство мрака» (1-й принцип) и «царство радости» (2-й принцип). В последнем Слово становится «оформленным». Результат взаимодействия двух «принципов»—материальная природа (3-й принцип) и человек. Бытие бесконечно многих сущностей, обусловленное оформлением Слова, Беме называет «имагинацией» (т. е. «вхождением в образ»), а ее восприятие человеком в аспекте множественности — «фантазией» (наваждением). Символическое самораскрытие Слова совершается не механически, а свободно, а потому сопровождается злом (диаболом) как меональной репликой символа. Т. о., Бог в себе трансцендентен и самодостаточен, но он же, вечно разыгрывающий самооткровение, имманентен всему, что разыгрывает. Эта игра—речь Бога, разорванная паузами зла и мрака как собственным необходимым внутренним моментом, вбжзи своего источника звучащая чисто и громко, а в наибольшем отдалении от него, на уровне материальной природы—глухо, тихо и искаженно. Однако в человеческом духе, освобожденном пришествием и подвигом Христа, заключена возможность обратного вхождения в царство вечно неомраченного духа и свободы. В трактовке «христианского процесса» Беме следует мистической традиции: человек спасается, гася в себе «самоценность» и становясь чистым проводником Слова Божьего. Обращаясь внутрь себя посредством смирения и отрешенности, душа перестает быть лишь зеркалом Духа и обретает субстанциальное тождество с ним, а звучащее Слово, получая таким образом свое эхо, познает, до каких пределов оно дошло, и становится «для себя», символически оформляет себя. Путь восстановления изначальной целостности человека, нарушенной грехопадением, Беме вслед за алхимиками видит еще и в достижении андрогинного единства изначального Адама (и Христа), ведущем к новому рождению человека как символического, причастного к вечности и свободного существа. «Утренняя заря» возрождения истинной религии, предвозвещающей «день Божий», и есть смысл той миссии, к которой Беме чувствовал себя призванным, Из многочисленных попыток усвоения идей Беме наиболее плодотворными были в философии позднего Шеллинга и в «аналитической психологии» К. Г. Юнга.
Источник: Новая философская энциклопедия