Тибет.) Последователи древней религии аборигенов Тибета;
до-буддийских храмов и обрядности; то же, что и дугпа, "красные
шапки", хотя это последнее обозначение обыкновенно относится
только к колдунам.
БОНЫ
БОНЫ
Источник: Теософский словарь
БОН
тиб., букв. - заклинать, призывать) — система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Б. считается полумифич., полуреальная личность Шенраб-мибо. Б. и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же лит. язык. Вследствие этого, напр.. конечная цель Б.— «состояние пробуждения» — выражена тем же термином, что и в буддизме—санчже (санскр. бодхи). Путь, к-рый прошел Шенраб-мибо, чтобы достичь состояния санчже, описан в корпусе догматики Б. Его полная версия - Зиджид насчитывает 12 томов, сложилась к концу 14 в.;существует также версия в 2 томах (Зермьиг) и краткая версия в одном томе (Доду), отражающая устную традицию передачи учения Б., записанную учителем Лоден-ньигно (р. в 1350). Первый бонский монастырь — Яруб. Персонажи пантеона Б. отражают сильнейшее влияние буддизма, в части, одной из первых будд. школ Тибета — ньингмапа. Е. Д. Огнева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
БОН
(тиб. bon) — 1) автохтонная религия тибетцев, родственная шаманизму Центральной и Северной Азии; 2) одна из школ тибетского буддизма, действующая доныне. Существуют как собственно бонские, так и научные классификации Б., а также несколько вариантов его исторической периодизации. При этом надо помнить, что религиозное содержание каждой «исторической» стадии Б. сохраняет свою актуальность до сего дня. «Первоначальный бон» строился на представлениях о том, что природа населена множеством духов, большинство из которых несет людям несчастья и умилостивливать которых способны шаманы (бонпо). Они передавали традиции гадания, врачевания, призывания и умиротворения богов. Второй период развития Б. называют «высшим учением» (тиб. gyung drung bon, произносится: юндрун бон) и связывают со временем правления царской династии Тибета (примерно VI–IX вв.). На этом этапе сформировался пантеон могущественных богов неба, воздуха и земли, возникли различные версии божественного происхождения тибетских царей и появились новые разряды священнослужителей (шён) — магов, колдунов, знатоков похоронных обрядов. По-видимому, в этот же период складываются легенды о мифическом основоположнике Б. — Тонпе Шенрабе (ston pa gshen rab, или Шенраб Мибо, Совершенный Святой), который позже был назван воплощением предвечного сострадания и буддой, воплотившемся на земле задолго до Будды Шакьямуни. Просветление (бодхи) он обрёл на особых небесах (Олмо Лунринг, что в стране Тациг), там же он получил дар Слова и изучил «нерождённый» Закон всех будд. Считается, что этот вид Б. пришёл в Тибет с запада, из страны Шан-шунг (zhan zhung), простиравшейся от Хотана на севере до Мустанга на юге, и от Гилгита на западе до озера Намцо на востоке. По мнению тибетских учёных, государство Шан-шунг, в котором говорили на одном из восточно-иранских языков, существовало не только до тибетского государства, но даже до рождения Будды Шакьямуни. Согласно Намкаю Норбу Ринпоче, до проникновения буддизма в Тибет в Шаншунге религиозные адепты уже знали учение дзогчен в качестве «карнатантры». После многовекового «сотрудничества» с буддизмом Б. приобрёл сходные с ним черты: канонические тексты (собрание которых то же называется — Кангьюр), храмы, монастыри, священнослужителей и т.д. Как и школа ньингма, Б. предстаёт в девяти колесницах (Путях, системах) усовершенствования и развития способностей человека, в том числе духовных. Священным символом каждого Пути является свастика. С XI в. прослеживаются конкретные формы бонских заимствований (к примеру, в 1072 г. основан первый большой монастырь Б.). Бонцы по-своему истолковывают буддийские учения (в том числе сложнейшего дзогчена), тантрические культы, институт земных воплощений божеств и учителей прошлого в действующих проповедниках. Возможно, чтобы их учение отличалось от буддийского, бонцы ритуально обходят святыни против солнца, буддийские мантры читают с конца и т.д. Таков третий период Б. Ныне монастыри Б. продолжают действовать в Тибете, особенно в Кхаме и Амдо, а также в Китае, справедливо считаясь пятой основной школой тибетского буддизма. Девять ступеней практики Б. таковы: 1) путь прорицаний; 2) путь заклинаний или изгнания злых духов; 3) путь обуздания; 4) путь бардо — существования между рождениями; 5) путь мирян; 6) путь монахов; 7) путь белого «А»; 8) путь высшего шен или Б.; 9) высший путь — дзогчен.